В течение 2015 года шла жесткая битва за то, кто будет контролировать сбор мусора в Омске
31 декабря 2015 года в «Российской газете» был опубликован Федеральный закон N 404-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этот закон перенес требование о введении в платежке отдельной строчки за сбор и транспортировку твердых бытовых отходов (ТБО) на период до 1 января 2017 года. Ранее такую строчку должны были ввести с 1 января 2016 года, а перед этим региональное правительство обязано было утвердить единый тариф на услугу и заключить соглашение с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Но федералы так и не успели подготовить необходимые подзаконные акты.
Из города в область
С 1 января 2016 года полномочия по регулированию "мусорных" отношений перешли с уровня муниципалитета на уровень субъекта РФ.
В прошлом году «к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов». В 2016 году «к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов».
То есть была «организация», стало «участие в организации». А что такое «участие» – определить трудно. Зато на правительство Омской области закон взвалил целую кучу обязанностей.
Что-то уже было сделано ранее. В конце 2014 года в Омской области была принята концепции утилизации отходов. В ней были заложены планы в 2015-2016 гг. построить новый полигон по утилизации ТБО в Омске, Омском и Азовском районах и до 2018 года – реконструкция выведенных из эксплуатации объектов размещения ТБО на территории Кировского и Ленинского административных округов города Омска. Впрочем, большая часть мероприятий концепции пока остается на бумаге.
30 декабря 2015 года определен победитель открытого конкурса «на выполнение работ по разработке территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами». Заниматься этим будет московское ОАО «Центр благоустройства и обращения с отходами», взявшееся сделать работу за 4 млн руб. при стартовых 8,69 млн. В 2012-2013 годах эта организация, судя по ее сайту, уже осуществляла по заказу регионального минприроды «разработку комплексной схемы обращения с отходами на территории Омской области». Чем территориальная схема отличается от комплексной – информации нет.
Полигоны
До начала 2014 года в Омске действовало три полигона твердых бытовых отходов. Ленинский (три земельных участка), расположенный по Черлакскому тракту, получило в аренду до 2026 года ООО "Омская клининговая компания "Норма плюс". Полигон в Кировском округе (два земельных участка) по Русско-Полянскому тракту арендовало до 2017 года ООО "Экологические технологии". На территории Надеждинского сельского поселения находился собственный полигон ООО "ЖКХ "Сервис", дочернего предприятия НПО «Мостовик».
Как сообщил 2 апреля 2015 года на заседании комитета по вопросам ЖКХ и транспорта Омского горсовета первый зам мэра Омска, директор департамента городского хозяйства Сергей ФРОЛОВ, в 2014 году Ленинский полигон принял 630 тысяч кубометров мусора, Кировский – 350 тысяч, Советский – 450 тысяч. Причем первые два полигона принимали мусор на грани фола, так как 14 февраля и 20 марта 2014 года соответственно истекли сроки действия лицензий на осуществление данной деятельности у ОКК «Норма плюс» и у «Экотехнологий». Но они продолжали принимать ТБО, заявляя, что не размещают ТБО, а временно накапливают на период не более 6 месяцев, за что были административно наказаны штрафом по иску природоохранного прокурора. Но это их не остановило.
Переоформить лицензию они не могли, так как земли Ленинского и Кировского полигонов располагались в границах населенного пункта город Омск, что категорически запрещено федеральным законодательством. Природоохранный прокурор обратился в суд с просьбой «обязать администрацию Омска устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления, прекратив использование для целей размещения твердых бытовых отходов спорных земельных участков».
12 августа 2014 года Центральный районный суд «признал незаконным бездействие администрации города Омска по недопущению размещения отходов производства и потребления в границах населенного пункта город Омск». 22 октября 2014-го Омский областной суд подтвердил это решение, и оно вступило в силу. 19 ноября администрация Омска обратилась в Центральный суд с просьбой об отсрочке, заявив, что «в настоящее время работы по организации новых полигонов и ликвидации старых ведутся, однако исполнение решения требует временных и материальных затрат». И такая отсрочка была предоставлена до 1 мая 2015 года. А 13 мая Центральный суд дал еще одну отсрочку, до 31 декабря 2015 года. Как было сказано в постановлении от 1 июля апелляционной инстанции, оба полигона ТБО будут работать в режиме временного складирования ТБО. Начальник отдела правового и кадрового обеспечения департамента городского хозяйства администрации города Омска Олег БАЛАНОВ заявил на суде, что днем мусор будет завозиться на эти полигоны и прессоваться, а вечером и, возможно, ночью его будут отвозить на Надеждинский полигон. К этому времени городской совет изменил границы населенного пункта город Омск, выведя Ленинскую и Кировскую свалки за его пределы. Правда, в восстановлении лицензий это не помогло, так полигоны не были зарегистрированы как объекты недвижимости, а значит, не могли быть включены в соответствующий реестр. А попытку муниципалитета зарегистрировать их заблокировала прокуратура.
