Министр сельского хозяйства Омской области заявил, что информация о каждой машине с зерном, идущей в Казахстан, будет передана для проверки в налоговую инспекцию (полный текст).
16 октября Омск посетила заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Оксана ЛУТ. Она провела несколько встреч с аграриями, в том числе с участниками АО «Зерно Сибири».
Крупнейший экспортер зерна в регионе – ИП Сулейменов
На открытом для СМИ совещании с аграриями региона Оксана ЛУТ призналась, что первый раз в Омской области:
— Решила совершить поездку по Сибири, потому что ряд сибирских регионов является нашим потенциалом с точки зрения выращивания и продажи зерновых культур. Мы говорим вам слова благодарности за зерно, которое вы выращиваете. Сибирское зерно в принципе – самое качественное в РФ.
Оксана ЛУТ приехала не одна. Замминистра сельского хозяйства РФ привезла с собой пять крупнейших экспортеров России и представителей Дальневосточного морского порта для обсуждения вопросов вывоза зерна.
— Какой результат мы бы хотели получить от этой встречи? – обратилась федеральная чиновница к руководителям элеваторов и крупных хозяйств, которых пригласили на мероприятие. – У нас большая просьба: пообщайтесь с представителями экспортеров для того, чтобы понять, как выстроить прямые отношения. Задача Министерства сельского хозяйства – убрать из цепочки торговли посредников, которые оставляют у себя определенную часть маржи, прибыли. Особенно это важно для Сибирского региона, где цены априори ниже центральной части страны. Мы приехали не просто поговорить, хотим, чтобы вы выстроили контакты с людьми, которые являются конечными продажниками зерновых культур на внешних рынках. Они работают с конкретными странами напрямую.
Клавдия ЗУБКОВА, руководитель отдела закупок ТД РИФ — один из представителей «продажников», которых привезла замминистра ЛУТ
В ходе рабочего совещания прозвучал доклад министра сельского хозяйства Омской области Николая ДРОФЫ. Он рассказал об особенностях омского земледелия, в частности, о том, что сегодня в регионе ведется плановое увеличение площадей под масличными культурами: со 149 тыс. гектаров в 2016 году до 309 тыс. га в 2019-м. Территории, где возделываются зерновые и зернобобовые культуры, соответственно, сокращаются: с 2171 тыс. гектаров в 2016 году до 1929 тыс. га в 2019-м. «Снижение уборочных площадей зерновых и зернобобовых культур по отношению к посевным связано с переувлажнением. В 2018 году переувлажнение составило более 90 тыс. гектаров, в 2019-м мы недосеяли более 60 тыс. гектаров площадей», – пояснил министр сельского хозяйства.
Уборочная кампания зерновых и зернобобовых завершена. Аграриям удалось собрать 3 млн. 164 тыс. тонн зерна, в том числе 2 млн. 217 тыс. тонн пшеницы. Именно этот злак является основным экспортируемым сельскохозяйственным товаром. При этом регион в рамках реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК» к концу 2024 года должен достигнуть уровня 359 млн. долларов экспорта продукции АПК, т.е. в 3,2 раза превысить уровень 2017 года (112,1 млн. долларов). При этом объем экспорта сельскохозяйственной продукции и сырья из Омской области в 2018 году составил 164,3 млн. долларов. «Задача серьезная. Для ее решения правительство Омской области создает логистический центр «Зерно Сибири», – рассказал Николай ДРОФА. Более предметно работу данной организации, видимо, обсудили на закрытых совещаниях.
Сегодня в Омской области основными продуктами АПК, идущими на экспорт, являются пшеница, ячмень, масло рапсовое, молочная продукция, макаронные изделия. Так, крупнейшими отправителями зерна в 2018 году стали: ИП Сулейменов У.Х. (180 тыс. тонн), ООО «Омское продовольствие» (125 тыс. тонн), ООО «Группа компаний «ЕВК» (92 тыс. тонн), ООО «Хлебная база 35» (87 тыс. тонн), ООО «Калачинское ХПП» (85 тыс. тонн). ООО «Благо-Омск», по оценке регионального минсельхоза, в прошлом году являлось самым крупным экспортером масложировой продукции: 24 тыс. тонн рапсового масла (на 17,6 млн. долларов) компания отправила в КНР, Нидерланды, Литву, Казахстан, Узбекистан. Крупнейшими экспортерами готовой продукции считаются «ТПК «Сладонеж» и «Сладуница и К», а мясной – АО «Омский бекон».
