Все рубрики
В Омске пятница, 26 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,1314    € 98,7079

Кому на Руси без явки жить хорошо?

15 февраля 2018 09:42
2
2499

Депутаты, избирком, предвыборные штабы – кому достанется бороться за повышение явки на президентских выборах в Омске?

8 февраля Центризбирком завершил регистрацию кандидатов в президенты, после чего стало уже точно известно, что в бюллетене будет восемь фамилий. Чуть более месяца осталось до единого дня голосования – 18 марта. Предвыборные кампании на федеральном уровне идут вовсю уже давно, но идет ли подготовка к выборам в регионах?

Предвыборный анамнез

Для Омска, который и так не славится высокой явкой и высокими рейтингами партии власти, это особо острый и непроработанный вопрос. На президентских выборах 4 марта 2012 года, когда был избран главой государства Владимир Владимирович ПУТИН, явка в Омской области составила 61,7% избирателей, а по городу – лишь 57,92% (из которых за ПУТИНА отдало голоса только 49,55% проголосовавших). В районах области голосовать пришло 67,13% избирателей, из них ПУТИНА поддержали 62,99%. В целом по региону за избранного главу государства проголосовало лишь 55,55% участников выборов, по этому показателю Омская область очутилась на 75-м месте среди всех субъектов РФ. При этом город очевидно выказал больше равнодушия как к самому выборному процессу, так и к основному кандидату в частности.

Предыдущие выборы в 2008 году, когда на пост президента выдвигался Дмитрий МЕДВЕДЕВ, были для выбранного в итоге президента куда позитивнее. Явка по Омской области составила 83,16%, по городу – 82,93%, по районам области – 83,48%. В областном центре кандидатуру МЕДВЕДЕВА поддержали 62,09%, в районах – 64,4%. Но тем не менее позиция Омской области в общем рейтинге регионов была также неутешительна – 69 место из 83 при том, что МЕДВЕДЕВА поддержало 63,04% электората.

После выборов

На фоне этого на протяжении последнего десятилетия планомерно сокращается и объем федерального финансирования Омской области, а вслед за ней и Омска. Наш город, как, впрочем, и большинство городов и регионов России, является дотационным и способен получить финансовую поддержку от центра далеко не всегда и далеко не в нужном объеме. Если взять последние субсидии и субвенции, выделяемые Омской области, то по их размеру регион находится на средних позициях сравнительно с другими субъектами. Субвенция на приобретение медикаментов в 2018 году составила немалую, но и не самую большую сумму (442,6 млн рублей), аналогично субсидия на развитие детских и кукольных театров в 2017 году (3,2 млн), субсидия на модернизацию объектов АПК оказалась меньше среднего (42,1 млн). Финансирование программы «Безопасные и качественные дороги», надо отдать должное, остается на достойном уровне – не лучше, но и не хуже остальных регионов (по 1 млрд рублей в 2017 и 2018 году). На реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Омская область на 2018 год получила 30 млн, в 2016 – 2017 годах в программе не участвовала, а в 2015 году получала 21,9 млн, когда ряду других регионов выделялось и по 150 млн рублей. Перечислять можно долго, но тенденция ясна – Омская область находится далеко не в приоритете при распределении федеральных средств.

Отсюда напрашивается вывод о взаимосвязи лояльности региона к федеральному центру и объема межбюджетных трансфертов. Но дабы вернуть расположение столицы, региону необходимо вернуть лояльность электората. В первую очередь – повысить электоральную активность, которая, судя по явке прошлых лет, довольно далека от желаний центра. Но кто превратит омичей в электорат? Кто повысит интерес к выборному процессу? Кто вернет Омску статус лояльного к федеральному центру города?

Влияние фактора лояльности центру на экономику региона весьма красноречиво продемонстрировал Леонид ПОЛЕЖАЕВ, когда в свое время в 2011 году ему был задан вопрос о выборах на «Губернаторском часе».

