Совладелец «Суши-Маркетов» рассказал, как он продвигает франшизу своей сети.
29 октября на бизнес-завтраке в Омске разбирались в плюсах и минусах создания франшиз. Одним из выступающих был совладелец сети «Суши-Маркет» и сети «Лаваш» Андрей КОЛМОГОРОВ. Представляем читателям его выступление:
– Последние 20 лет я живу в Омске, у меня пятеро детей и большая компания, в которой я являюсь совладельцем. Компания «Суши-Маркет», федеральная сеть магазинов японской кухни, образовалась восемь лет назад, в 2011 году. Первую точку мы открыли в торговом центре Festival City, который на омском Левобережье, а сегодня наша сеть насчитывает порядка 400 торговых точек в 140 городах. Есть наши магазины в Казахстане и Белоруссии, в Китае у нас тоже был магазин, но мы его пока закрыли, надеемся, что вернемся. За это время мы создали более 2000 рабочих мест, внедрили эффективную концепцию привлечения клиентов, за месяц обслуживаем более миллиона покупателей.
Сейчас мы заходим на Сахалин, в Норильск, в Минск. Мы помогаем нашим франчайзи подобрать правильное помещение, у нас накоплен колоссальный опыт строительства точек, и мы считаем, что это наша основная компетенция. Правильное помещение на старте в нашем бизнесе – это самое главное. Получив отрицательный опыт в первой точке, человек вряд ли откроет вторую. Вообще мы планируем глобальную экспансию, которая рассчитана на весь мир. И сегодня мы ищем «крючок», благодаря которому наши франчайзи будут оставаться с нами долго.
Я хотел бы поделиться своей точкой зрения на то, как нужно строить и продавать франшизы. И моя точка зрения – она несколько отличается от других. На данный момент в России порядка 3 000 компаний, которые продают франшизы. По этому показателю мы почти догнали Америку, где сегодня в продаже порядка 3,5 – 4 тысяч франчайзинговых проектов. Правда, у нас пока 70 тысяч торговых точек работает по франчайзингу, а в Америке 700 – 800 тысяч. Разница очень большая, в десять раз. Тем не менее по количеству франшиз мы уже большие молодцы, у нас их больше, чем в Японии, Малайзии, Европе. А вот качество пока страдает. У нас очень много слабых проектов, нам еще предстоит переродиться качественно.
Как думаете, что лучше – иметь 100 партнеров, у которых по одной-две точки, или трех партнеров, у которых по 30 точек? На мой взгляд, ответ очевиден. Потому что с тремя людьми легче коммуницировать. Ваша предпринимательская энергия будет тратиться только на трех человек, а не на сотню. С сотней партнеров, кстати, очень непросто договориться. У нас, например, 15 партнеров, и я уже задумываюсь о том, как мы будем дальше развиваться. С кем-то из партнеров я общаюсь ежедневно, с кем-то раз в неделю или раз в две недели. Но я понимаю, что должен, как основатель компании, справедливо распределять свое время между ними, уделять внимание каждому. Иначе они могут подумать, что зря платят деньги за франшизу, а я этого не хочу.
Наша концепция изначально строилась на том, что франчайзинговыми точками мы будем заниматься так же, как своими, что мы не будем разделять торговые точки на свои и чужие. Это реально тяжело, когда так работаешь, но это дает фантастический результат. Только благодаря этому мы построили такую сеть. Если бы мы просто продавали наш бренд, как это делают многие, у нас было бы намного меньше точек. У нас только один неудачный опыт, у ребят, которые открыли несколько точек, случился корпоративный конфликт, и мы собираемся скоро снимать вывески. Все остальные наши партнеры – успешные, они хорошо зарабатывают, не имеют кредитов. И наша компания не имеет кредитной нагрузки. Я против того, чтобы брать деньги в долг. Я двадцать пять лет занимаюсь бизнесом, и был только один момент, когда мне пришлось залезть в кредиты. И я буду дальше строить компанию на таких же принципах, пока у меня хватит сил.
Мы стараемся помочь людям быть успешными. В этом наша миссия. Мы это делаем не бескорыстно, конечно, но если люди с нашей помощью заработают деньги, то и мы заработаем. Мы много вкладываем, и много получаем. Свое время я ценю и не готов растрачивать его по пустякам. Мы сейчас разрабатываем производственную программу, которая позволит нашим партнерам продавать на 20% больше. Программа сложная, затратная, за год-два мы ее докрутим, я думаю, и это будет наше конкурентное преимущество, программа позволит нам масштабировать бизнес еще более динамично, и тогда мы начнем развиваться на весь мир.
Возможно, когда мы станем такими же глобальными, как McDonald’s, мы все пропишем, и у нас получится толстый талмуд, как вести бизнес. Я прекрасно понимаю, что на одной энергии предпринимательства не построишь огромную компанию. Чтобы открыть не 400 точек, а, скажем, 10 тысяч точек, нужно все формализовать, нужна система, нужен ключевой фактор успеха, благодаря которому партнеры останутся с нами надолго. Но задача эта очень непростая, не в каждой сфере такое возможно, и я, уже имея шестилетний франчайзинговый опыт, чувствую себя в этом вопросе все еще зеленым пареньком.
Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 6 ноября 2019 года.