Илья ЛОБОВ сделал акцент на отсроченных результатах мусорной реформы.
24 мая на пресс-конференции министр природных ресурсов и экологии Илья ЛОБОВ одной из наиболее значимых проблем назвал увеличение с 2007 по 2017 год объемов отходов на территории области: «В 2017 году регион достиг планки в 58 млн. куб. м отходов, где 98 процентов – неопасные. Но они хранятся на землях, которые не соответствуют экологическим стандартам. В Омской области на начало года мы, к сожалению, имеем полное отсутствие объектов инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами».
Позитивные тенденции видит министр в снижении объемов загрязняющих выбросов в атмосферу – с 236 тыс. тонн в 2011 году до 193 тыс. тонн в 2019 году, т. е. на 18,2 процента. «Максимальное значение было зафиксировано в 2012 году – 240 тыс. тонн. Индекс загрязнения атмосферного воздуха с 2011 по 2017 годы понизился с 11 до 3. Максимальные его значения в Омске были зафиксированы на уровне 15», – рассказал Илья ЛОБОВ.
Он пояснил, что в регионе создано три региональных проекта: «Чистый воздух», «Комплексная система обращения с ТКО» и «Чистая страна». Последний подразумевает ликвидацию семи несанкционированных свалок в Омске, Тюкалинске, Исилькуле и Таре и полигона захоронения пестицидов в Любинском районе.
Региональный проект «Чистый воздух» требует 116,1 млрд. рублей вложений. Из них 6,79 млрд. рублей поступят из федерального бюджета, 0,04 млрд. – из регионального, а остальные – внебюджетные средства предприятий региона. Крупнейшие омские компании-загрязнители обещают снизить негативное воздействие на воздух в городе, проводя модернизацию своих мощностей, создавая современные системы фильтрации. Даже называют конкретные цифры. Так, АО «Газпромнефть-ОНПЗ» обещает уменьшить выбросы на 9,4 тыс. тонн в год, а ТГК-11 на 22,5 тыс. тонн.
План реализации проекта включает три основных пункта снижения выбросов загрязняющих веществ: от транспорта (планируется перевести его на газ), от промышленных предприятий, от компаний теплоэнергетики и частного сектора. Всего авторы проекта обещают, что к 2024 году вредные выбросы в атмосферу снизятся на 56,2 тыс. тонн в год, т.е. на 22,4 процента.
Контейнеры для частников на 100 млн. рублей
Цель проекта «Комплексная система обращения с ТКО» – создание современной инфраструктуры, отвечающей экологическим стандартам. В это понятие, по словам министра, входит создание мусоросортировочных комплексов, мусороперегрузочных станций, мест для компостирования и для захоронения отходов.
Журналисты не могли не поинтересоваться причинами сбоев в работе мусорного оператора, в частности положением дел в частном секторе, где вывоз ТКО явно хромает. Илья ЛОБОВ ответил следующее: «Очень бы не хотелось, чтобы жители чувствовали неудобство, связанное с переходом на новую систему обращения с ТКО. В первую очередь это коснулось частного сектора. Контейнерного парка для него предусмотрено не было. На последнем заседании правительства мы внесли изменения в программу охраны окружающей среды, которая конкретизирует на территории Омской области правила распределения субсидий на приобретение контейнерного парка. В Омске все запланированные 100 млн. рублей будут предназначены для оборудования контейнерными площадками частного сектора. Мы конкретизировали правила в связи с тем, что есть разночтения в применении федеральных законов контролирующими органами разных уровней. И естественно, главы боятся, что будет неэффективное использование денежных средств. Пришлось вносить корректировки. Сегодня нет преград, чтобы произвести закупку контейнеров. Как только появятся баки, появится график вывоза, ответственные лица и четко разделится ответственность между региональным оператором и муниципальным образованием. Тогда можно будет более предметно вести контроль за деятельностью регионального оператора».
