Все рубрики
В Омске пятница, 19 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 94,0922    € 100,5316

РОГОЗИН вместе с главой РАН проинспектировал ПО «Полет»

27 июня 2019 09:47
0
2424

Руководитель Роскосмоса убедился, что «Ангара» выходит на завершающий этап испытаний, однако вопросы у него остались. 

22 июня ПО «Полет» в Омске посетили глава ГК «Роскосмос» Дмитрий РОГОЗИН, гендиректор НГКПЦ им. Хруничева Алексей ВАРОЧКО и президент Российской академии наук академик Александр СЕРГЕЕВ.

«Полет» и «Ангара»

Они прошли по цехам и пообщались с журналистами, которым, конечно, было интересно, как обстоят дела с «Ангарой». Первым делом Алексей ВАРОЧКО пояснил, что информация, которая прошла в СМИ про отставание в графике, не соответствует действительности, что речь идет только о некоем внутреннем графике: «Машина будет поставлена в июне следующего года. А по нашему внутреннему графику – в октябре в Москву. Графики поставки мы все выдерживаем». О строительстве контрольно-испытательной станции он тоже рассказал кратко: «Сейчас на монтаже. Оборудование на 90 процентов поставлено: осталась одна питерская организация, в июле придет. Мы завершим монтаж. В августе будет пуско-наладка».

Дмитрий РОГОЗИН более подробно рассказал, что сейчас «Ангара» выходит на завершающий этап испытаний, и пояснил: «Не совсем правильно говорить, что все производство переводится в Омск. Здесь будет серийное производство замкнутого цикла, но центр Хруничева — это еще и Москва, где будут продолжены работы по водородной тематике. Мы видим дальнейшее развитие тяжелой «Ангары» с третьей водородной ступенью, и в этом вопросе московский ракетный завод и КБ «Салют» как раз приложат все силы, чтобы в 2026 году мы полетели».

Глава Роскосмоса поделился планами. С 2023 года (по мере ввода второй очереди космодрома Восточный, который должны сдать в 2022 году) после комплексных автономных испытаний начнется работа по «Ангаре» на космодроме Восточный. Одновременно будет идти серийное производство ракет в Омске. «Я осуществляю рабочую поездку с одной только целью – убедиться, что мы в графике. С точки зрения корпорации пока все нормально. Надеюсь, так будет и дальше. Мы на Омск серьезно рассчитываем», – заверил Дмитрий РОГОЗИН и пояснил, что «Ангара» сейчас становится важнейшей тяжелой ракетой, поскольку должна заменить в тяжелом классе «Протон». Он в силу ограничений, которые вводит Казахстан с 2025 года, с Байконура летать не сможет.

На вопрос журналистов, как он оценивает состояние ПО «Полет», РОГОЗИН рассмеялся: «Я до конца-то еще не дошел! Вы меня прервали на полпути. Коплю вопросы. Пока вроде все нормально. Есть вопросы с точки зрения эффективного использования всей территории, социального характера. Если мы хотим привлечь молодых специалистов, нам необходимо с правительством региона продумать вопрос, связанный с льготной ипотекой. Нельзя думать только о железках. За ними стоят люди, и от их мотивации зависит наш конечный успех. Вопросы у меня есть, но я пока не буду их проговаривать, потому что это наша внутренняя кухня».

В связке с наукой

Поскольку Дмитрий РОГОЗИН привез с собой с Байконура главу Российской Академии наук Александра СЕРГЕЕВА, то речь часто заходила о связке производство – наука. В частности, руководитель Роскосмоса подчеркнул, что надо искать определенные решения в вопросах повышения эффективности топлива, улучшения сплавов, использования композитных материалов, современных решений, связанных с кабельной продукцией, с электроникой: «Это длинный период усовершенствований. Нас иногда ругают, что мы летаем на королевской «семерке» (от ред.– Ракета Р-7), на «Союзе». Это, с одной стороны, правда, потому что в эту ракету заложена идеология еще Сергеем Павловичем (Королевым), но, конечно, она прошла десятки модернизаций. Ракета уже цифровая. Модернизаций будет много и здесь, на «Полете». Ракета будет нарабатывать свою статистику, надеюсь, она будет безаварийная».

