Все рубрики
В Омске пятница, 10 Июля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 70,8800    € 80,4134

Кинофестиваль «ГЕО-21». Открытие

5 декабря 2019 09:56
0
531

Репортаж в фестивальном ритме.

Максим СЕВРУК

Одним из главных культурных событий прошлой недели стал Открытый фестиваль документального кино «ГЕО-21». Уже второй по счету. В течение трех фестивальных дней на демонстрационных экранах киноцентров зритель имел возможность ознакомиться с лучшим из того, что снято отечественными документалистами за прошедший год. Двадцать два фильма на четырех фестивальных площадках – «Вавилон», «Галактика», «Первомайский» и зал «Дома кино». А торжественное открытие фестиваля прошло 27 ноября.

Киноцентр «Галактика». За час до церемонии открытия людно. В фойе welcome-зона с национальным колоритом народов Севера, активисты, проводящие экологическую акцию и флешмобы с участием зрителей. На церемонии замечен ряд известных, можно сказать, медийных лиц. Например, руководитель регионального отделения Русского географического общества Игорь ВЯТКИН и начальник Омского кадетского военного корпуса Николай КРАВЧЕНКО. Из числа официальных лиц – заместитель главы департамента культуры городской администрации Олег ФЕДОРЕНКО. А вот режиссеры фильмов-участников фестиваля, в киноцентре не замечены.

За несколько минут до начала церемонии удалось побеседовать с одним из организаторов фестиваля. Директор бюджетного учреждения «Дом кино» Татьяна КАРПИНИНА согласилась ответить на несколько вопросов.

– Татьяна Владимировна, расскажите о фильмах, представленных в рамках конкурсной программы.

– Сразу уточню… На фестивале нет именно конкурсной программы, поскольку в его задачи не входит определение победителя. Наша задача – показать зрителю лучшие документальные ленты, снятые в России за последний год. Кино – вещь субъективная, согласитесь? Поэтому, какой фильм лучший, пусть каждый из зрителей решит для себя сам. Всего же будут показаны 22 картины. Готовясь к фестивалю, мы взаимодействовали с организационными комитетами ведущих кинофорумов страны. Таких, как пермский фестиваль «ФЛАЭРТИАНА», проводимый в Екатеринбурге фестиваль «РОССИЯ», а также Московский международный фестиваль «АРТДОКФЕСТ». Надо сказать, что многие фильмы ранее уже демонстрировались на различных фестивалях, в том числе являлись их победителями. Поэтому «ГЕО-21» можно назвать фестивалем фестивалей.

– По вашему мнению, каков уровень представленных на фестивале картин?

– Судите сами, омичам будут показаны несколько фильмов, претендующих на статус лучшего документального фильма года. Название многих уже на слуху. Например, фильм открытия «Отец Байкал». Могу назвать фильм «Бой», которым заканчивается фестивальная программа. А также фильм «Василий Шукшин. Я пришел дать вам волю». Вообще «Отец Байкал» – первая работа молодого режиссера Марины Марии МЕЛЬНИК. И сразу успех. Фильм является номинантом и победителем нескольких отечественных кинофорумов. Не могу не сказать о фильме «Надежда», снятом режиссером Юрием БАЖЕНОВЫМ, нашим земляком. Его фильмы примечательны, в них интересен буквально каждый кадр. Юрий Дмитриевич приболел, поэтому его не будет на фестивале... Также будут показаны ленты, названия которых не известны широкой аудитории, но, несомненно, достойны зрительского внимания.

– Что у вас, как у организатора, вызывает опасение?

– Боюсь, что не удастся привести на фестиваль зрителя. Горько, когда на показе действительно классного кино видишь в зале пустые кресла. Такое случалось… Я отношусь к числу людей, которые, узнав о чем-то хорошем, хотят поделиться этим со всем миром. Вот о хорошем документальном кино мне хочется рассказать всему Омску, поэтому полупустых залов я действительно боюсь. Следует сказать, что на сегодняшний день документалистика не слишком популярна. Ее не балует вниманием телевидение, документальные фильмы практически не демонстрируются в кинотеатрах.