С марта 2014 года единственным для Омска лицензированным полигоном является Надеждинский. Только здесь можно официально утилизировать мусор. Есть еще, правда, сельские полигоны, но возить туда ТБО экономически нецелесообразно.
Как вскоре выяснилось, несмотря на то, что Надеждинский полигон создавался с нуля и имел проект, строили его не по проекту. По сути дела, просто вырыли котлован и поставили рядом шлагбаум – и все. Весной 2014 года все это обнаружила проверка Омскприроднадзора: полигон до сих пор не сдан в эксплуатацию, да и не мог быть сдан, так как здесь нет даже самого необходимого для полигона элемента – в котловане, куда сваливают ТБО, не оборудован даже противофильтрационный экран. Не говоря уже о ряде других требований. То есть лицензированный полигон оказался ничем не безопаснее для окружающей среды, чем Кировская или Ленинская свалки. 21 августа 2014 года Омскприроднадзор подал иск в Советский районный суд, требуя закрыть Надеждинскую свалку. 2 октября суд дал отсрочку ЖКХ «Сервис» до 1 апреля 2016-го на ввод полигона в эксплуатацию, приняв во внимание тот факт, что формально он – единственный законный.
Дав очередную отсрочку до Нового года Ленинской и Кировской свалкам, областной суд 1 июля не преминул заметить в постановлении, что вывоз мусора на Надеждинскую свалку в природоохранном смысле абсолютно равнозначен хранению его на двух вышеуказанных: все омские полигоны одинаково не оборудованы тем необходимым, что требует законодательство.
Между тем еще осенью 2014 года были возбуждены два уголовных дела за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии: первое – в отношении экс-директора ООО «ОКК “Норма плюс”» Виталия ПУТИНЦЕВА, второе – в отношении неопределенных лиц ООО «Экологические технологии». Первое из этих дел уже рассматривается в суде. По версии гособвинения, «незаконное предпринимательство» Виталия ПУТИНЦЕВА заключалось в том, что с марта по сентябрь 2014 года ОКК «Норма плюс», не имея на то лицензии, разместила более 350 тысяч тонн твердых бытовых отходов I-IV классов опасности на полигоне в Ленинском округе Омска.
Подчеркну: с марта 2014 года на Кировском и Ленинском полигонах мусор накапливается, а не утилизируется. То есть весь он должен быть перевезен на лицензированный полигон. Если заявление представителя муниципалитета о том, что мусор перевозят ночами, правда, то, исходя из объемов, озвученных первым вице-мэром Сергеем ФРОЛОВЫМ, ночами Омск буквально должны оккупировать многочисленные мусоровозы. Но этого не наблюдается.
Некоторую юридическую путаницу внесли изменения федерального законодательства, разрешившие временно складировать мусор не 6 месяцев, как ранее, а 11 месяцев. Однако с точки зрения буквы закона существует вступившее в силу решение суда, разрешившее временно складировать мусор на Ленинском и Кировском полигонах только до 31 декабря 2015 года. И ни днем позже.
Рекультивация
Впрочем все сказанное в предыдущей главе – лишь цветочки.
6 мая Омский областной суд укрепил решение Центрального районного суда от 4 февраля 2015 года, подтвердив, что обязанность разработать и согласовать проект рекультивации земельных участков под Ленинской свалкой лежит только на администрации города Омска без – ООО «Омская клининговая компания «Норма плюс», эксплуатировавшего эту свалку. Месяцем ранее, 8 апреля, тот же областной суд принял аналогичное определение по Кировской свалке, подтвердив, что администрация Омска обязана рекультивировать землю под ней без участия ООО «Экологические технологии».
