Все рубрики
В Омске среда, 16 Октября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 64,2548    € 70,8473

Семейное образование в Омске продолжат компенсировать лишь определенным категориям (полный текст)

3 марта 2019 00:26
1
3573

В школах детей нередко ждет буллинг (психологическая травля), моббинг (травля коллективом) и прочее. 

На состоявшейся в Конгресс-холле Омской областной конференции «Семейное образование: многовековые традиции и ближайшие перспективы» обсудили последние изменения регионального законодательства в образовании.

Не эффективное обучение, а укрепление семьи

Напомним, 29 ноября депутаты Заксобрания региона внесли поправки в региональный закон «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области», согласно которым с 1 сентября 2019 года изменится методика предоставления денежной компенсации родителям, избравшим для своих детей форму семейного образования. Компенсация перестанет быть государственной гарантией и перейдет в статус мер социальной поддержки.

На декабрь 2018 года по форме семейного образования в Омской области обучались 1283 ребенка. Из них 90 процентов – 1157 учащихся – проживают в Омске, лишь 10 процентов в области. Средний размер компенсации с 1 по 4 класс составляет 73 тыс. рублей в год, с 5 по 9 класс – 94 тыс. рублей, с 10 по 11 класс – 113,6 тыс. рублей в год на одного ребенка. При условии, что он успешно пройдет итоговую аттестацию. Семейное образование должно проводиться вне образовательных учреждений, т.е. не предполагает обучение ребенка в частных школах.

Перед началом конференции председатель Омской областной общественной организации «Сибирские многодетные семьи» Марина КАРАБАЕВА заметила, что одной из целей мероприятия является информирование общества, что такое семейное образование, чтобы избежать появления мифов об этой форме обучения и негативного отношения к ней. Она рассказала, что они с еще одной многодетной мамой Светланой АКОПАШВИЛИ забрали детей на семейное обучение три года назад и сейчас объединились и обучают их совместно. «Если бы мы просто хотели эффективного обучения, то просто нашли частную школу. Основная цель для нас – семейные взаимоотношения, потому что такое обучение предполагает установление более доверительных отношений между родителями и детьми и укрепление семьи. В нашем объединении это ставится во главу угла», – пояснила она.

В свою очередь Светлана АКОПАШВИЛИ рассказала об истории семейного образования в России, напомнила, что оно практиковалось еще в древней Руси и продолжалось вплоть до 1917 года, когда было упразднено. С начала 90-х годов 20 века началось возрождение этой формы обучения: в 1992 году приняли закон о семейном образовании, который давал детям и родителям возможность выбирать способ получения образования. Закон также предусматривал федеральную финансовую поддержку – выплату компенсации в размере норматива финансирования обучения ребенка в школе. В 2004 году в связи с перераспределением полномочий между федеральным центром и регионами решение вопроса о финансовой поддержке семейного образования переложили на регионы. В итоге лишь некоторые области сохранили выплату компенсации, среди них и Омская.

О корнях тотальной безграмотности

Выступающие на конференции активно доказывали преимущества семейного образования, которые в основном базируются на недостатках традиционного школьного обучения.

«Современная школа возникла в эпоху индустриализма и была призвана ликвидировать безграмотность будущих рабочих. Общество сейчас радикальным образом изменилось, но школа продолжает работать, как в начале 20 века, где существует классно-поурочная система. Она себя изжила и устарела. Родители все чаще выбирают семейное образование, чтобы обеспечить своим детям индивидуальный подход и творческие методы обучения, – рассказала Светлана АКОПАШВИЛИ, но сразу же добавила: – При этом семейное образование никогда не заменит школу полностью. Да и не всем детям оно подходит. Однако те, кто убедились в его преимуществах, уже вряд ли смогут отказаться от такой формы. Это здоровая альтернатива, не противопоставленная школе, а взаимодействующая с ней и помогающая и школе развиваться и находить новые формы обучения».

