Все рубрики
В Омске пятница, 20 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 64,4290    € 71,2391

Не зря «Независимый топливный союз» предрекал войну между нефтяниками и Минфином РФ

25 мая 2019 10:29
0
1089

Омичи Григорий и Павел БАЖЕНОВЫ рассказали, что, если цены на топливо не увеличатся, АЗС становятся убыточными.  

Вчера, 24 мая, РБК сообщил, что нефтяные компании не выполнили поручение вице-премьера Дмитрия КОЗАКА о стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке. Об этом говорится в протоколе по итогам совещания биржевого комитета ФАС от 22 мая. В конце марта правительство продлило трехмесячное соглашение о заморозке цен на топливо еще на квартал — до 1 июля.

Нефтяники, в частности, обязались поставлять на внутренний рынок на 2% больше бензина и дизтоплива, чем в 2017 году. Но «Роснефть» не поставила на внутренний рынок необходимое количество ни того, ни другого, «Газпром нефть» не выполнила обязательства по бензину, а ЛУКОЙЛ — по дизелю, говорится в протоколе. Одновременно нефтяные компании увеличили экспорт, указано в документе.

На биржевом комитете представитель ФАС пожурил нефтяников за то, что они предпочитают экспорт внутреннему рынку, и пригрозил проверками, рассказывает один из участников заседания. Нефтяники парировали, что им нужно зарабатывать, чтобы не разориться, как это уже случилось с Антипинским НПЗ, объясняет он.

Интересно, что примерно такой сценарий и прогнозировал в апреле «Независимый топливный союз» на пресс-конференции «Топливный кризис или новая заморозка цен?» в ИА «Национальная служба новостей» (Москва).

Ранее материалы этой пресс-конференции были доступны только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 18 апреля. Представляем их читателям:

Нефтепереработка в нефтедобывающей стране убыточна

5 апреля правительство и нефтяные компании продлили соглашение по сдерживанию роста цен на бензин и дизельное топливо до 1 июля 2019 года. Нефтяникам в обмен на заморозку цен пообещали увеличить бюджетные компенсации. Стабилизация цен рассматривается как страховка для потребителей, в том числе аграриев, на период переговоров по изменению топливной политики на территории Евразийского экономического союза. Однако не все оценивают соглашение однозначно положительно. В ходе пресс-конференции свою точку зрения высказали президент «Независимого топливного союза» (далее НГС) Павел БАЖЕНОВ и руководитель Аналитического центра НГС Григорий БАЖЕНОВ.

Напомним, «Независимый топливный союз» – это ассоциация владельцев независимых АЗС, в которую входят 38 компаний (более 400 автозаправок). До апреля 2016 года она называлась НП «Независимые отечественные нефтетрейдеры». Ее президент Павел БАЖЕНОВ – омич, в 2010 году (в 24 года) он стал совладельцем и управляющим сети омских автозаправок (компания ООО «Октан – 2000»), в 2014 году основал ОАО «Национальная топливная сеть», куда вошли независимые заправки.

Участвовать в пресс-конференции должны были также руководители независимых АЗС Дальнего Востока, многие из которых оказались на грани разорения. Однако в силу удаленности региона братьям БАЖЕНОВЫМ пришлось самостоятельно освещать тему.

Григорий БАЖЕНОВ, как всегда, представил некоторую аналитику, отметив, что первый квартал 2019 года оставил переработку в убытках: «И сегодня обстановка кардинально не меняется. Мы можем наблюдать ситуацию, когда нефтепереработка в нефтедобывающей стране является убыточной. При этом у нас базовые ставки акцизов на автомобильный бензин 5-го экологического класса и на дизельное топливо были увеличены. Сейчас они составляют 12 тыс. 314 рублей на тонну. И в планах на 2020 и 2021 годы дальнейший рост акцизных ставок».

В ходе пресс-конференции он пояснил, что, несмотря на то, что в марте с каждой тонны переработанного сырья, поставленного на внутренний рынок, нефтяные компании получали порядка 9 тыс. рублей, они терпели убытки. Выпадение дохода с каждой недопоставленной на экспорт тонны сырья составило порядка 34 тыс. рублей в январе-марте 2019 года.«В целом сами нефтяники заявляют о 60 млрд. рублей. Почему они продолжают «заливать» биржу, превращая график биржевой цены в горизонтальную линию? Ответ один: думаю, это очень выгодная для них на сегодняшний день позиция торга», – уверен Григорий БАЖЕНОВ.

НГС выступает за отмену акцизов на бензин

Павел БАЖЕНОВ уверен, что многое зависит от баланса внешнего и внутреннего рынка: «Нефтяные компании имеют альтернативу: либо поставлять на внутренний рынок, либо на внешний. Если выбирают внешний рынок, то получают колоссальную разницу. Это является постоянным стимулом, чтобы объемы с внутреннего рынка уходили. Следовательно, стабильность и прогнозируемость наступят, когда внешний и внутренний рынок будут сбалансированы. Цены внутреннего рынка в России напрямую зависят от внешней конъюнктуры. Это так называемое ресурсное проклятие. По-другому никак – мы страна-экспортер. С другой стороны, наш регулятор создал условия, при которых налоги на внутреннем рынке значительно выше, т.е. помимо того, что цену постоянно сдерживают, изначально сформирован налоговый диспаритет. А акциз и НДС в литре топлива сегодня составляют 40 процентов цены. Логистические затраты с большим трудом закрывают эту разницу, что делает внешний рынок более перспективным».