Александр СЕРГЕЕВ заметил, что космическая отрасль, как и любая высокотехнологичная, очень быстро развивается: «Все время нужно соответствовать моменту. Так получилось, что в нулевые и десятые годы мы подсели на иглу «извозчиков» и, действительно, зарабатывали достаточно приличные средства на выводе спутников и в условиях небогатого бюджета упустили развитие научное и научно-технологическое. И сейчас мы с Дмитрием Олеговичем работаем над тем, чтобы объединить усилия Роскосмоса, академических институтов, университетов для продвижения вперед, как можно быстрее перейти от знаний, которые есть в науке, к конечному продукту. Мы уже говорили, что ракеты должны быть на новом топливе – и на водороде, и на сжиженном газе. Новые ракеты летают по-другому – надо рассчитывать, моделировать эти полеты, поэтому здесь велика роль науки».

В ходе визита академик и глава РАН пообщался с министром промышленности Омской области на тему создания в регионе в рамках национального проекта «Наука» научно-образовательного центра, в котором будут взаимодействовать наука, образование и промышленность, причем последней отведена самая главная роль – ставить задачи для науки и образования. «Это предприятие могло бы быть частью омского научно-образовательного центра наряду с другими, из разных областей. Омская область могла бы предложить очень интересный проект научно-образовательного центра. Здесь важен момент, связанный с расположением космодромов. Ясно, что происходит смещение на восток. Все больше удельная роль будет у предприятий, которые находятся восточнее, поэтому ваше будущее мне видится очень интересным», – поделился мыслями Александр СЕРГЕЕВ.

Себестоимость

Не последнюю роль в космической отрасли играет и цена продукта.«Пока нас не очень устраивает себестоимость, мы можем с ней согласиться только на этапе испытаний, – признался Дмитрий РОГОЗИН. – А когда мы выходим на серийное производство, конечно, нам нужна такая цена, чтобы мы могли соревноваться с нашими наиболее успешными конкурентами, прежде всего американскими. Европейские и китайские не в счет – у них дороговато. Но американцы делают большие успехи, у них за спиной мощнейшая держава, которая позволяет использовать различные демпинговые механизмы, поддержку экспорта космической продукции. У нас таких возможностей меньше, поэтому мы должны работать эффективнее». Глава Роскосмоса заметил, что ждет от омичей максимума усилий.

Почему перенесли запуск «Протона-М»

Прокомментировал Дмитрий РОГОЗИН и состоявшийся накануне на Байконуре перенос запуска ракеты-носителя «Протон-М», который планировался на 21 июня: «Мы для того и проводим наземные испытания, чтобы не получить проблему в воздухе. Я дал команду максимально проверять все, что только можно. Выявили, слава богу. Буквально вчера утром нашли замечание, связанное с работой электросистемы космического аппарата. Замечание не критическое, его можно было бы устранить, но проблема в том, что в отличие от космодрома «Восточный» на Байконуре нет таких возможностей, там нет мобильной башни обслуживания. Физически операция была не сложной, но она требовала времени – надо было вскрывать обтекатели и извлекать химический элемент с истекшим ресурсом».

По словам Дмитрия РОГОЗИНА, решения лететь на авось сегодня не принимаются: «Мы не можем себе позволить сохранить тенденцию аварийности. У нас с 2006 года практически все годы были аварийными, надо это прервать». Глава Роскосмоса сообщил, что новый запуск назначен на 12-13 июля.

Александр СЕРГЕЕВ заметил, что ученые поддержали такое решение: «Этот космический аппарат – «Спектр-РГ» (от ред. – Российско-немецкая астрофизическая обсерватория) – не только дорогостоящий, он репутационный для нашей страны. Мы фактически впервые за многие годы хотим вывести на непростую орбиту приборы, которые не имеют абсолютно никаких аналогов в мире, они будут давать уникальную информацию. Поэтому мы готовы подождать следующего подходящего дня».