Омское зерно утекает в Казахстан
Говоря о проблемах, Николай ДРОФА отметил, что в регионе произошло некоторое уменьшение экспорта сельскохозяйственной продукции.
— На это оказало влияние снижение объема экспорта зерновых на 30 процентов. Основной причиной стало отсутствие мер государственной поддержки в виде льготного тарифа на перевозку зерна железнодорожным транспортом в текущем году. В 2019-м очень остро стоит вопрос и несанкционированного вывоза зерна, особенно продовольственного, в Республику Казахстан. Мы сегодня все ощущаем, какие потоки зерна туда идут. Предпринятые меры не полностью останавливают этот поток. Из общего объема произведенного зерна (почти 3 млн. 200 тыс. тонн) на сегодняшний день чуть больше 500 тыс. тонн поступило на элеваторы. Если в прошлом году элеваторы не успевали перерабатывать, то сегодня стоят полупустые. Я регулярно общаюсь с коллегами из Казахстана: приграничные элеваторы там имеют огромную загрузку, практически 80 процентов зерна поступает из пограничных регионов РФ, – рассказал Николай ДРОФА.
Директор ООО «Сибирский комбинат хлебопродуктов» Илья БАРИНОВ подтвердил существование данной проблемы:
— Количество вывозимой продукции колоссальное. По нашим оценкам, уже свыше 300 тыс. тонн. Причем вывезено не официально. Я переработчик, и мои конкурентные преимущества теряются по сравнению с Казахстаном. И еще вопрос: Казахстан нас отсекает от своих рынков экспорта готовой продукции, то есть муки. И сейчас вывозят нелегально. Бороться с этим мы не можем. На границе контроля никакого нет, наши таможенники просто пропускают, даже не учитывают – мы не можем посчитать, сколько вывозят.
Илья БАРИНОВ (сидит слева) и генеральный директор ООО «ГК "ЕВК"» Евгений КОЛЯГИН (стоит)
Отвечая на этот вопрос, Николай ДРОФА пояснил, что сейчас выстраивается схема работы с таможней, налоговой: «Каждая машина, идущая в Казахстан, будет зафиксирована и информация передана для проверки в налоговую инспекцию. Те, кто думают, что могут безнаказанно грешить, предупреждаю, что машины передаются по списку Россельхознадзора для проверки налоговой. Мы не против Казахстана, но все должно быть учтено официально. Мы только за: это и нам войдет в зачет, и вы эффективно реализуете». А Оксана ЛУТ заметила, что поскольку Россия и Казахстан являются членами таможенного союза, то таможни как таковой на границе нет, поэтому учитывать в данном случае можно только через Россельхознадзор.
Однако не все аграрии воспринимают утечку зерна в Казахстан как негативный факт. Это дало понять эмоциональное выступление президента Союза крестьянских (фермерских) хозяйств Омской области Ивана БРИГЕРТА:
— Не слушайте людей, которые говорят, что нужно сегодня делать крестьянам! В 2017 году мы стучались в каждую дверь и предлагали купить у нас зерно по 4 рубля. И вот у крестьян второй год появилась возможность хлеб вывезти в Казахстан! Я уже пять лет кричу на съездах на уровне РФ: нам нужна государственная поддержка. Это интервенция зерна, которое лежит годами. Его надо разгрузить. Нам необходима интервенция, ведь Сибирь – это совсем другой регион. Сегодня у крестьянина есть возможность в соседнюю республику вывезти продукт, получить по 9-10 рублей. Ему нужен доход, он хоть рассчитается с банками!
В завершение своей эмоциональной речи Иван БРИГЕРТ поделился наболевшим:
— Мы из кредитов сегодня не вылезаем. Конечно, благодарны министерству за льготные ставки. Пять процентов – это отлично. Но почему никто не говорит о том, что когда хозяйство со своими обязательствами не справляется, то банки со льготного кредита его перекидывают на ставку 14,69 процента, и становится еще сложнее.
Фото © Максима КАРМАЕВА («Коммерческие вести»)