Директор центра развития интеллекта детей «Озарение» и многодетный отец Андрей ГРИГОРЬЕВ заметил, что сегодня школа не учит детей главному – учиться. Вместо выступления он продемонстрировал видеоролик про недостатки общеобразовательной школы, где, в частности, указывалось на низкое качество современных учебников, отсутствие логики при подаче материала. Основной акцент авторы фильма сделали на тотальной безграмотности школьников, связывая ее с тем, что детей учат писать так, как они слышат, а это не соответствует принципам правописания в русском языке. «Сегодня все особенности неграмотного письма принято считать за логопедические ошибки, а ребенка, который их допускает, отравляют к логопеду на коррекционные занятия, но до конца 80-х годов никто не слышал о логопедах. В школах они не работали, дети и без них успешно осваивали грамоту. Ситуация изменилась после того, как начальная школа перешла на новую программу по русскому языку, которая обучает писать детей так, как они слышат. При этом горе-методисты стали грамотно переводить стрелки: по их словам, причина тотальной безграмотности в недостаточном фонематическом слухе у детей», – говорилось в фильме.

Существование у каждого второго омского школьника проблемы неграмотного письма подтвердила и руководитель школы скорочтения Анастасия СВЕТЛОВА, которая обучает двоих из трех своих детей на семейном образовании.

А в школах – Интернет и буллинг с моббингом

Приглашенный в качестве эксперта профессор кафедры философии ОмГПУ, доктор философских наук Виктор НИКОЛИН представил более обобщенно претензии к современному образованию:

— Третья технологическая революция была связана с планом электрификации. Четвертая технологическая революция состоит в том, что происходит переход к знаниям-кто. Советская школа строилась на двух видах знания – знание-что – это наука, знание-как – это технологии. Знание-кто – это саморазвитие человека. Современная российская школа построена только на одном типе знания – знании-что. Произошла мощная деградация качества образования. Сейчас благодаря Интернету создается символический тип личности. Она не имеет ядра, а развивается только в условиях коммуникаций. Эти условия специально созданы для того, чтобы выкачивать мозги из стран, которые только начинают развиваться.

Если у нас не произойдет качественного прорыва в образовании, мы будем получать символическую личность, которая очень хорошо представлена в форме игроманов. Это человек, который не в состоянии сформировать себя, не в состоянии развиваться, он как паразит присасывается к ресурсам Интернета, он не самостоятелен. Качественный скачок происходит только тогда, когда возникает знание-кто для индивидуальной личности. А она творит в изоляции. Это принципиально разные типы личности. Ключевым моментом воспитания является социализация будущего. Она построена на семье и патриотизме. Общество знания нового типа может быть построено только патриотами, которые любят свою страну, свою семью. Говорить, что ребенку необходимо проходить ту ужасную социализацию, которая есть в обычной школе, где и наркомания, и, в частности, информационная наркомания… Главным врагом общеобразовательной школы сейчас является Интернет, а не альтернативные формы образования. И для того, чтобы спасти Россию, необходимо объединять все формы образования.

При этом Виктор НИКОЛИН подчеркнул, что обучать на семейном образовании нужно далеко не всех, а только 20 процентов детей.«Это не может быть массовым образованием, это не для всех», – заметил он.

Об экономической выгоде государству от наличия семейного образования говорила Олеся ГРИГОРЬЕВА, глава Ассоциации по защите интересов семьи, детства, отцовства и материнства. Она заметила, что такая форма уменьшает количество детей в общеобразовательных школах, а следовательно, уменьшает потребность в строительстве новых.

Почему родители забирают детей на семейное обучение, рассказала психолог Оксана КАЛАЧУК. Она выделила семь факторов: неприятие школьного обучения самими родителями, исходя из собственного опыта, унижение детей – буллинг (психологическая травля), моббинг (травля коллективом), физическое и психологическое здоровье ребенка, когда школа не справляется с обучением, малышам ставят диагноз «необучаем», религиозные воззрения родителей, опережающее развитие ребенка или, наоборот, отставание и проблемы с состыковкой с дополнительным образованием ребенка.

Компенсации останутся, но не всем

Одними из последних предложили высказаться представителям министерства образования. Первый заместитель министра образования Омской области Лариса УСТИНОВА, отвечая на царящую в атмосфере мероприятия напряженность, подчеркнула, что право на семейное образование абсолютно законно и отменять его никто не собирается. Как не собирается отменять компенсации на семейное образование. Однако теперь получать их будут не все, кто изъявит желание учить своего ребенка самостоятельно, а лишь несколько категорий семей, которым такое образование необходимо по тем или иным причинам.

