Историки и исследователи не нашли ни одного случая дарения адмиралом КОЛЧАКОМ своей возлюбленной Анне ТИМИРЕВОЙ дорогих подарков и украшений. Хотя в его распоряжении находился эшелон с золотом и драгоценностями.
В 2020 году исполнилось 100 лет с окончания Гражданской войны в Сибири. Однако интерес к далекому прошлому не утихает, а, наоборот, усиливается – и особенно к историческим личностям, судьбы которых прошли через Омск.
Анна Васильевна ТИМИРЕВА (в девичестве САФОНОВА) родилась 18 июля 1893 года в Кисловодске в семье терских казаков – шестым ребенком в семье. Ее отец Василий САФОНОВ был учителем музыки, пианистом и дирижером, некоторое время занимал должность директора Московской консерватории. В 1906 году семья Сафоновых переехала из Кисловодска в Санкт-Петербург, где Анна продолжила учебу в гимназии княгини Оболенской. Девушка занималась живописью, свободно владела французским и немецким языками. В 1911 году после выпускных экзаменов гимназии Анна вышла замуж за морского офицера Сергея Николаевича ТИМИРЕВА. В 1914 году в семье ТИМИРЕЫХ родился сын Владимир.
В 1915 году в Гельсингфорсе (так раньше по-шведски называлась нынешняя столица Финляндии – Хельсинки), где в звании капитана 1-го ранга служил ее муж ТИМИРЕВ, Анна Васильевна впервые встретилась с Александром Васильевичем КОЛЧАКОМ. Анна была моложе Александра КОЛЧАКА на 19 лет. У обоих были собственные семьи. Завязалась крепкая многолетняя любовь – как потом показало время, «любовь на всю жизнь». Они пронесут свою страсть сквозь две революции и Гражданскую войну. Анна оставила сына на попечение своих родителей и ради любви к Александру Колчаку развелась с мужем Сергеем ТИМИРЕВЫМ.
Анна и Александр общались при помощи писем. Сохраняли удивительные благородные отношения. Называли друг друга всегда на «вы». Согласно открытым источникам, до нас дошли слова:
«Милая и дорогая Анна Васильевна, я Вас больше чем люблю…».
В следующем письме:
«Как хотел бы я послать Вам эти цветы! Это не фиалки и не ландыши, а действительно нежные, божественные и прекрасные, способны поспорить с розами. Они достойны, чтобы, смотря на них, думать о Вас…».
К концу 1919 года под натиском Красной армии войска адмирала Колчака отступали на Восток. 15 января 1920 года адмирал КОЛЧАК был предан союзниками, арестован и отправлен в иркутскую тюрьму. На первом допросе адмирала КОЛЧАКА Чрезвычайной следственной комиссией 21 января 1920 года заместитель председателя Иркутской губЧКа ПОПОВ задал вопрос:
«Здесь добровольно арестовалась госпожа ТИМИРЕВА. Какое она имеет отношение к вам?»
Александр КОЛЧАК ответил:
«Она – моя давнишняя хорошая знакомая. Она находилась в Омске, где работала в моей мастерской по шитью белья и по раздаче его воинским чинам – больным и раненым. Она оставалась в Омске до последних дней, и затем, когда я должен был уехать по военным обстоятельствам, она поехала со мной в поезде. В этом поезде она ехала сюда до того времени, когда я был задержан чехами. Когда я ехал сюда, она захотела разделить учесть со мною».
После ареста КОЛЧАКА Анна Васильевна добровольно явилась в иркутскую тюрьму и просила администрацию «посадить» ее в соседнюю камеру с адмиралом. Ей отказали. С помощью уговоров и подкупов надзирателей ей удалось передавать для Колчака лекарства и теплую одежду. Им разрешили переписку, но с одним условием: конверты будут незапечатаны. В одной из записок КОЛЧАК писал:
«Все меня предали, одна Ваша любовь не знает измены».
7 февраля 1920 года большевики расстреляли адмирала без суда. Однако длительное время от Анны скрывали факт расстрела. Она все же добилась правды. Её выдали справку, в которой указывалась:
«Причина смерти – расстрел».
Анна Васильевна в заявлении на реабилитацию указала:
«Я была арестована в поезде адмирала КОЛЧАКА и вместе с ним. Мне было тогда 26 лет, я любила его, и была с ним близка, и не могла оставить его в последние дни его жизни. Вот, в сущности, и все. Я никогда не была политической фигурой, и ко мне лично никаких обвинений не предъявлялось».
Сергей Николаевич ТИМИРЕВ (муж Анны ТИМИРЕВОЙ) был однокашником, сослуживцем и боевым другом Александра КОЛЧАКА. Во время учебы в Морском кадетском корпусе они состояли в одной роте. Сергей окончил Морской кадетский корпус 3-м по успеваемости. Ему была присуждена премия Адмирала Нахимова в размере 300 рублей.
