С центром компетенции по гальванике в Омске вряд ли что получится
Пока омские СМИ охотились за министром культуры России Владимиром МЕДИНСКИМ, прилетевшим в Омск в пятницу 2 марта и стремительно, за один день, охватившим немалую программу: кадетский корпус, открытие Дома культуры в Чернолучье, «Праздник Севера» в Седельниково, куда он прилетел на вертолете, встреча с главами омских сельских районов, чтобы поговорить о развитии культуры на селе, совещание в региональном правительстве по вопросам строительства и реконструкции объектов культуры на территории области и, наконец, вечерний спектакль в частном театре Михаила КУРЦАЕВА – омское ПО «Полет» тихо и без шума посетил вице-премьер России Дмитрий РОГОЗИН, курирующий российский ОПК и космическую промышленность. Его сопровождали только специально отобранные представители федеральных СМИ. От правительства Омской области, занятого МЕДИНСКИМ, его сопровождал зампред Игорь БОНДАРЕВ. О посещении Омска российским вице-премьером даже не было информации в общей ленте правительственного портала «Омская губерния» – только маленькая нейтральная информушка в ленте регионального минпрома.
Требуется модернизация
"Задача состоит в том, чтобы не в 2022-м, а хотя бы в 2021 году мы могли бы уже начать серийное производство "Ангары", – заявил вице-премьер. И подчеркнул, что в Роскосмосе пока рассчитывают в 2019 году сделать легкую ракету "Ангара 1.1" и "Ангара 1.2", тяжелая же версия по изначальному плану должна была появиться к 2022 году (цитируется по ТАСС).
"Сегодня нами принято решение, чтобы немедленно открыть работы по модернизации "Ангары", облегчить ее, увеличить ее тяговооруженность и тем самым создать ракету в тяжелом классе, которая будет более чем конкурентоспособна даже по сравнению с тем, что делают наши американские коллеги", – сообщил РОГОЗИН по итогам посещения «Полета» (цитируется по ИА INTERFAX). И добавил, что необходимо также открыть работы по метановому двигателю, по кислородно-водородному двигателю, использовать конструкторские решения, которые позволяют рассматривать кислородно-водородную ступень в качестве третьей ступени, что в свою очередь повысит грузоподъемность "Ангары" в тяжелом классе до 37 тонн (там же).
Что касается самой ракеты-носителя, то, по его словам, во-первых, должны быть подготовлены расчеты по борьбе с издержками производства, что позволит удешевить ее создание. Во-вторых, речь также идет о техническом улучшении за счет использования композитных материалов и перехода на самую современную сварку, которая на 15% улучшает летные характеристики.
Raptor – не от тараконов
Слова об американских коллегах подсказывают, что сподвигло вице-премьера на столь громкие заявления. Первый запуск «Ангары-А5.1Л» состоялся 23 декабря 2014 года. Второй запуск был намечен на первое полугодие 2016 года, но был перенесен на первое полугодие 2018-го.
При этом 6 февраля 2018 года компания SpaceX Илона МАСКА выполнила испытательный запуск ракеты-носителя Falcon Heavy. Это самая мощная из ракет-носителей за последние 30 лет. Она в состоянии вывести на орбиту груз до 64 т. Российская ракета-носитель "Протон-М" имеет грузоподъемность до 22,4 т. Проектируемая "Ангара-А5" – до 24,5 т. При сравнимой с «Протоном» стоимости запуска, Falcon Heavy может взять на борт два спутника, в то время как «Протон» – один. Запуск «Ангары-А5» процентов на 40% дороже запуска «Протона».
Так что беспокойство понятно. При том что все последние годы Роскосмос твердил о керосиновом двигателе «Ангары» как о нашем главном достижении, начинает вдруг выясняться, что это вовсе не вершина сегодняшних технологий.
Двигатель первой и третьей ступеней новой сверхтяжелой американской ракеты Raptor работает на жидких метане и кислороде. Ранние концепции для Раптора использовали в качестве топлива жидкий водород. Отсюда и берут истоки слова Дмитрия РОГОЗИНА о новых топливах, о которых, похоже, никто ранее в России и не думал.
Проблема, правда, в том, что проект «Ангары» разрабатывался десятка два лет и до сих пор даже легкая ракета-носитель не доведена до рабочей версии, которую можно запускать в массовое производство. Если что-то менять, то необходимы будут новые конструкторская документация, испытания, сертификация новых материалов и прочее, прочее, прочее, что может затянуть запуск в серию еще на десяток лет.
Караваны ракет?
В ходе осмотра ПО «Полет» обсуждались текущие проблемы и вопросы дальнейшего развития производственной площадки ПО «Полет» в рамках реализации программы по конвейерному выпуску «Ангары». То есть все о том же ускорении графика.
Проблема, однако, в том, что ПО «Полет» не укладывается даже в существующий график, из-за чего отстранен от должности предыдущий директор омского предприятия Михаил ОСТРОУШЕНКО.
Напомним, что летом 2015 года вице-премьер России Дмитрий РОГОЗИН уже был в Омске на ПО «Полет». Тогда говорилось, что до конца текущего (2015) года ПО «Полет» достроит цех чистовой сборки: «а полностью весь процесс сборки «Ангары» и серийного производства универсальных ракетных моделей (УРМ) омское ПО «Полет» осилит к 2021 году. Проектная мощность обновленной производственной площадки – до 100 УРМ в год».