– До 1 сентября 2019 года право на выплату компенсаций будет предоставляться посредством закона о регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области, а с 1 сентября – по Кодексу о социальной защите отдельных категорий граждан. Наша задача -урегулировать процесс поддержки родителей на законных основаниях, а не отменить эту меру поддержки. Это неправильно, когда в нормативах финансирования школ предусматривается компенсация родителям, которые обучают детей вне образовательных организаций. Фактически эта мера поддержки должна быть урегулирована специальным законом, который действует на территории Омской области. Это Кодекс о социальной защите отдельных категорий граждан. В нем сконцентрированы все меры социальной поддержки по различным основаниям. С 1 сентября начнет действовать кодекс, и родители не потеряют право на получение компенсации, – пояснила Лариса УСТИНОВА.

Она подчеркнула:

– Кому-то показано обучение в школе, кому-то – на дому. Это индивидуальные особенности каждого ребенка. Обобщать, что в школе плохо, а на семейном образовании хорошо, наверное, неправильно. Есть проблемы и в школе, есть и в семейном образовании.

Первый замминистра образования напомнила поборникам семейного образования о существующих преференциях, в частности, что выбравшие такую форму обучения имеют право на бесплатное обеспечение библиотечными ресурсами, лабораторным и другим оборудованием школы. Также дети-семейники имеют право участвовать в мероприятиях школы, в том числе в олимпиадах. Она заметила, что закон предусматривает право сочетать разные формы образования, в частности, ребенок, получающий основное образование в семье, может часть уроков посещать в школе. Соответственно, компенсация будет пропорционально уменьшена. Разработка закона будет завершена в первом квартале 2019 года, во втором его будут обсуждать, анализировать, в том числе с участием родителей, а в третьем он будет утверждаться Заксобранием.

Лариса УСТИНОВА пригласила участников конференции к диалогу, в ходе которого будет утверждаться окончательный перечень категорий семей, детей, имеющих право на компенсацию за семейное обучение. Сейчас министерство образования выделяет следующие категории: многодетные родители, семьи с низким уровнем дохода (не превышает 1,5 прожиточных минимума), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями (участники конкурсов, спортивных соревнований), которым нужен особый режим, и дети, проживающие в сельской местности и находящиеся «на подвозе» до школы.

«Жалеть» или «поддерживать»

Виктор НИКОЛИН после выступления представителя министерства образования выступил более эмоционально, чем в первый раз: «Вы нас не слышите! Ваша позиция – просто кошмарить родителей. Я откажусь от того, что вы будете меня «жалеть». Я имею право на бесплатное образование! Мы хотим четко знать, сколько будет платиться, за что. Я многодетный, но я откажусь от ваших денег, потому что меня это унижает!».

— Я бы не употребляла такие выражения, как «пожалеть», – ответила Лариса УСТИНОВА. – Речь идет о поддержке для реализации законного права. Если необходима поддержка, значит, заявитель имеет право за ней обратиться. Она направляется на приобретение учебников, иных ресурсов, необходимых для ребенка. Дело не в жалости. Мы открыты к диалогу. Готовы услышать ваши предложения.

После конференции, общаясь со СМИ, она пояснила:

-  Мы решаем вопрос не об отмене этой меры, а об урегулировании. Поскольку получение семейного образования – это образование вне школы, вне образовательной организации, то с точки зрения бюджетного законодательства нахождение этой компенсации внутри нормативов школ – это неправильно. В этой связи оказание этой меры поддержки требует дополнительного правового регулирования отдельным законом. Только пять регионов РФ осуществляют эту меру поддержки. И отменять ее мы не планируем. Мы планируем сделать ее правильной, адресной, соответствующей законодательству.

На данный момент оценить, сколько семей в регионе продолжат получать компенсацию за семейное обучение исходя из новых правил, представители министерства образования сказать затрудняются. Тем более что список категорий, которым будут положены выплаты, пока остается открытым.

Ранее репортаж полностью был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 23 января 2019 года

Loading...




Комментарии через Фейсбук

Артур 2 августа 2019 в 11:27:
Сволочи! То есть с 2004 года 700 — 1283 человек получали компенсацию по неурегулированным законам? Бред какой-то! Это очередной способ заставить пойти в общеобразовательную школу детей, которые не способны там учиться. Попытка принудительно сделать из них «людей» по формальному признаку. По факту моего ребенка выбрали мальчиком для битья и гнобили два года! Есть дети, которые не могут физически и психологически перенести условия общеобразовательных школ. При этом их способности и уровень интеллекта несравнимо выше чем спецшколы для ЗПР и ДЦП. Куда им деваться? жить в страхе и боли в общеобразовательной школе, или деградировать в школе для слаборазвитых?
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.