ТИМИРЕВУ и КОЛЧАКУ довелось вместе участвовать в обороне Порт-Артура (1904). Оба были ранены. Лечились в одном госпитале. Вместе попали в японский плен. Вместе служили на Балтийском флоте. Сергей ТИМИРЕВ был на год младше Александра КОЛЧАКА. Он относился к КОЛЧАКУ с большим уважением. В среде русского офицерства и особенно на флоте крутить роман с женой сослуживца, тем более с женой подчиненного, считалось низостью. А КОЛЧАК поступил низко не только со своим однокашником, сослуживцем, но и с боевым другом. Надо отдать должное ТИМИРЕВУ: для него служба и воинский долг были превыше личных унижений. Он продолжал служить на Балтийском флоте в подчинении адмирала КОЛЧАКА. В 1917 году Сергею ТИМИРЕВУ было присвоено воинское звание контр-адмирал.
Как утверждали исследователи, ТИМИРЕВ любил жену и предполагал, что ее увлечение пройдет. Во время Гражданской войны КОЛЧАК назначил его командующим морскими силами «белого» движения на Дальнем Востоке. После поражения Белой армии ТИМИРЕВ весной 1920 года эмигрировал за границу – в город Шанхай. Последние 10 лет жизни он работал капитаном небольшого судна китайского коммерческого флота. По свидетельству самого ТИМИРЕВА, «это был единственный случай, когда русский адмирал командует китайским пароходом». Его рукописи легли в основу книги, изданной под названием «Воспоминания морского офицера. Балтийский флот, война и революция (1914–1918 гг.)». В 1924 году вышла еще одна книга – «Четыре года на яхте «Штандарт».
Сергей ТИМИРЕВ умер в 1932 году в Шанхае от болезни рака горла. Его похоронили на кладбище Лю-Кавэй. В 1950-х годах кладбище снесли. В архивах ТИМИРЕВА обнаружены последние записи, в которых прослеживается любовь к единственному сыну Владимиру и надежда на встречу, которой не суждено было сбыться.
Владимир Сергеевич ТИМИРЕВ родился в 1914 году. Он вырос в семье бабушки и дедушки по материнской линии: его отец воевал в Сибири против «красных», а мать оставила сына ради любви к адмиралу КОЛЧАКУ. Вскоре юному Владимиру пришлось пережить смерть бабушки и дедушки и скитаться по людям. В 1922 году Анну ТИМИРЕВУ освободили из тюрьмы. Она приехала в Кисловодск, забрала сына и перебралась жить в Москву. Проблемы его матери «за связь с адмиралом КОЛЧАКОМ» временно обходили юношу стороной. Он окончил школу, затем учился в строительно-конструкторском техникуме. После поступил в Московский архитектурно-конструкторский институт. Владимир стал членом Союза художников СССР. В Москве состоялась его персональная выставка картин.
Но 23-летнего талантливого юношу погубила любовь. Он имел неосторожность влюбиться в Наташу КРАВЧЕНКО, дочь видного художника. Родители девушки оказались против их отношений. Ксения Степановна КРАВЧЕНКО, мать Наташи, была дворянского происхождения. Она строго предупредила Владимира ТИМИРЕВА: если он не оставит ее дочь в покое, то семья примет свои меры и подключит связи. Однако молодой ТИМИРЕВ не внимал ее угрозам и продолжил ухаживать за Наташей. Вскоре добился от нее согласия выйти за него замуж. Угрозы строгой дамы оказались не пустыми. По сведениям исследователей-историков, она написала лживый донос в НКВД на ТИМИРЕВА о его антисоветской деятельности: «общался с водителем германского посольства». ТИМИРЕВ был арестован. Сотрудники НКВД во время обыска нашли у него шпагу и пистолет. В обвинительном заключении значилось, что Владимир ТИМИРЕВ – немецкий шпион, который добывал для Германии информацию о рыбной промышленности СССР. В этот период никто не заступился за молодого ТИМИРЕВА. Нешуточное обвинение в шпионаже, а также ярлык «пасынка адмирала КОЛЧАКА» сыграли губительную роль. В 1938 году единственный сын Анны ТИМИРЕВОЙ Владимир был расстрелян. Анна Васильевна долгое время добивалась реабилитации сына, но только в 1958 году его дело было пересмотрено, и он был оправдан.
Биограф Александра КОЛЧАКА Павел ЗЫРЯНОВ пишет:
«Все видели, все замечали, и пересуды, конечно, были неизбежны. Внешне два женщины сохраняли дружеские отношения (Софья, жена КОЛЧАКА, и Анна ТИМИРЕВА). Что происходило в семействах, нам к счастью, неизвестно. Ростислав КОЛЧАК, сын адмирала много лет спустя отказался понимать отца: «Их роман красив для романтиков. Но когда двое людей, обвенчанные в церкви, считают себя православными, на глазах у всех предаются своим порывам, это странно».
