Известный новосибирский художник представляет в Омске «Свой взгляд».
Выставка «Свой взгляд» новосибирского художника Михаила ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВА открылась на прошлой неделе в музее «Либеров-центр». В экспозицию вошли работы, отражающие различные этапы творчества автора. Ворвавшись в художественную среду на рубеже 1960–1970-х годов, он перепробовал, кажется, все существующие направления изобразительного искусства ХХ века. Неизменным остается одно – формат «большой картины», поэтому работы не без труда удалось разместить в камерном пространстве «Либеров-центра».
– Идея выставки родилась год назад после того, как здесь с успехом прошел выставочный проект Константина ВОЙНОВА «Жизнь на краю света», – рассказала директор музея Елена БУЙНОВА. – Мы решили тогда: давайте хотя бы раз в год привозить выставку какого-нибудь удивительного сибирского мастера, который отличается от наших художников. Чтобы знакомить зрителей с новой творческой манерой, с другой школой. И это будет подарок омичам.
Имя народного художника РФ Михаила ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВА впервые прозвучало именно в Омске, на зональной выставке «Сибирь социалистическая» в 1967 году. Он был тогда студентом, да еще и «непрофильного» вуза. То, что работы взяли на такую престижную выставку, считает везением. А очное знакомство с городом состоялось в 1971 году и было тоже судьбоносным.
– Я приехал в Омск благодаря моей жене, – рассказывает Михаил Сергеевич. – У нее практика преддипломная, а мне-то делать нечего, и я гулял по городу. Занесло на омский нефтекомбинат. Все, что я там увидел: трубы, конструкции, – меня потрясло. В тот период я еще делал много абстрактных картин, поскольку считаю себя учеником Николая ГРИЦЮКА, и это, к тому же, как-то пересекалось с моим видением, с моими ритмическими построениями. И вот омский нефтекомбинат на несколько лет стал для меня таким важным объектом, моим героем. Я приезжал сюда и зимой, и летом, сделал достаточно большую серию работ. Сначала графических, но это стало шагом к большим картинам. Первой из них была «Артерия нефтехимии». То есть я, наверное, был тем человеком, который еще до омских художников активно писал нефтезавод.
Индустриальному пейзажу, производственным темам художник остается верен до сих пор, но, может быть, сегодня рассматривает это с несколько другой точки зрения: урбанизация, индустрия, современные технологии.
Переход от абстракции к реализму порою вносит в работы ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВА сюрреалистические нотки. В принципе, у него в любой картине, даже в той, где, кажется, все очевидно, существует подтекст, игра с ассоциациями и тот самый индивидуальный взгляд.
Иногда этот взгляд ироничный, как в работе «Состояние полета», где подвыпивший мужчина разлегся на фоне пикника. Иногда – иронично-грустный, как в диптихе «С любовью к женщине». Женская красота там становится утилитарным фетишем, растиражированная на яркой рекламной продукции. Здесь уже можно говорить о таком направлении современного искусства как поп-арт.
Наверное, к поп-арту можно отнести и самую знаменитую картину-обманку «Обратная сторона пакета», не раз вводившую в заблуждение не только зрителей, но и музейных работников. Всем казалось, что перед ними нераспакованное полотно.
Серия «Советские иконы» с ее квадратиками-треугольниками – дань супрематизму. Одна из работ, изображающих скульптуру Веры МУХИНОЙ «Рабочий и колхозница», представлена на выставке. Этой серией художник прощался с эпохой, тревожно вглядываясь в новое, неведомое время.
В шутку Михаил Сергеевич иногда называет себя «самодеятельным» художником, поскольку по образованию архитектор.
– Я всегда считал, что надо поступать в художественный вуз, – говорит он, – но жизнь сложилась так, что пришлось поступать в строительный. У нас в Новосибирске не было художественного института. Я думал, что проучусь год и удеру, а потом привык. Архитектура – это такая потрясающая вещь, я столько нового там для себя узнал. Наверное, современности и свободе взглядов учит именно архитектура. И я всегда делал то, что мне интересно. Конечно, иногда жизнь заставляла браться за заказы. Я даже Ленина с крестьянами писал. Забавно, что приходилось это делать. Но это все тоже школа, она не вредная. Поэтому я думаю иногда: как хорошо, что я не учился в художественном вузе! Попался бы там какой-нибудь мощный учитель вроде МОИСЕЕНКО или МЫЛЬНИКОВА, и я стал бы таким же МОИСЕЕНКО или МЫЛЬНИКОВЫМ. А так вот он я – такой, какой есть. И мне интересно рассказывать то, что я вижу, что чувствую.
Выставка «Свой взгляд» продолжит работу до 11 ноября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