– Ничего удивительного для меня произойти не может, потому что под дых омичи уже в 2000 году мне дали, когда проголосовали против Владимира Владимировича ПУТИНА и отдали голоса ЗЮГАНОВУ, – заявил тогдашний губернатор. – Омичи подзабыли, наверно, а я хорошо помню. Теперь можно сказать: это стоило нам потери нефтезавода и перерегистрации его в Петербурге. Ну давайте, омичи, еще чего-нибудь перерегистрируем из-за вашей такой принципиальной позиции, – добавил губернатор Полежаев.

Кто работает на явку?

Подключиться к стимулированию населения, по идее, должны все уровни и формы власти. Центр всячески сигнализирует, что крайне важно, что любой из кандидатов в президенты должен быть избран максимально легитимно. А легитимизацию дает явка. Можно рассуждать, что наш процент явки близок к европейским показателям активности граждан, да только не относятся к нам в мире, как к средней европейской стране.

Вертикаль власти уже начала шевелиться, да только пока никаких очевидных движений на поверхности не видно, хотя, возможно, под водой все уже готовы. 7 декабря на семинаре для СМИ, проводившемся совместно Роскомнадзором и Омским областным избиркомом, Алексей НЕСТЕРЕНКО мимоходом упомянул, что в советское время не стоял вопрос, кого выбирать. А вот по показателю явки оценивалась деятельность всех, кто мог повлиять на этот процесс.

Последние свежие выборы прошли  в Омский городской Совет. Его председатель  Владимир КОРБУТ на вопрос  «Что для Омского горсовета означают президентские выборы» ответил:

– Выборы президента – одно из главных событий года. Мы выбираем будущее, в частности, для нашего города. Он должен не просто жить, а развиваться. Для этого и регион, и город  активно участвуют в федеральных программах, в частности, продолжится реализация программы "Комфортная городская среда".  Омичи проявляют   активность, подают заявки на благоустройство. Чтобы эта работа продолжалась и дальше, нужно, чтобы были заинтересованы все стороны процесса: и жители, и власть. Депутаты работают на своих округах, слышат и реагируют на обращения граждан. И, конечно, мы надеемся, что наше взаимодействие будет взаимным, омичи сделают для своего города все, что позволяют им их права. Одно из них – выразить свою гражданскую позицию на президентских выборах. Это и городу принесет пользу, если федеральный центр увидит, что активность омичей на выборах высока. Безусловно, депутаты Омского городского Совета это понимают.

Поэтому «КВ» решили узнать, как участвуют в президентской кампании депутаты Омского городского Совета, которые в силу своего статуса народных избранников должны находиться ближе всего к избирателю, регулярно контактировать с местными жителями на округах и которые только полгода назад были более чем заинтересованы в привлечении омичей на избирательные участки.

Но уровень заинтересованности городских депутатов в президентских выборах оказался, как и уровень федеральной финансовой поддержки Омска, – средним. Оказалось, что мысль о целенаправленном повышении явки и привлечении избирателей на участки большинству депутатов не приходила, а их работа с избирателями по большей части идет в плановом режиме и только попутно затрагивает вопрос выборов президента.

«Вообще такой задачи, что я должен, как депутат, работать на привлечение избирателей, нет. Но на своих мероприятиях я действительно информирую население о том, что приближаются выборы, основные выборы в стране, и хотелось бы, чтобы каждый человек пришел и проголосовал по своему усмотрению. Но самое главное, чтоб пришел», – считает Алексей САЯПИН.

Похожей позиции придерживается Сергей ДРОЗДОВ, отдавая вопросы агитации и призыва к участию в выборах на откуп избирательным комиссиям городского, областного и федерального уровней.«Депутат городского совета муниципального уровня должен работать с наказами избирателей, знать свою территорию и заниматься наведением порядка, улучшением жизни на своем избирательном округе и на своей территории города. Мы видим, что избирательные комиссии в части приглашения на выборы активно работают – у нас и на билбордах такая информация, и по федеральным каналам идет реклама. Конечно, может, мы ко дню голосования будем людей приглашать, а сейчас пока встречи идут – люди приходят, спрашивают, и мы, конечно же, говорим, что надо прийти, определиться, за кого голосовать, потому что мы 18 марта будем определять будущее России», – рассказывает ДРОЗДОВ.