Из многих исторических источников известно, что жена адмирала КОЛЧАКА Софья Федоровна КОЛЧАК (в девичестве ОМИРОВА) знала о любовных похождениях мужа, но молча сносила обиду – как и Сергей ТИМИРЕВ.
Георгий ЕГОРОВ, историк много лет собиравший материалы о военной деятельности адмирала КОЛЧАКА, в своей книге «Колчак Александр Васильевич – последние дни» написал о том, как в Москве он встречался с Анной ТИМИРЕВОЙ:
«Дверь открыла старуха. Вся седая. Я представился. Она отступила от двери вглубь прихожей на один шаг. Не больше. Этим самым приглашала меня пройти. Тоже на один шаг. Не больше – лишь переступить порог. И тут она меня предупредила (голос у нее был прокуренный, хриплый): «Имейте в виду, я советскую власть не люблю» Анна Васильевна молча показала, куда повесить пальто. Провела в довольно большую комнату, сплошь заваленную старой мебелью, старыми вещами. Сама она села в старое массивное кресло из темного дерева с высокой спинкой. Достала длинный мундштук, вставила в него дешевую (типа «Астры» или «Примы») сигарету. Закурила. Она не была, как принято говорить, подчеркнуто любезной. Мелькнула мысль: ничего, стерплю. Не каждый день соприкасаюсь с историей, тем более с живой историей. Не стесняясь, рассматривал я комнату, спрашивал, с кем она живет и как вообще у нее прошла жизнь после Гражданской войны. Она отвечала отрывисто, не вдаваясь в подробности, что после Гражданской войны 37 лет провела в советских лагерях. За что – не знает. При ДЗЕРЖИНСКОМ, говорит, ее время от времени выпускали, потом снова забирали, а при ЕЖОВЕ и БЕРИИ уже не выпускали; сидела, что называется безвылазно… На следующий раз я увидел у нее на простенке фотографию мужчины средних лет с шотландской бородой. «У вас раньше не было. Кто это?» – спросил я. «Это Солженицын!» – она произнесла она с гордостью и даже с торжеством».
Далее Георгий ЕГОРОВ дает оценку человеческим качествам Анны ТИМИРЕВОЙ:
«Несколько слов хочется сказать о гражданской жене КОЛЧАКА как о человеке. Полжизни она провела в советских лагерях, в том числе и среди уголовников. И тем не менее за 37 лет к ней не пристало ни одного лагерного слова: речь интеллигентна, во всех манерах ее чувствовалась блестящее дворянское воспитание. Единственное, что омрачало внешние впечатления, – она курила дешевые сигареты. Курила беспрестанно и через длинный, примитивно изготовленный мундштук. И вообще она была одета бедно. Она сохранила себя. Она была в курсе культурной жизни, если уж не страны, то, во всяком случае, столицы. Голова у нее была светлая. Еще в начале нашего знакомства она мне заявила, что о политике говорить не будем. Политика ее не касается. В политику она не вмешивалась и тогда, в Омске в 1918–1919 годах. Видимо, Анна Васильевна разглядела во мне серьезного человека, рассказывала охотно о своей юности, о своем муже ТИМИРЕВЕ, об Александре Васильевиче КОЛЧАКЕ, о первой их встрече, о вспыхнувшей мгновенно любви, длившейся многие годы и которой она отдала всю свою оставшуюся жизнь и за которую прошла многие лагеря и тюрьмы».
Анна Васильевна ТИМИРЕВА прожила трудную жизнь. За связь с Верховным правителем России Александром Васильевичем КОЛЧАКОМ она 37 лет провела в тюрьмах, лагерях и ссылках с небольшими перерывами жизни на свободе. Была реабилитирована в марте 1960 года, с сентября этого же года вышла на пенсию. Жила в Москве. Во второй половине ХХ века Анна Васильевна работала консультантом по этикету на съемках кинокартины Сергея БОНДАРЧУКА «Война и мир», которая вышла на экраны страны в середине 1960-х годов.
Анна ТИМИРЕВА умерла 31 января 1975 года в возрасте 81 года. Была похоронена на Ваганьковском кладбище. Она оставила после себя тетради со стихами и письма от Александра Васильевича КОЛЧАКА. Анна Васильевна пережила всех военных и гражданских лиц, входивших в ближайшее окружение адмирала КОЛЧАКА. Пережила и тех, кто вершил суд и привел в исполнение смертный приговор над ее любимым человеком – Александром КОЛЧАКОМ.
От редакции. Выражаем глубокую благодарность Центру изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области за предоставленные для подготовки и написания статьи материалы.
Фото © Центр изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области