Три учебных заведения Омска попали в проект, который инициировала Российская академия наук.
14 августа в Омске секретарь комиссии Российской академии наук (РАН) по научно-организационной поддержке базовых школ Александр СОЛОМАТИН (в 1998-2009 годах он работал в министерстве образования Омской области, в том числе министром) встретился с руководителями нескольких школ, представителями вузов и министерства образования региона.
Воспитание ученых
Совещание прошло в библиотеке ФГБУН «Омский научный центр» СО РАН, что символично, поскольку речь шла о развитии научных и исследовательских интересов у школьников. В декабре 2018 года появилась идея создания базовых школ Российской академии наук. Все учебные заведения страны прошли жесткое сито отбора (его проводили сами ученые). В итоге в список попали 108 учебных заведений из 32 регионов, в том числе три из Омска, что, по словам Александра СОЛОМАТИНА, очень хороший результат.
«Сейчас идет серьезный спад молодых ученых в науке, в исследованиях, в разработках в области высоких технологий. Российская академия наук выражает обеспокоенность и одновременно готовность все имеющиеся ресурсы направить на подготовку современного поколения молодых ученых для нашей страны. РАН заявляет, что она готова выйти в систему общего образования, чтобы помочь в решении задач педагогам и самим обучающимся. Инициатива поддержана президентом нашей страны, проект получил достаточно большой резонанс», – выступил перед собравшимися Александр СОЛОМАТИН. Он рассказал, как ресурсы ученых будут помогать школам в обучении детей: академики, члены-корреспонденты, профессора РАН, омские исследователи намерены регулярно проводить мастер-классы, лекции в 8-11 классах, в том числе в День знаний. В итоге данной работы РАН хочет увидеть выпускников школ, ориентированных на научные исследования в разных областях знаний.
Три омские школы участвуют в проекте
В Омске базовыми школами РАН стали три: лицей № 64, гимназии № 115 и 19. При отборе ученые РАН приняли решение брать в расчет только муниципальные учебные заведения, таким образом, региональные и федеральные в список не попали. Сотрудники РАН опирались на различные рейтинги, в которых участвовали школы, показатели. В частности, все базовые омские школы неоднократно попадали в топ-500 лучших в России. «При выборе образовательных организаций учитывался также научный и образовательный потенциал региона. Рассматривались и варианты, когда в регионе сильные школы, но научный потенциал не впечатлял. Это не затрагивает Омскую область. Здесь все совпало, – рассказал Александр СОЛОМАТИН и добавил: –Если задача привлечения вузов к работе решена, то с сотрудничеством с научными организациями есть проблемы. Проект как раз направлен на то, чтобы снять имеющиеся противоречия».
Отобранные школы уже имеют выход на высшие учебные заведения, они тесно сотрудничают с ними, проводят на их базах дополнительные занятия. Такой подход позволяет учащимся не зацикливаться только на своей школе, дает возможность расширять научный кругозор. На первом этапе работы в качестве базовых школ РАН в программы развития внесут лишь незначительные изменения, а вот курсы внеурочной деятельности претерпят существенную трансформацию. Ожидается, что в основном учащиеся будут заниматься научной и исследовательской деятельностью во внеурочное время.
Финансовые вопросы
Предполагается, что финансовая поддержка будет осуществляться по трем направлениям. Во-первых, при проведении спецкурсов, факультативов для детей, при участии школьников в олимпиадах и конкурсах.«Для Академии наук это направление поддержки приобретенное, – отметил СОЛОМАТИН. – Второе направление – повышение квалификации педагогов. Не только с помощью имеющихся в регионе ресурсов, но и через дополнительные. Когда интересный ученый рассказывает детям и учителям о новых открытиях в физике или математике, о новых технологиях, это чрезвычайно интересно и полезно. Нахождение этого человека в школе, то, как он говорит, о чем, конечно, ориентируют ребенка на выбор карьеры в области науки и повышают компетентность учителя». Третье направление коснется непосредственно укрепления материальной базы школ. Причем речь идет не столько об обычном ремонте или обновлении компьютерного класса, а о точечной и индивидуальной поддержке, которая будет учитывать особенности подготовки учащихся в данной школе, классе, например, когда для занятий в химической лаборатории детям требуются особые реактивы.
Кадровые решения
Уже известно, что в каждом из трех базовых РАН учебных заведений с нового учебного года дополнительно введут 6,5 рабочей ставки. «Одна ставка – заместителя директора, который будет координировать эту деятельность. Когда-то у нас были замы по науке в гимназиях и лицеях, к сожалению, в период оптимизации мы утратили данные ставки. Теперь, благодаря проекту, они у нас вновь появятся. Еще одна ставка – тьютора, человека, который будет непосредственно работать с детьми, куратора. И 4,5 ставки – это педагоги дополнительного образования, поскольку в большинстве школ речь идет о внеурочной деятельности. Это не значит, что нужны четыре человека, – ставка может быть поделена по модулям, факультативам, к работе привлечены специалисты вузов», – пояснила министр образования Омской области Татьяна ДЕРНОВА. Она заметила, что на ставки могут принять и уже работающих в школах педагогов, но лучше, если придут внешние специалисты – представители вузовской науки или РАН.
В завершение встречи Александр СОЛОМАТИН вручил руководителям базовых школ сертификаты, которые свидетельствуют, что данные учебные заведения с нового учебного года получат статус базовых при РАН.