Министр энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области рассказал о принятии нового базового документа и его возможных последствиях.
В должность главы министерства Вадим МАРЫГИН вступил менее полугода назад. На пресс-конференции, состоявшейся недавно в Доме журналиста, новый министр рассказал о текущих показателях газификации жилья, о связанных с ней проблемах и о перспективах. Некоторые из сделанных им заявлений можно назвать программными «КВ» представляют читателю наиболее интересное из сказанного министром.
О процентах и финансировании
Омская область занимает первое место в СФО по уровню газификации жилья. В течение последних нескольких лет ее темпы составляют порядка 1% в год. Так, за 10 месяцев этого года газифицировано около 4 000 жилых помещений, примерно столько же — в прошлом году. Если в процентном выражении, то, на сегодня газифицирован 31% жилого фонда, и этот показатель близок к целевому уровню в 32%, определенному программой газификации области на 2016-2020 годы. Тем не менее, я считаю оба показателя недостаточно высокими. Прибавляя к объемам газифицированного жилья по проценту в год, посчитайте, сколько лет понадобится для подключения к газу хотя бы его половины... Если говорить об источниках финансирования работ по газификации, то таких три: бюджет Омской области, средства федерального бюджета, выделяемые Министерством сельского хозяйства РФ, а также инвестиционная программа ПАО «Газпром».
О схеме газификации
В настоящее время заканчивается подготовка новой генеральной схемы газоснабжения и газификации Омской области, имеющей огромное практическое значение. Уже в ближайшие месяцы она будет подписана руководством ПАО «Газпром» и руководством Омской области. В начале будущего года мы получим базовый документ, который в ближайшем будущем позволит системно развивать газотранспортную систему региона. Особо отмечу, что новая схема предполагает возможность увеличения объемов транспортируемого газа, в новую схему заложен потенциал. И что особенно важно, потенциал может быть реализован. Подтверждено, что при необходимости, объемы поставляемого в регион газа будут увеличены. Все это в совокупности позволит выйти на качественно иной уровень газификации, позволит в обозримом будущем перейти на преимущественное использование природного газа для отопления жилых помещений и бытовых нужд. Кроме того, схема сделает возможной реализацию инвестиционной программы ПАО Газпром и, как следствие, увеличение темпов газификации уже в будущем году. Я могу назвать эффективным взаимодействие руководства региона «Газпрома» при разработке и утверждении новой схемы регионального газоснабжения.
О взаимодействии с корпорацией
Новая схема газификации — гарантия и основа для реализации инвестиционной программы ПАО «Газпром» в регионе. Освоение выделяемых средств, объемом в 3.5 млрд. рублей, позволит осуществить строительство ряда важных объектов, к числу которых относится пятнадцать газопроводов различного назначения, а также несколько газораспределительных станций – «Налимовская», «Называевская», «Валуевская» и ГРС № 29. Перечисленные объекты, а строительство некоторых начнется уже в следующем году, позволят создать костяк газотранспортной системы области. Вообще реализация инвестиционной программы является одной из приоритетных задач министерства. Я хочу, чтобы присутствующие поняли… Инвестиции являются предпосылкой для освоения средств, выделяемых из двух других источников финансирования. Для расширения газораспределительной сети области, прежде всего, необходимо увеличение протяженности ответвлений магистральных газопроводов и строительство ГРС.
Возвращаясь к схеме. Можно сколь угодно планировать сроки строительства тех же ГРС, но они напрямую зависят от инвестиций государственной корпорации. А корпорация просто так денег не даст. Там учитывают массу факторов: предполагаемую эффективность инвестиций, конъюнктуру рынка, наличие свободных средств. Именно поэтому так важна новая схема регионального газоснабжения, сводящая риски инвестиционных вложений к минимуму.
О проблемах газификации на селе
Проблем, замедляющих темпы газификации, несколько. Например, асинхронность в строительстве газопроводов различного назначения: межпоселковых и внутрипоселковых. Случалось, что строили подводящий газопровод, а на внутрипоселковый, финансируемый в рамках другой программы, денег просто не было. Соответственно, газ до потребителя не доходил. Министерство обладает правомочиями по координации действий всех субъектов газификации, поэтому нами приняты меры по синхронизации процесса. С тем чтобы строительство различных газопроводов производилось, как минимум, в один отчетный период. Так что проблема решается.
Как о проблеме можно говорить о ненадлежащем исполнении администрациями некоторых муниципальных образований, возложенных на них обязанностей. Таких, например, как предоставление проектно-сметной документации газопроводов. Иногда их нерасторопность приводит к срыву работ по газификации. Иногда и деньги есть, а газа в селах нет…
Одной из сопутствующих проблем является выполнение министерством не свойственных ему функций. Объясню. Есть не совсем добросовестные организации, осуществляющие на территории области технические работы по газоподведению, деятельность которых создает проблемы. Прежде всего для потенциальных потребителей газа. Случается, что после окончания работ фактическая их стоимость в разы превышает цену, указанную в договоре. Более того, уплаченные круглые суммы вовсе не являются гарантией получения газа. В силу упомянутой уже асинхронности… В итоге возникают конфликтные ситуации, в которых министерству приходится выступать в роли арбитра. Если в общем, то одним из самых проблемных в плане газификации является Омский район. На слуху ситуация в селах Приветное, Речное. Могу назвать еще несколько точек напряжения.
О городских проблемах
Система городских газовых коммуникаций, имея высокую плотность, обусловленную большими объемами транспортируемого газа и большим числом потребителей, обладает в регионе особым статусом. Тем более, вызывает озабоченность, что не все городские коммуникации находятся под контролем министерства. Например, газопроводы, используемые частными организациями. В этой связи возникают сложности. Некоторые из них, не предоставив в срок необходимые документы, создали препятствия в разработке и принятии новой схемы газоснабжения. Часть городских коммуникаций, фактически и графически, оказалась вычеркнутой из схемы газоснабжения региона. Эта не нормально. Министерству надо четко понимать в какой трубе какое давление, и куда будет течь газ. Все должно быть на схеме. А подобная ситуация, без преувеличения, может привести к разбалансировке всей системы газоснабжения области…
Когда произойдет газификация городского частного сектора? Мы были бы рады газифицировать его хоть завтра. Но не все зависит от нас. Компетенцию органов местного самоуправления в вопросах газификации никто ведь не отменял, поэтому некоторые вопросы лучше задать городской администрации. Что касается полномочий министерства, то мы постараемся использовать потенциал, предоставляемый новой схемой газификации и обеспечить горожанам возможность отказаться от печного отопления и отопления сжиженным газом и перейти на использование газа природного.
Не удастся, наверное, обойти проблему задолженности, большую часть которой составляют долги муниципальных предприятий города. В этом году наша основная задача – снизить ее размер до 1 млрд. рублей. Сейчас он значительно выше.
О планах на будущее
После принятия новой схемы газификации и реализации инвестиционной программы ПАО «Газпром», уже в ближайшие пару лет станет возможным газифицировать более 6 000 жилых помещений в год. Расширение газовой сети области позволит провести газ в Называевский, Тюкалинский районы. Но действительно высоким показателем эффективности работы нашего министерства, станет газификация всего севера Омской области.