С 2017 года стоимость помывки в муниципальных банях может вырасти в 1,5 раза – до 240 – 260 рублей
Как стало известно «КВ», в 2017 году в Омске может быть существенно сокращено финансирование муниципальных бань. Мэрия намерена отказаться от компенсаций, выплачиваемых двум банным МУПам на покрытие разницы между себестоимостью помывки и ее реальной ценой.
Напомним, что в городе Омске функционируют МУП «Банное хозяйство», которое управляет семью банями, и МУП «Банный комбинат № 2», в управлении у которого 10 бань. С мая 2015 года стоимость полуторачасовой помывки в любой из муниципальных бань Омска установлена на уровне 170 рублей (до этого составляла 150 рублей), причем льготные категории граждан и дети старше 7 лет посещают бани по цене 85 рублей, дети до 7 лет – по цене 42,5 рубля. Чтобы платить в два раза меньше, человеку нужно, подтвердив право на льготу документально, получить специальные талончики в окружном отделе Центра социальной поддержки населения.
Себестоимость услуги при этом в среднем в 1,5 раза выше установленного тарифа для населения. Любопытно, что экономически обоснованный тариф утверждает не РЭК, а непосредственно профильный департамент – департамент городского хозяйства администрации Омска. В текущем году себестоимость установлена на уровне порядка 240 рублей для одного МУПа, около 260 рублей – для второго. Разницу между реальной стоимостью помывки и экономически обоснованным тарифом бюджет предприятиям до последнего времени возмещал.
Так, только по МУП «Банное хозяйство» финансирование из бюджета города в 2015 году превысило 12,3 млн рублей, из которых на компенсацию недополученных доходов от предоставления льгот приходилось немногим более 3,1 млн рублей. В 2016 году объем финансирования по этому предприятию сокращен до 11,8 млн рублей. Такая же сумма, для сравнения, предоставлялась предприятию в 2010 году. В 2012 году на оба муниципальных предприятия приходилось порядка 27,5 млн рублей из бюджета.
Но уже с ноября текущего года, по информации «КВ», финансирование муниципальных бань сокращено. Средства, которые руководители предприятий ожидали получить в качестве компенсации недополученных доходов, переброшены на компенсации за помывку льготников. Между тем именно благодаря поступлениям из бюджета банные комбинаты покрывают коммунальные и налоговые платежи. На заработную плату сотрудникам и взносы во внебюджетные фонды зарабатывают, как правило, сами. В МУП «Банное хозяйство» финансовая ситуация сегодня получше, в МУП «Банный комбинат № 2», где себестоимость услуги выше, похуже, но долги обоих предприятий, судя по отзывам людей, знакомых с ситуацией в МУПах, сегодня не так критичны.
Не предусмотрены «банные» компенсации ни в проекте бюджета на 2017 год, ни в проекте на 2018-2019 годы. Отметим, что финансирование мероприятий по обеспечению населения банными услугами ранее было прописано в подпрограмме «Бытовое обслуживание населения» муниципальной программы «Социально-экономическое развитие города Омска» на 2014-2018 годы, утвержденной в 2013 году. Согласно подпрограмме на 2017 год на эти цели приходилось немногим более 21 млн рублей. Теперь департамент финансов решил эту строчку из программы исключить. В бюджете будущего года предполагается заложить только порядка 4,5 млн рублей на компенсации за посещение бани льготниками. Тогда как примерно такая же сумма требуется на помывку льготников только одному предприятию из двух. За счет чего банщики будут обслуживать льготников, когда эти средства закончатся, – неизвестно.
Какой выход видят при этом в городской администрации? Там, как стало известно «КВ», рассчитывают утвердить банным предприятиям тарифы на уровне экономически обоснованных. И предложить МУПам по этой цене людей и мыть. Если такое решение будет принято, существенного оттока посетителей не избежать:
– Контингент наших бань – это люди, что греха таить, большей частью бедные, малообеспеченные. Часто это многодетные семьи, старики. Платить такие деньги – по 260 рублей за одно посещение – они не смогут и не захотят, не потянут и льготную стоимость от этого тарифа. Они с тазиками пойдут к городской администрации, и будут правы, я считаю. Сами посудите – если человек мылся в бане каждую неделю, то с такой ценой он сможет прийти только два раза в месяц, - прокомментировала на условиях анонимности ситуацию сотрудница одной из муниципальных бань. В мэрии над тем, что социального недовольства не избежать, видимо, всерьез не задумываются, не поднимал тему на момент подготовки материала и профильный комитет горсовета (впрочем, обсуждение проекта бюджета в комитете по социальным вопросам должно было состояться во вторник, 8 ноября, уже после ухода номера в печать).
Искать решения в условиях отсутствия средств в бюджете депутатам и мэрии в любом случае придется, иначе банкротство банных комбинатов, финансирование которых приостановлено уже сейчас, может случиться в течение ближайших месяцев – баням просто отрежут доступ к услугам поставщики ресурсов. Кстати, еще несколько лет назад звучали предложения слить оба комбината в одно предприятие, что позволит сократить часть расходов на управление. Вероятно, имеет смысл это делать только в том случае, если часть бань закрыть. Тогда удастся общую численность работников муниципальных бань сократить до 100 человек, и объединенное предприятие сможет работать, как и сейчас работают оба МУПа, на ЕНВД, а не на более затратном НДС, как было раньше. Не исключено, что можно поискать резервы и в сокращении расходов на обслуживание бань – сократить объем ремонтных работ, общеэксплуатационных затрат и так далее.
Понятно, что «банная» проблема касается гораздо меньшей части населения города, чем, к примеру, транспортный вопрос, но при этом именно люди, пользующиеся услугами муниципальных бань, наименее защищены социально и экономически. Точной информацией о том, сколько человек моется в муниципальных банях, «КВ» не располагают. Известно, к примеру, что количество посетителей всех бань в 2012 году составило около 300 тысяч человек, в 2015 году только по одному МУПу количество посетителей приблизилось к 150 тысячам человек. Это, казалось бы, не много для миллионного города, сплошь и рядом застроенного частными домами, но крайне важно для санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целом. И вряд ли руководитель профильного департамента, первый вице-мэр Сергей ФРОЛОВ этого не понимает. «КВ» будут следить за развитием событий.