Все рубрики
В Омске среда, 13 Декабря
В Омске:
-17
Пробки: 1 балл
Курсы ЦБ: $ 58,8370    € 69,2982

Игорь МЕРКУЛОВ: «Товарооборот в розничной торговле упал на 15%. Это медицинский факт»

16 ноября 2016 08:51
1
1609

Во вторник, 8 ноября, управляющий Омским отделением Сбербанка Игорь МЕРКУЛОВ дал пресс-конференцию, посвященную 175-летию Сбербанка.

Отдельные фрагменты этой пресс-конференции мы представляем читателям.

О цифрах

Омское отделение Сбербанка по итогам 2016 года получит прибыль в районе 5,2 млрд руб. На 1 января в районе 2,8 млрд руб. с небольшими отклонениями мы заплатим в разные уровни бюджета Омска и Омской области. Мы являемся группой консолидированных налогоплательщиков и платим налог на прибыль исходя из доли численности персонала и основных средств, которые находятся на территории Омской области. Напомню, что мы резко увеличили налоговые платежи в регион с открытием контактного центра. И это произошло в связи с тем, что в Омске сразу прибавилось 2400 рабочих мест.

Мы немного снизили свою долю на рынке привлечения средств юридических лиц с 32 до 31%. Этот рынок сильно волатилен, и понятно, что компании управляют своими ресурсами грамотно. И я не буду открывать Америку: мы не самый щедрый банк в отношении процентных ставок. У нас консервативная политика и по размещению, и по привлечению ресурсов. Это нас не беспокоит: 31% – это хорошая доля. В кредитах юрлиц наша доля 25% на региональном рынке. Хочу подчеркнуть, что все эти проценты вычислены согласно методике ЦБ: здесь учитываются все кредиты, выданные всеми банками страны юрлицам, которые имеют ИНН с омской пропиской (первые две цифры 55).

На рынке привлечения физических лиц у нас все последние пять с половиной лет, которые я работаю в Омске, доля колеблется около 50%. Причем, как мы заметили, в тревожные времена она растет. Наша доля в кредитовании физлиц – 42%, причем за последние пять лет эта доля увеличилась приблизительно на 15%. То есть здесь мы растем быстрее рынка.

Сегодня у нас на обслуживании 23 тысячи корпоративных клиентов, из которых 10% – наши заемщики. В 2016 году выдано порядка 58 млрд руб. кредитов. Третий квартал показал, что рынок кредитования, в том числе ипотеки, оживляется: мы в III квартале 2016 года выдали всех кредитов – потребительских и ипотечных – больше, чем в III квартале 2015 года. Из 62 тысяч получателей кредитов-физлиц 11,5 тысячи оформили обращение в банк по онлайн. Причем на 1 января 2016 года таких клиентов было ноль. Сейчас в банке тестируется технология, когда с помощью обработки данных в случае одобрения заявки клиенту приходят на картсчет деньги даже без его прихода в банк – он лишь оформляет по Интернету оферту. Но для этого, подчеркиваю, он должен иметь нашу дебетовую карту, то есть уже быть клиентом Сбербанка. В основном это рассчитано на тех, кто берет кредиты повторно – третий раз, пятый и т. д.

В Омской области нами установлено 9800 POS-терминалов. Если лет 6 назад безналично в рознице рассчитывались 6%, то сейчас около 20% от торгового оборота приходится на оплату пластиковыми карточками.

О мобильном мошенничестве

Мы обладаем информацией по всем транзакциям клиента. Более того, у нас есть технология, что в момент осуществления транзакции – а это несколько секунд – наша система определяет: стандартное ли это поведение для данного человека или нет. Эти операции уходят в отдельную обработку, чтобы понять: это операция мошенническая или вдруг человек так сильно разбогател, что решил деньги раздавать на благотворительность. Я немножко утрирую.

Второе. Людям приходят СМС-сообщения, что-де ваша карта заблокирована, позвоните в службу безопасности банка. Мы официально на всех пресс-конференциях всегда говорим: никогда служба безопасности банка не занимется разблокировкой и блокировкой карточных операций. Это все может делать только контактный центр банка, который, кстати, находится в Омске. Да, карточка может быть заблокирована, когда происходят непонятные для банка нетрадиционные для этого клиента операции. И может прийти сообщение: ваша карточка заблокирована. Клиент звонит в контактный центр, подтверждает, что это он (номер паспорта, прописка, кодовое слово или могут спросить: какую последнюю операцию вы делали по этой карте), у него спрашивают: вы делали такие операции, он говорит: да, я делал такие операции. Плюс к этому клиент звонит с телефона, который зарегистрирован в базе данных банка. Что происходит иногда? Клиент решил по каким-то причинам сменить телефон – и забывает, что у него мобильный банк подключен к данному телефону. Я как-то ряд лет назад позвонил по своему первому орловскому мобильному телефону, который у меня тогда был в 1999 году, и мне ответили. А если бы у меня к этому телефону был подключен мобильный банк?

Господи, у нас 1,7 млн карт в Омской области только Сбербанка. При этом мы не единственные на этом рынке. Вы все прекрасно знаете, что в регионе чуть больше 1,7 млн жителей, начиная с моей дочери, которой три недели, до… Соответственно, только у меня четыре карты Сбербанка. Одна из них исключительно для Интернета. Я в магазинах расплачиваюсь одной картой, другая у меня базовая. Если на магазинной деньги кончились, я могу, стоя рядом с кассой, с помощью смартфона перевести деньги с карты на карту в течение нескольких секунд. На карточке, которую я использую для платежей по Интернету, всегда лежит только то количество денег, которое будет необходимо в ближайшее время. Для яндекс-такси, например. Обслуживание этой карты мне обходится 750 рублей. Это те деньги, которые я плачу за свою безопасность.

О кризисе

Кризис мы замечаем по тому, что потребность в кредитах у предприятий меньше. Не все компании и не во всех отраслях чувствуют себя одинаково хорошо. Мы видим кризис в том, что ипотека хоть и выросла к уровню прошлого года, но она не вернулась на объемы докризисного уровня. Но кризис мы прежде всего ощущаем в потреблении. Я сказал, что доля безналичных расчетов в розничном товарообороте выросла до 20%, но я же не сказал, что товарооборот в розничной торговле упал на 15%. Но это медицинский факт. При том что цены возросли. Так что в натуральном выражении он упал намного больше. Инфляция в этом году небольшая – 6%. Но инфляцию движет потребление. Чем больше люди зарабатывают – больше тратят. Больше тратят – при сравнительно ограниченном предложении товаров – понеслась инфляция. Мы держали доллар – инфляция была больше. В результате мы были сильно богатыми. А сейчас у нас средняя зарплата меньше, чем в Китае.

Комментарии через Фейсбук

киви 16 ноября 2016 в 11:27:
При гарантированном и даже растущем числе вкладчиков-физиков Сбербанк превращается в богадельню для вкладов. Проценты все ниже и ниже.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий

При поддержке

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.