Как посчитал суд, оба предприятия – лишь арендаторы, взявшие под управление свалки, существовавшие задолго до того. 15 сентября третья инстанция – кассационная – еще более укрепила эти решения. А 13 ноября Верховный суд РФ отказался рассматривать эти два дела в судебном заседании.
Напомним, что речь идет о рекультивации земли под свалками, то есть о необходимости освободить эту землю от копившегося десятилетиями мусора. 2 апреля на внеочередном заседании комитета по вопросам ЖКХ и транспорта омского горсовета соучредитель ООО "Омская клининговая компания "Норма плюс" Виталий ПУТИНЦЕВ подсчитал, что для вывоза (без рекультивации) мусора с арендуемого им Ленинского полигона потребуется порядка 8 млрд рублей. Собственник и руководитель ООО "Экотехнологии" Григорий ГОРОВОЙ сообщил, что очищение от мусора и рекультивация земли Кировского полигона обойдется в 10-11 млрд рублей.
Для того чтобы осуществить другой вариант – рекультивация самих свалок, что обошлось бы в разы дешевле, меньше миллиарда рублей, – необходимо их внести в федеральный реестр полигонов твердых бытовых отходов и получить лицензию.
То есть существует вступивший в силу судебный акт, обязующий администрацию Омска рекультивировать земли под Кировской и Ленинской свалками. И это обязательство нельзя передать на уровень субъекта Федерации.
Надеждинский полигон
Надеждинский полигон был построен управляющей компанией ЖКХ «Сервис», единственный учредитель которой НПО «Мостовик». В июле 2015 года ЖКХ «Сервис» оставила генеральный директор Жанна ЗАХАРОВА, возглавлявшая компанию много лет. Перед увольнением она передала землю под полигоном ТБО, которая по официальной оценке, сделанной 13 сентября 2013 года, стоит 396,7 млн руб., компании «ЭкоТрансСервис» как залог за якобы невозвращенную ссуду в 15 млн руб. В связи с этой передачей в отношении Жанны ЗАХАРОВОЙ было возбуждено уголовное дело. И еще одно уголовное дело – по мошенничеству – в отношении неустановленных лиц. В арбитражном суде рассматривается в настоящий момент иск «Мостовика» о незаконности передачи полигона «ЭкоТрансСервису» из-за несоизмеримости его стоимости объему невозвращенной ссуды.
До иного решения суда «ЭкоТрансСервис» является владельцем земли под полигоном, и в этом качестве 15 октября эта фирма разослала по всем управляющим и мусороперевозящим компаниям письмо с заявлением, что с 20 октября на территорию Надеждинского полигона будут допускаться мусоровозы только тех организаций, которые заключили с нею договор. Все приехавшие с талонами ЖКХ «Сервис» на территорию допускаться не будут. Предлагалось заключить договор с владельцем земли «на прием и временное накопление твердых коммунальных (бытовых) отходов с нашей организацией».
Но взбунтовались мусороперевозчики, так как в этом случае Омск лишился бы единственного лицензированного полигона. Здесь есть юридический нюанс: Ленинская и Кировская свалки в подписанных бумагах на временное хранение мусора указывают, что в дальнейшем мусор будет утилизирован на лицензированном полигоне в Надеждине. Практически все государственные и муниципальные контракты на вывоз мусора, а также контракты с крупными компаниями предусматривают обязательство того, кто принимает мусор, утилизировать его, а не накапливать. А что писать в документах в случае, когда и Надеждинская свалка займется исключительно «временным накоплением»?
19 октября Куйбышевский районный суд вынес постановление о наложении ареста на земельный участок ООО «ЭкоТрансСервис» площадью 40 га с кадастровым номером 55:20:131103:358, на котором располагается Надеждинский полигон твердых бытовых отходов (ТБО). Причем ООО «ЭкоТрансСервис» запрещено «распоряжаться и пользоваться» данным участком. Земельный участок постановлением суда передан на хранение ООО «ЖКХ «Сервис».
То есть пока Надеждинский полигон функционирует так же, как и ранее. Но процессы в арбитражном суде все еще идут. И до апреля 2016 года, как уже заявлено руководством ЖКХ «Сервис», полигон не будет введен ив эксплуатацию.
