Проект «Инноваторы» выходит при поддержке ООО «Омсктехуглерод», высокотехнологичного предприятия, имеющего свой научно-технический центр и понимающего важность продвижения молодых ученых, исследователей и разработчиков.
Полезные свойства ароматических растений человечество использует с первобытных времен. Например, любимым благовонием древних египтян была кифи – смесь из 16 эфирных масел. В современной медицине аромамасла и их сочетания тоже активно применяют для самых разных целей. Студентка 6-го курса Омского государственного медицинского университета Ирина РЫЛЬСКАЯ разработала технологию ароматерапевтического восстановления обоняния. В 2024 году на конкурсе «Студенческий стартап» федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» ее проект одержал победу и получил грант на продолжение работы. Как выглядит технология восстановления обоняния, зачем для вдыхания ароматических масел нужны ингаляторы, у автора проекта узнала обозреватель еженедельника «Коммерческие вести» Анастасия ИЛЬЧЕНКО.
– Ирина, расскажите об идее, которая легла в основу вашего проекта.
– Во время пандемии COVID-19 многие люди теряли обоняние. Они переставали чувствовать запахи не только на время болезни, но и довольно долго после излечения. Дело в том, что наши обонятельные рецепторы становятся отечными и переходят в состояние спящих, они не готовы работать. Кроме того, происходит не просто потеря обоняния, но и его искажение, например, некоторые люди от кофе чувствуют запах мяса. На данную тему проводилось много исследований. В итоге лор-врачи придумали специальный тренинг для восстановления обоняния. Шесть аромамасел – резких, но приятных (чтобы они не вызывали отвращение), например, мяты, эвкалипта, наносились на ватные диски. Человеку по очереди предлагали их нюхать в течение дня. Эффект данная терапия давала, однако точную концентрацию аромамасел никто не выверял. И мы с научным руководителем доктором медицинских наук, доцентом, профессором кафедры патологической анатомии ОмГМУ Сергеем Игоревичем МОЗГОВЫМ решили сделать тренинг в более компактном и удобном формате.
– Как выглядит ваш продукт?
– Мы пропитали четко выверенным количеством аромамасел английскую соль, которая повсеместно продается в аптеках и является стерильной, и поместили ее в аромаингаляторы. Они выполнены из стоматологического пластика. Их для нас напечатали на 3D-принтере коллеги из СибАДИ. Данный пластик используется в стоматологии для печати протезов, т.е. полностью безопасен для человека.
– Получается, ингалятор является переходником между носом человека и солью с ароматическими маслами?
– Да. Ингалятор хорошо пропускает воздух, вместе с тем предохраняет картридж от попадания на него бактерий. С ним лечебный эффект получается лучше.
– А если вдыхать смесь соли с аромамаслами, например, из пробирки?
– Дело в том, что все люди по-разному подносят колбу к носу. Если слишком близко, то аромамасла могут попасть на слизистую и оказать, наоборот, раздражающий эффект. Если слишком далеко держать, то можно не получить нужного результата. А аромаингалятор создан с учетом идеального расстояния для того, чтобы устройство выполняло свою функцию.
– Кто разрабатывал ингалятор?
– Мы вместе с научным руководителем вымеряли наилучшее для получения эффекта расстояние, а с технической частью нам помогли студенты СибАДИ.
– Почему в качестве основы вы использовали именно английскую соль, а не морскую или поваренную?
– В ней содержится сульфат магния, обладающий антисептическими свойствами. Он снижает количество бактерий. Плюс английская соль лучше абсорбирует аромамасла. Она впитывает их и довольно долго держит запах. Например, если капнуть масло на бумагу, то его аромат выветрится довольно быстро, в течение одного дня. Сначала мы планировали использовать в качестве носителя синтетические материалы, но потом пришли к выводу, что английская соль выигрывает за счет своей экологичности и стерильности. Ее плюс еще и в том, что соль можно спрессовать в любой нужный формат.
– Как часто пациентам рекомендовано проводить такой тренинг для восстановления обоняния?
– Желательно 5–6 раз в день. Поэтому мы разработали формат, удобный не только для домашнего использования, а который можно брать с собой на работу, на учебу, в поездку. Один из омских лор-врачей предлагал своим пациентам использовать наши ингаляторы. В итоге мы получили выборку – какие сочетания масел оказали положительный эффект, а какие не сработали. На основе полученных данных выбрали наиболее эффективные составы.