Единственной проблемой переноса сроков РОГОЗИН назвал перегрузку космодрома Байконур: «В этом году намечено много пусков как по линии Министерства обороны, так и по линии Роскосмоса. На данный момент прошло семь пусков, а всего должно быть несколько десятков. Будет большая нагрузка на оставшиеся месяцы». Он рассказал, что 5 июля на космодроме Восточный произойдет запуск «Метеора», и напомнил резонансную историю, как 28 ноября 2017 года спутник «Метеор-М», запущенный на ракете «Союз» с космодрома Восточный, не вышел на целевую орбиту. «Тогда неправильно рассчитали, в какую сторону должен развернуться разгонный блок», – пояснил Дмитрий РОГОЗИН. Также в июле с Байконура кроме «Спектр ГР» полетят пилотируемый и грузовой корабли.

Космодром Восточный в отличие от Байконура пока не загружен. Наращивать объемы там начнут со следующего года.

Цена «Протона»

Когда речь зашла о снижении себестоимости «Протона-М», Дмитрий РОГОЗИН пояснил, что идет борьба за каждый миллион: «Наши конкуренты, в частности компания SpaceX, заняли нашу нишу не потому, что молодцы, мы же сами уступили этот рынок, когда в 2016 году ушли с пусков «Протонов». Из-за грубейшего нарушения технологий на Воронежском механическом заводе фактически был отозван 71 двигатель, в том числе разбирали готовую ракету. Этот вакуум моментально был заполнен нашим конкурентом. Отбить позиции теперь намного сложнее. Цену, с которой наши конкуренты выходят на рынок, мы не считаем честной. Пуски в интересах Пентагона производятся совсем по другой цене. Они зарабатывают на государственных правительственных пусках и могут себе позволить выходить на рынок фактически ниже себестоимости (как мы предполагаем, ведь там экономика на самом деле непрозрачна, так же, как и у возвращаемых ступеней). Тем не менее вызов нам брошен, и мы должны его принять».

Глава Роскосмоса пояснил, что идет колоссальная работа, в которой участвуют технологи, финансисты, экономисты. Проблемы с себестоимостью он связывает в первую очередь с тем, что структуры внутри Роскосмоса пытаются заработать как можно больше.«Скажем, двигателисты у нас успешны, но хотят зарабатывать как можно больше, иметь маржу. Но выгодно ли это всей цепочке Роскосмоса – большой вопрос. Они продают двигатели на рынок дороже, но нам-то должно быть дешевле. Поэтому задача Роскосмоса – провести окончательный технологический аудит, посчитать, где сможем сэкономить, упростить конструкцию», – пояснил Дмитрий РОГОЗИН.

Одним из факторов удорожания он назвал логистику: «Мы возим из Омска в Москву, из Москвы в Омск. Никакой экономики нет! Поэтому договорились как можно быстрее наращивать компетенции в Омске, чтобы ничего не возить, все делать здесь». Дмитрий РОГОЗИН пояснил, что все, кроме третьей ступени для ракеты-носителя «Ангара-А5В», будут собирать в Омске. «Участники сложной ракетной кооперации станут зарабатывать на конечной цене, которую будут получать от пусковой услуги, а не от продажи внутри. Все должны почувствовать себя членами единой семьи, которые работают на конечный успех. Тогда у нас получится экономика совсем не хуже матерых конкурентов», – пояснил руководитель Роскосмоса.

В завершение встречи Дмитрий РОГОЗИН пригласил омских журналистов в следующем году посетить космодром Восточный: «Стройка началась, строители копают. Осенью начнут лить бетон и появятся уже конфигурации стартового стола. Я очень хочу показать, что уже сделано. Там действительно были безобразия. Они на каждой стройке. Но отличие в том, что на космодроме «Восточный» с безобразиями боролись. Мы вам покажем, как дышит космодром, хотим, чтобы вы сопровождали строительство стола под «Ангару», потому что это будет ваше родное изделие».

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.