Какие лицензии нужны регоператору
За день до пресс-конференции Ильи ЛОБОВА, 23 мая, в студии МКР-Медиа тоже обсуждали мусорную реформу. Как сообщает сайт «ОмскЗдесь», на запрос организаторов мероприятия из Росприроднадзора СФО пришел ответ, где было указано: «Переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами в Омской области находится в неудовлетворительном состоянии». Оказывается, в регионе до сих пор отсутствует утвержденная территориальная схема обращения с ТКО, а у регоператора – ООО «Магнит» – не переоформлена лицензия на ведение деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности. Не имеет лицензии для работы на территории Омской области и ЗАО «Экос», которое по договору с регоператором вывозит омский мусор. В итоге Росприроднадзор подал в суд заявление о привлечении ООО «Магнит» к административной ответственности.
Когда Илье ЛОБОВУ задали вопрос, почему Росприроднадзор поставил столь неудовлетворительную оценку мусорной реформе в Омской области, министр затруднился ответить: «Я не понимаю, в рамках какого мероприятия проводилась оценка. Лучше этот вопрос задать Росприроднадзору. Это я прокомментировать, к сожалению, не могу».
В отсутствии лицензии у регоператора министр не видит проблемы, он пояснил: «Региональному оператору как таковому не требуется лицензия на обработку ТКО на территории области. Лицензий достаточно много у тех операторов, которые осуществляют деятельность. Перечень большой – на перевозку, на захоронение, на обработку. Необходимые лицензии на осуществление деятельности для участия в конкурсе были представлены. Они есть в заявке, приложенной к конкурсной документации. Если мы говорим об отсутствии лицензии на обработку, то она получается в период создания объекта обработки. Омская область – одна из немногих, кто вообще создает объекты обработки. Во многих регионах нет не то что лицензии на обработку, нет объектов обработки. Неоднократно были обращения в прокуратуру, в Росприроднадзор, проверяли конкурс на регоператора. Нарушений не выявлено».
За что мы платим?
«У нас те же машины возят тот же мусор на те же полигоны, но если раньше люди платили по 40 рублей с человека, то сейчас по 133 рубля. Вам не кажется, что это профанация и с людей просто стали брать больше денег?» – спросили министра на пресс-конференции.
В ответ он сделал акцент на том, что обращением с ТКО в России до этого никто не занимался, отсюда и сложности: «Это отрасль, которая ранее находилась в большой степени в тени. Меняются правила работы участников рынка. Сегодня система транспортных перевозок выведена из тени. Полностью уплачиваются все налоги. Создается (не создана за один день, а создается!) инфраструктура, требуются подготовительные работы — это все зашивается в тариф на обработку мусора. Сейчас на площадках временного накопления действительно происходит накопление мусора, но это не те площадки, которые были до 2019 года. Это абсолютно новые объекты, они имеют основание, отделяющее мусор от земельного покрова. После того как завод получит лицензию на обработку, весь накопленный на площадках мусор будет обязан перейти на объекты по обработке, а в дальнейшем «хвосты» должны будут переехать на захоронение. Тариф подразумевает в том числе и отложенные мероприятия, которые сейчас находятся в стадии проектирования. Да, возможно, правильнее сначала построить все эти объекты, а потом начинать реформу. Но какой инвестор мог бы совершить это на свой страх и риск? Субсидирование сегодня меняется. Создана публично-правовая компания «Российский экологический оператор», через которую будет осуществляться финансирование создания объектов инфраструктуры на возвратной основе, т. е. денежные средства будут использованы оператором по обращению с ТКО и должны вернуться».
«Российский экологический оператор» кроме этого намерен разрабатывать проекты федеральных госпрограмм поддержки инвестиций, выпускать облигации, покупать землю, предприятия, оборудование и доли уставных капиталов других компаний. Также он будет вносить предложения по изменению законодательства РФ, разрабатывать и продвигать новые технологии.