Вступил в силу приговор по резонансному делу о крушении башенного крана на улице Жукова в отношении Виктора ПОЛУКАРОВА, Константина СЕМЕНОВА, Сергея МАСЛЕНКИНА и крановщика Федора ЕЛЬКИНА
Судья Омского областного суда Ольга НАХАЕВА за два дня, 10 и 16 августа, рассмотрела апелляционные жалобы осужденных Виктора ПОЛУКАРОВА, Константина СЕМЕНОВА, Сергея МАСЛЕНКИНА, Федора ЕЛЬКИНА и родственников четырех погибших. В итоге судья оставила без изменения приговор зампреда Куйбышевского районного суда Ирины НОСИК по уголовному делу о падении башенного крана на улице Жукова в Омске. Многомиллионный иск родственников погибших до сих пор рассматривается отдельно в порядке гражданского судопроизводства.
ПОЛУКАРОВ и подчиненные
Напомним, 26 октября 2015 года в результате крушения многотонного крана КБ-403А со стройки торгово-выставочного комплекса с гостиницей «Апарт-отель «Маршал» на улицу Жукова погибли четыре человека – семья БОГДАНОВЫХ (молодые супруги с младенцем, ехавшие в автомобиле Toyota RAV4) и водитель микроавтобуса «Соболь» Игорь ФИЛИППОВ.
Уголовное дело расследовалось почти год, и 6 октября 2016 года было передано в Куйбышевский районный суд. Обвинение было предъявлено 59-летнему экс-директору и соучредителю ООО «Инвестиционно-промышленная компания «Жилстрой», которому принадлежал упавший подъемник, учредителю ООО «Группа компаний «Жилстрой Джаст Фит Лайф», почетному строителю России Виктору ПОЛУКАРОВУ. А также 36-летнему гендиректору ООО «Группа компаний «Жилстрой Джаст Фит Лайф» Константину СЕМЕНОВУ, 33-летнему начальнику строительного участка Сергею МАСЛЕНКИНУ и крановщику Федору ЕЛЬКИНУ. Обвиняемым инкриминировали ч. 3 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении строительных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), а крановщику Федору ЕЛЬКИНУ, упавшему вместе с подъемником и получившему инвалидность, предъявлено обвинение еще и по ст. 168 УК РФ (уничтожение чужого имущества в крупном размере, совершенное путем неосторожного обращения с источниками повышенной опасности).
Трое управленцев свою вину категорически отвергли, утверждая, что на момент трагедии они уже не руководили строительством «Апарт-отель «Маршал». По их словам, стройкой полностью руководил Константин ПЕТРЕНКО и его подчиненные, но следователи этот факт проигнорировали и их «назначили ответственными» в трагедии (подробности можно почитать на сайте KVnews). Федор ЕЛЬКИН, напротив, полностью признал свою вину и принес извинения родственникам погибших в зале суда.
По версии гособвинения, подтвержденной в суде первой инстанции, обвиняемые не обеспечили безопасность труда в процессе выполнения работ и допустили к эксплуатации башенный кран без осуществления контроля за его техническим состоянием. В частности, устройство подкрановых рельсовых путей и монтаж башенного крана были проведены в отсутствие проектной, экспертной и разрешительной документации. Механизмы блокирования ходового устройства крана на рельсах, по которым он двигался (тупиковые упоры), были установлены в нарушение требований технических норм и правил по безопасности на недопустимо близком расстоянии от края рельсов. Сам кран был в неисправном техническом состоянии, у него не работал один из тормозов передвижения, вследствие чего он съехал с рельсов и опрокинулся на проезжую часть. При этом обслуживание крана проводилось не аттестованным персоналом, предупредительные необходимые ежедневные осмотры и проверки технического состояния крана не проводились. 24 мая 2017 года судья Ирина НОСИК признала всех подсудимых виновными.
Ежов и следователи
Приговор суда первой инстанции был оспорен адвокатами трех осужденных, просивших оправдать своих подзащитных, и потерпевшими, не согласными с «очень мягким» наказанием.
16 августа Виктор ПОЛУКАРОВ пояснил корреспонденту «КВ», что если вердикт судьи Ольги НАХАЕВОЙ тоже не будет оправдательным, то его адвокат обязательно будет подавать кассационную жалобу. А затем неожиданно вспомнил наркома Николая Ежова, который возглавлял сталинские массовые репрессии в 1937–1938 годах, но потом был уничтожен сам и «две тысячи его следователей были расстреляны». Намек ПОЛУКАРОВА на плохую работу следователей по его делу был понятен. Но как тогда объяснить, что в 2015 году на строительстве другого жилого дома – по улице Комарова, впритык со зданием Омской академии МВД, использовались без разрешительных документов сразу два аналогичных башенных крана КБ-403А, принадлежавшие ООО «ИПК «Жилстрой», возглавляемому ПОЛУКАРОВЫМ, еще более раннего года выпуска. Более того, на эти краны и нельзя было получить такие разрешения, так как они находились в аварийном состоянии, но это выяснилось уже после трагедии – в ходе процедуры банкротства ИПК «Жилстрой», и краны распилили на металлолом.
После выступлений всех подсудимых с последним словом и пятиминутного нахождения в совещательной комнате судья Ольга НАХАЕВА оставила в силе приговор суда первой инстанции. Тем самым подтвердив назначение Виктору ПОЛУКАРОВУ 4 года лишения свободы в колонии-поселении, Константину СЕМЕНОВУ и Сергею МАСЛЕНКИНУ – каждому по 3,5 года колонии-поселения. Также суд лишил всех права в течение трех лет выполнять управленческие функции в организациях-заказчиках строительных работ и подрядных организациях, осуществляющих такие работы.
Федору ЕЛЬКИНУ назначено 2 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении и 320 часов обязательных работ с лишением права в течение трех лет заниматься деятельностью, связанной с осуществлением строительно-монтажных работ с использованием подъемных сооружений.
Корреспонденту «КВ» в омском Управлении Федеральной службы исполнения наказаний пояснили, что должно происходить дальше. Облсуд изготовит полное мотивированное решение и вернет вместе с ним уголовное дело в Куйбышевский райсуд, после чего райсуд направит приговоры в отношении каждого фигуранта в УФСИН. Сотрудники ведомства выпишут и выдадут на руки каждому осужденному направление в колонию-поселение, скорее всего в поселок Осташково. Получив на руки документы, каждый должен в течение 10 дней самостоятельно добраться до места назначения для отбывания наказания.