Аналогично считает представитель коммунистической партии Иван ИВЧЕНКО, оставляя проблему массового привлечения избирателей под ответственностью федералов.«Я думаю, что ЦИК сейчас будет усиливать эту работу, и областной избирком подключится, наверное, и председатель городской избирательной комиссии Иван ХОДАКОВ. Но на муниципальном уровне тяжело поднять явку, здесь должен быть задействован федеральный ресурс в большей степени», – рассуждает Иван ИВЧЕНКО.

В свою очередь Дмитрий ЛИЦКЕВИЧ предпочитает завоевывать расположение избирателей, в том числе и в интересах своей партии, выполненными обещаниями. «Поскольку я представляю партию «Единая Россия» и наш кандидат – В.В. ПУТИН, мы стараемся то, что мы обещали и от себя лично, и партийные проекты, реализовывать, чтобы это были не просто разговоры, а реальные дела. Наверное, любое реальное дело по максимуму людей и мобилизует, и агитирует, за кого нужно голосовать», – считает ЛИЦКЕВИЧ. Депутат придерживается позиции, что необходимо вести некую агитационно-просветительскую работу на округе и без каких-либо указаний и инструкций на это, чтобы не было «никаких революций, никаких потрясений в стране». В целом Дмитрий Иванович отмечает «неплохой настрой» своих избирателей, но ставит  это в заслугу реализуемым на территории Омска программам, которые изменяют город в лучшую сторону.

«Понятное дело, что в стороне депутаты не останутся. Наверное, будем работать, привлекать, чтобы избиратели шли, выразили свою волю, потому что решается вопрос будущего страны, потому что стоять в стороне нельзя. Раз уж депутатом человек стал, по всей видимости, избиратели ему доверяют, соответственно, как-то это доверие надо оправдывать, а значит, надо рекомендовать будет, чтобы участвовали в выборах и что в стороне от этого нельзя быть», – остается неравнодушным Юрий ФИЛАТОВ. При этом он отмечает, что ожидаемо горожан волнуют «сиюминутные вещи» и проблемы, но его избиратели не остаются в стороне от выборного процесса.

В свою очередь Виталий ПУТИНЦЕВ не смог оценить настрой избирателей собственного округа касаемо намерения идти на выборы. «А это моя обязанность – привлекать избирателей на участки для голосования?» – поинтересовался депутат. Александр МУРАХОВСКИЙ же предпочел воздержаться от комментариев на тему подготовки к президентским выборам, подтвердив лишь, что все же работает с избирателями.

Более уверенно выглядит представитель КПРФ Михаил ФЕДОТОВ, который хоть и оставляет в секрете места встречи с избирателями и конкретные действия в рамках предвыборной кампании, но подчеркивает, что нацелен на агитацию людей голосовать за кандидата от своей партии. «У нас работа ведется сильная, я говорю сразу. Омск и Омская область – это «красный пояс», у нас будет большой, я думаю, процент победы. Наши все идут. Наш контингент, наш электорат, наши люди идут, все голосовать будут», – уверен ФЕДОТОВ. Подтверждает свое участие в избирательной кампании и коммунист Иван ИВЧЕНКО, подчеркивая, что согласовывает свои действия исключительно с руководителем регионального отделения партии, но не с руководством горсовета.

Некоторые парламентарии также закономерно отмечают, что у каждого из кандидатов в президенты должен быть свой штаб, который и должен отвечать за агитацию и работу с избирателями. Справедливо, но каждый конкретный штаб работает на своего кандидата, а Омску в контексте выборов и укрепления своих позиций в глазах федеральной власти было бы неплохо поработать на себя.

Учитывая все вышесказанное, «Коммерческие вести» решили отслеживать, какого успеха добьются именно городские депутаты в деле пробуждения электоральной активности горожан у себя на округах в преддверии президентских выборов.

Комментарии
рыбка Ванда 19 февраля 2018 в 22:31:
)да не циничный, а просто провокационный...
мещанин 17 февраля 2018 в 22:20:
".. Омску в контексте выборов и укрепления своих позиций в глазах федеральной власти было бы неплохо поработать на себя..." — более циничного лозунга и не придумать т.к. время между выборами тратиться местной властью на удержание этой самой власти и «видимость деятельности», а теперь электорат должен как холоп подтверждать лояльность..
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.