Цех не построен до сих пор по вине военных строителей, с чем ОСТРОУШЕНКО не раз стучался в верха. На «кухонных посиделках» в газете «Коммерческие вести» в апреле 2016 года он говорил: «Проблема в том, что окончательный цикл в Омске сделать нельзя. Не хватает площадей, которые у ПО "Полет" должны были появиться еще в конце 2014 года. Есть небезызвестная организация «Спецстрой России», которая строит космодром Восточный. Она же проводит реконструкцию нашего предприятия в части создания дополнительных производственных площадей. То, что мы должны были получить в рамках федеральной целевой программы № 1 еще 20 декабря 2014 года, до сих пор не сдано, поэтому мы ограничены в производственных площадях. Хотелось бы, чтобы не позднее лета нынешнего года все строительство второй очереди закончилось, и тогда мы получим возможность работать хотя бы с двумя ракетами-носителями одновременно. Нынешние площади позволяют работать только поочередно».
Точно об этом же заявил вчера, 2 марта, Дмитрий РОГОЗИН: цех, который должен был быть сначала сдан в 2014 году, а по итогам совещания в Омске летом 2015 года – сдан до конца того же 2015 года – до сих пор не готов. РОГОЗИН пригрозил уголовными делами.
Правда, «Спецстрой» России, который начинал эту стройку, был ликвидирован осенью 2017 года из-за многочисленных нарушений, хищений, опозданий со сроками. Вместо него появилась новая структура – Военно-строительный комплекс Министерства обороны РФ, от которого в Омске РОГОЗИНУ отвечал представитель главного военно-строительного управления № 12, пообещавший ускориться.
Гальваника
"Здесь в Омске предприятия упраздненного "Спецстроя" сорвали сроки ввода в производство гальванического цеха, без которого невозможно начать работу, – сказал РОГОЗИН, посетовав на то, что на предприятиях ракетно-космической промышленности царит дух натурального хозяйства, из-за чего зачастую они не могут становиться лидерами в производстве конкретной продукции. – Администрация области подтвердила, что есть и другие предприятия в регионе, которые обладают подобного рода компетенциями, в частности гальваническим производством. По моему поручению в понедельник технологи всех трех предприятий обсудят перспективы создания единого центра компетенции по данному вопросу" (цитируется по РИА «Новости»).
Он добавил, что поручил подготовить решение о создании этого центра и довести его до сведения всех остальных интегрированных структур ОПК.
"Я спросил коллег из Роскосмоса, почему они, застопорившись на собственной гальванике, не находят иных решений, которые позволили бы на самом деле заводу в Омске стать финалистом в кооперации с другими предприятиями ОПК того же самого региона? Как ни странно, для них это (такая возможность) было неожиданностью", – заявил зампред российского правительства.
Вице-премьер рассказал, что проблему с гальваническим цехом на "Полете", могут помочь разрешить предприятия, входящие в контур корпорации ОДК и "Алмаз-Антей". По его просьбе их руководители были вызваны на завод "Полет" и приняли участие в совещании: "Для нас имеет большое значение, что предприятия, находящиеся в периметре разных государственных корпораций, могут и должны кооперироваться друг с другом, создавая на своей основе определенные центры компетенции, общие для всех, – заключил он. – Не нужно делать натуральное хозяйство на каждом заводе, нужно создать единый технологический взгляд, основанный на региональном принципе".
В информации РИА «Новости» есть некоторая неточность. На совещание были вызваны Анатолий МИРОШНИЧЕНКО из АО «Сатурн» и Андрей ИВАШКИН из АО «ЦКБА». Если первое действительно относится к холдингу "Алмаз-Антей", то второй никак не входит в ОДК (Объединенная двигателестроительная корпорация), а подчиняется АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». И там и там есть гальваника, но в ЦКБА гальванические ванны предназначены для печатных плат, куда никак не засунешь громоздкие детали ракет-носителей, которые делаются на ПО «Полет». Электронику для космоса «Полет» не производит. Его специализация – баки, корпуса и прочие достаточно весомые штуки, которые не поместятся при всем желании даже в гальванические ванны АО «Сатурн». Так что с центром компетенции вряд ли что-то выйдет, хотя сама по себе идея здравая и конструктивная. Еще одна загвоздка: не раз в связи с полетовским производством говорили об уровне чистоты: « Класс чистоты здесь самый высокий, нельзя, чтобы находилось более 3 – 5 человек, все они должны быть в спецодежде, в бахилах или сменной обуви, – рассказал директор ПО «Полет» Михаил ОСТРОУШЕНКО. – Все ракеты-носители борются за полезную нагрузку. Чем она больше – тем меньше вес самого носителя, максимально уменьшен расход топлива. Все системы и двигатели – иногда настолько тонкие вещи, порой измеряются микронами, поэтому каждая частица, летающая в воздухе, может создать помехи, если попадет. В воздухе конструкторы установили особые ограничения – не дай бог что-то попадет, ничего не допускается» (цитата по «МК в Омске, 2016 год).
Каким образом при перевозке изделий на другие заводы будет обеспечиваться требуемый уровень чистоты – вопрос.