Внутренний рынок зависит от двух параметров: курса рубля (если он дешевеет, то экспортная альтернатива резко меняется) и цены на нефть, напомнил Павел БАЖЕНОВ и заметил, что, когда с одной стороны идет распоряжение удерживать цены любой ценой, а с другой повышаются налоги, это создает эффект тисков: «Непонятно, что будет, когда закончится соглашение. Больше того, не ясно, что будет в процессе соглашения. Кто окажется в убытке?». При этом братья БАЖЕНОВЫ оценивают потенциал роста оптовой цены на топливо до 30 процентов, а как минимум – на 7-8 (В период с 15 апреля по 15 мая 2019 года оптовые цены на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой бирже (АО “СПбМТСБ”) выросли на 23% на бензин марки REGULAR (АИ-92) и на 18,5% на PREMIUM (АИ-95) — данные "Независимого топливного союза"). 

– Мы входим в высокий сезон, когда у нас традиционно оптовая цена растет. Она давно должна была начать рост, но ее сегодня искусственно держат. Если раньше биржевая цена представляла собой определенный пульс, то сегодня он практически нитеобразный. Как будут действовать нефтяники в этой ситуации, как поведет себя регулятор? Ситуация крайне напряженная. Я хочу, чтобы мы подчеркнули и зафиксировали этот тезис, – эти слова Павла БАЖЕНОВА можно считать квинтэссенцией пресс-конференции. Он предложил несколько сценариев развития событий, из которых реалистичные далеко не все. Сам придерживается третьего, когда после переговоров все поняли, что действующие механизмы не работают, и решили отпустить цены и снизить налоги:«Мы убеждены, что возможно свободное ценообразование, но для того, чтобы потребитель увидел, что цена может как расти, так и падать, ее нужно сначала радикально снизить. Достичь этого можно путем отмены или снижения акцизов. Мы надеемся на этот сценарий, но легкой ценой он нам не дастся». Об этом же братья БАЖЕНОВЫ говорили на пресс-конференции в октябре прошлого года, когда топливный кризис охватил всю территорию России. Однако даже тогда регулятор не пошел на такие беспрецедентные для страны меры.

– Думаю, не просто так звучат заявления регулятора в СМИ, что это будет последняя заморозка, – уверен Григорий БАЖЕНОВ. – Это попытка задобрить нефтяные компании и сделать так, чтобы они выполняли свое соглашение. Дескать, вы потерпите, а мы выработаем такой механизм, который будет всем выгоден, но сами условия задачи не предполагают возможность создания такого механизма. В любом случае кто-то что-то потеряет. И самая большая проблема заключается в том, что терять могут все, но только не бюджет. Упертая позиция Минфина, согласно которой акциз сокращать нельзя (а это бы дало возможности для нефтепереработки), приводит к ситуации, в которой мы живем. Хорошо, не хотите снижать акциз, либерализуйте цену. Водители из-за этого, конечно, будут очень сильно выть, им это не понравится, но это даст рентабельность. Да, это плохая мера. Она станет хорошей, если одновременно пойдет снижение налоговой нагрузки. Патовая ситуация.

Дальний Восток может остаться без топливной инфраструктуры

Несмотря на стабильную в европейской части России и в Сибири ситуацию в рознице топлива, на Дальнем Востоке еще с осени 2018 года сохранилась проблема с маржинальностью АЗС. Как пояснили представители НГС, крупные нефтяные компании не повышают розничные цены, при этом мелкооптовые идут практически вровень с розничными. В результате дальневосточные независимые АЗС терпят существенные убытки.

– Сегодня топливный бизнес на Дальнем Востоке терпит бедствие. Все говорят, что розница сейчас получила нормальную доходность. И это действительно так. Топливные компании как-то отбивают потери, которые получили в 2018 году. Но не на Дальнем Востоке. Мы прекрасно понимаем, что скоро эта ситуация изменится в силу понятной конъюнктуры – оптовая цена в любом случае будет расти. Вопрос, насколько, как стремительно и когда. В случае Дальнего Востока это грозит катастрофой, потому что там мелкооптовая цена как была на уровне розницы, так и осталась. При том что это стратегически важный регион, он скоро может остаться без топливной инфраструктуры. И это страшно, – эмоционально высказался Павел БАЖЕНОВ.

Его брат Григорий был более конкретен и пояснил, что сегодня крупные игроки там держат уровень розничных цен ниже, чем на независимых заправках. Последние же не могут приобрести товар на бирже, поскольку альтернативные заводы, которые торгуют на бирже, находятся слишком далеко. Из двух нефтеперерабатывающих предприятий Дальнего Востока на биржу отгружает топливо только Комсомольск-на-Амуре. Павел БАЖЕНОВ рассказал про ситуацию на полуострове Камчатка, где работает всего одна нефтебаза: «Оптовый продукт кроме как из этой нефтебазы взять больше неоткуда. Однако местный ФАС не усматривает в ситуации признаков монополии. Ситуация на Дальнем Востоке требует личного вмешательства президента страны». Президент НГС уверен, что в данном случае требуется увеличение объемов реализации топлива на бирже.

В целом же Павел БАЖЕНОВ спрогнозировал прямую конфронтацию между правительством и нефтяными компаниями: «Она может привести к отказу от заморозки, стремительному скачку оптовых и розничных цен, потому что переговорный процесс часто заходит в тупик. Прямая конфронтация, а по-русски война между нефтяниками и минфином – это серьезное потрясение не только для рынка, но и страны в целом. И Дальний Восток – это полигон».

Loading...




Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.