– Можете назвать тех, кто не перестает заниматься кинопроизводством в непопулярном на сегодняшний день виде кинематографа?

– Несколько из представленных картин были созданы на Студии «ОСТРОВ». По моему мнению, это лучшая студия документального кино в России, руководит которой Сергей МИРОШНИЧЕНКО.

– Можно ли говорить о кризисе отечественного документального кино?

– Думаю, что нет, если судить по количеству снимаемых фильмов и по их качеству. Для тех, кто не знает…Всего в нашем городе проводятся два кинофестиваля. Помимо «ГЕО-21», это фестиваль короткометражных фильмов «ОКНО». Также в Омске проходят региональные показы в рамках Международного Студенческого Фестиваля ВГИК. На каждое из названных мною мероприятий присылают много действительно хорошего, качественного киноматериала. Знаете, когда ты в теме, когда варишься в этом: отсматриваешь фильмы, разговариваешь с людьми, их снимающими… Тогда кажется, что окружающие тебя только и делают, что снимают документальное кино!

– А можно ли говорить о снижении зрительского интереса к документальным фильмам?

– Пожалуй, да. Кто сегодня ходит в кинотеатры? Молодежь и подростки, для которых такое кино менее интересно, чем, допустим, для людей старшего поколения. А целевая аудитория, «люди, которым за…», они в кино заходят значительно реже. И рекламу, связанную с кинопоказами, игнорируют. Впрочем, как и любую рекламу. Повторюсь, сегодня документалистика не популярна, что не может не вызывать сожаления. Документальное кино – это ведь реальная жизнь. Многие фильмы поднимают серьезные, фундаментальные проблемы, заставляют задуматься. При этом часто визуальное восприятие проблематики доставляет эстетическое наслаждение любителям кинематографа. Так что режиссеры снимают, а смотреть некому.

– Какие причины, кроме «кризиса зрителя», приводят к полупустым зрительным залам?

– Мало информации о фестивалях и показах. Можно говорить о том, что городские медиаресурсы не горят желанием освещать ход того же фестиваля «ГЕО-21». Видимо, эта тема им не интересна. О фестивале мимоходом, одной строкой либо вообще информационный вакуум. Мы пытались наладить взаимодействие с некоторыми в вопросе информационного обеспечения, но пока без особых результатов. Не наклеивать же нам объявления о фестивале на каждый подъезд, так ведь? Фестивали, подобные нашему, провоцируют зрительский интерес к кинематографу. Кроме того, для многих документальных фильмов фестиваль – единственный путь к зрителю. Поэтому ситуацию нормальной не назовешь.

– Расскажите о том, что ожидает омского фестивального зрителя в ближайшее время.

– Одно крупное событие произойдет еще в этом году. В середине декабря пройдет «День короткометражного кино-2019». Надеюсь, что информацию о нем просочится в СМИ.

– Уже просачивается. Татьяна Владимировна, можно пару фото в фестивальной обстановке?

– Пожалуй, не соглашусь. Просто потому, что считаю себя нефотогеничной.

А затем была церемония открытия. В течение получаса, что она продолжалась, зритель мог услышать композицию фолк-группы «NYYT LAND» и увидеть видеоролики различной направленности: о программе фестиваля и экологических проблемах планетарного масштаба. А еще были выступления шоу-балета «CARE» и заместителя главы департамента культуры города Омска Олега ФЕДОРЕНКО. Отдельно несколько строк о показанном участниками балета «CARE». Это было световое шоу в сопровождении шаманских бубнов. Яркие образы, демонстрирующие полет птиц и пластику бегущего зверя, под ритмичные звуки бубнов, передающих магию полярной ночи. Заканчивался же первый фестивальный день фильмом «Отец Байкал». Все то, о чем говорила Татьяна КАРПИНИНА применительно к документальному кино, о фундаментальности поднимаемых им проблем и доставляющем эстетическое наслаждение визуальном восприятии фильмов, все это в полной мере относится к фильму Марины Марии МЕЛЬНИК.

Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.