– Какие результаты дало тестирование?
– 80% пациентов, использовавших наш ингалятор, отметили положительный эффект: у 75% обоняние восстановилось, а у 5% – не потерялось. Они использовали устройство непосредственно во время болезни. Еще 10% не почувствовали эффект. Такое тоже может быть. У оставшихся 10% обоняние не нарушалось.
– На какой дозировке в ходе тестирования вы остановились?
– В состав входят несколько аромамасел. Они разделены в пропорциях по верхним, нижним и средним нотам, как в духах. Самого тяжелого аромата добавляем меньше, тех, что легче, – больше, чтобы получилось гармоничное сочетание. Важно соблюсти баланс, при котором будет достигаться наилучший эффект. Ведь если добавить слишком много аромамасел, то запах станет раздражать, человек может начать чихать.
– Какой набор аромамасел вы используете?
– В состав нашего комплекса входят аромамасла мяты, эвкалипта и розы. Мы выбрали именно эти, потому что в некоторых научных исследованиях указывается, что они лучше других влияют на рецепторы. Кроме того, эти приятные для нас запахи в обычной жизни человек не слишком часто ощущает, т.е., с одной стороны, они ему знакомы, а с другой – не привычны для обонятельных рецепторов.
– Сколько времени в среднем требуется для восстановления обоняния по данной методике?
– Минимум – 2–3 недели. При более длительном применении эффект улучшается. Мы с лор-врачами рекомендуем использовать не меньше месяца.
– Как давно вы занимаетесь темой?
– Третий год. На второй год мы подавали заявку на участие в конкурсе «УМНИК», однако в финал я не попала. Тогда мы вышли на конкурс «Студенческий стартап». Летом 2024 года выиграли и получили грант. В конце декабря 2025 года закроем работу над проектом, отправим на конкурс итоги наших исследований, результаты. Сейчас уже оформляем отчетность.
– Для участия в конкурсе нужно было создать юридическое лицо?
– Да, мы открыли свою компанию. Пока она больше нацелена на проведение исследований. Также в ее рамках мы производим аромаингаляторы. Это, а также готовность из продавать, было одним из условий гранта. Но в продажу они пока не поступают.
– Почему?
– Это так называемый MVP-продукт (от ред.: «минимально жизнеспособный продукт», т.е. тестовая версия товара с минимальным набором функций). Это модель, которую в любой момент можно реализовывать. Если кто-то захочет нас поддержать, сделает заказ, то мы сможем произвести для него небольшие партии.
– На что кроме зарплаты вы потратили средства гранта?
– Основная часть гранта пошла непосредственно на создание аромаингалятора, т.е. на покупку 3D-принтера и всего, что нужно для печати на нем, закупку аромамасел (а они довольно дорогие). Мы пробовали разный пластик, пока не подобрали оптимальный. Кроме того, оплачивали бухгалтерское, юридическое сопровождение и, конечно, налоги.
– Ирина, вы учитесь на 6-м курсе педиатрического факультета. Как видите свое будущее?
– Планируют работать врачом-педиатром и поступить в ординатуру по отоларингологии. Во время нашего исследования меня заинтересовала тема и направление, и сейчас, когда работа над проектом подходит к концу, я решила, что отоларингология – интересная специальность. Хочу продолжить заниматься ею. Кроме того, сейчас я работаю медсестрой в неврологическом отделении Городской больницы №1. Чтобы устроиться, пришлось сдавать специальный экзамен. Это мое первое место трудоустройства. Мне в целом работа нравится, но оказалось, что все сложнее, чем кажется, когда учишься.
Биография
Ирина Алексеевна РЫЛЬСКАЯ
Cтудентка 6-го курса Омского государственного медицинского университета
Ирина Алексеевна РЫЛЬСКАЯ родилась 30 апреля 2002 года в Омске. В 2020 году окончила среднюю школу №17 и поступила в ОмГМУ на педиатрический факультет. В 2024 году выиграла грант конкурса «Студенческий стартап» федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
Не замужем.
Фото © из архива Ирины РЫЛЬСКОЙ