Региональный оператор
В 2016 году правительство Омской области должно выбрать регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Таково требование федерального законодательства. Очень похоже, что это и есть подоплека всех бурных событий прошлого года на местном мусорном рынке. Тем более что первоначально с региональным оператором субъекты Федерации должны были определиться в 2015 году.
Еще в марте прошлого года в Омске в течение нескольких дней провели ряд переговоров представители федеральной компании «Ростех». Напомню: в 2014 году «Ростех» заявил, что готов контролировать развитие инфраструктуры для утилизации отходов по всей России, для чего в его структуре появилась «дочка» «Национальный экологический оператор» (НЭО). На сайте НЭО в первых же строках сразу сообщается, что он – «дочерняя специализированная организация ГК «Ростех». Правда, формально владельцем контрольного пакета (75% минус одна акция) является ООО «Гермес», совладельцы которого – основатели кинотеатральной сети "Каро Фильм". Однако, судя все по тому же сайту, председатель совета директоров «НЭО» – первый заместитель генерального директора ГК «Ростех» Владимир АРТЯКОВ.
В августе 2015 года Виталий ПУТИНЦЕВ продал свои 33,33% в ООО «Чистый город-2004», ООО «Производственная фирма «Чистый город» и ООО «Омская клининговая компания «Норма Плюс». Все они зарегистрированы по одному и тому же адресу в Омске: ул. Нейбута, 91 и все имели трех учредителей – Виталия ПУТИНЦЕВА, Дмитрия МЕЛЬНИКОВА и Виктора ЧЕБАКОВА. Все эти компании концентрировались вокруг Ленинского полигона ТБО, а «Норма Плюс» арендовала земли этого полигона. Покупателем выступило ООО «НЭО Омск», 90% которого принадлежит компании «Национальный экологический оператор», а 10% — физическому лицу Олегу СОЛОВЬЕВУ. «НЭО Омск» появилось на свет 20 июля 2015 года все по тому же адресу: ул. Нейбута, 91. Во всех трех организациях «НЭО Омск» стало владельцем 51% долей. Но 25 декабря 2015-го в двух «Чистых городах» по 25% долей передала во владение физическому лицу Ирине БАЖЕНОВОЙ, генеральному директору вышеупомянутого ООО «Гермес».
Интересно, что в сентябре 2014 года в Омске уже было зарегистрировано ООО «РТ-НЭО Омск» с двухмиллионным уставным капиталом, учредителями которого выступили ООО «ЭкоТранс» (50%), ООО «ЭкоСервис» и московское ООО «Гермес». Первые два собственника связаны с группой компаний, работающей на Кировском полигоне ТБО.
То есть мы видим целенаправленную работу по завладению омским мусорным рынком с перспективой стать региональным оператором. Непонятно, правда, что НЭО собирается делать со вступившими в силу решениями судов по Ленинскому и Кировскому полигонам? Руководство регионального минприроды загадочно говорит, что проблема будет решена.
Кстати, очень похоже, что региональным оператором хочет стать и омский бизнесмен Илья ФРИДМАН, который ранее в причастности к мусорному бизнесу замечен не был. Однако заплатил аванс за земельный участок площадью 258,59 га с кадастровым номером 55:20:044101:10 около поселка Дружино, ранее предназначавшимся для золоотвалов будущей ТЭЦ-6, и собирается помериться силами с федеральной НЭО. Но сделать это он может лишь в одном случае: если договорится с областной властью, что именно он станет единым региональным оператором по вывозу ТБО. Переговоры идут.
Еще более года назад "Норма Плюс" и "Экотехнологии" запланировали организовать легальный полигон на 43 гектарах в Богословском поселении. В качестве инвестора должно выступить созданное под этот проект ООО "Сибэкопром". Оценочная стоимость – около двух миллиардов рублей. До конца 2015 года предполагалось разработать проект полигона, пройти экологическую экспертизу и получить разрешение на строительство. Но сроки сдвинулись.
Учредителями «Сибэкопрома» выступили физические лица, связанные с «Нормой плюс» и «Экотехнологиями», однако 12 августа 2015 года собственником 15% этого ООО стало «НЭО Омск». Свою долю ему продал Виталий ПУТИНЦЕВ, оставшийся в «Сибэкопроме» директором.