Депутатов Горсовета уговаривали, некоторым угрожали, чтобы не обсуждать, что происходит с капитальным ремонтом судебных домов.
Девятого июля на заседании комитета Омского городского Совета по финансово-бюджетным вопросам все-таки обсудили давно наболевший вопрос капитального ремонта судебных домов. Несмотря на активное противодействие. И неявку представителей принадлежащей муниципалитету компании «Омскэлектро».
За день до конкурса
Обсуждение вопроса «О ходе выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках судебных решений и освоении Администрацией города Омска бюджетных средств в сумме одного миллиарда рублей, выделенных из федерального бюджета» регулярно откладывалось из-за бюрократических проволочек. Кто-то очень добивался, чтобы перенести этот вопрос на осеннюю сессию. В итоге председатель комитета по вопросам ЖКХ и транспорта Аркадий ЛУНЕВ, так и не получивший одобрения данной повестки, был вынужден отправить председателю городского совета Владимиру КОРБУТУ служебную записку с предложением передать этот вопрос в другой комитет – по финансово-бюджетным вопросам.
В соседнем с нами Новосибирске порядок предоставления субсидий на проведение капремонта общего имущества в многоквартирном доме вовсе не такой сомнительный, как у нас. В постановлении от 25 июля 2017 года № 3565 новосибирской мэрии черным по белому сказано, что в полном соответствии с Жилищным кодексом РФ субсидии предоставляются трем категориям: товариществу собственников жилья, управляющей организации и региональному оператору (когда собственники решают определить региональный Фонд капитального ремонта в качестве владельца спецсчета). Аналогичная схема принята в Екатеринбурге.
И только в Омске получателем субсидий неожиданно стало АО «Омскэлектро» с единственным собственником – администрацией города. Неожиданно, поскольку по обычным условиям конкурса право получить субсидию имели только организации, ведущие деятельность «по управлению и (или) обслуживанию многоквартирных домов». Вроде более чем логично. По такому принципу ремонтировали фасады к форуму с участием президентов ПУТИНА и ТОКАЕВА – строительные работы заказывали управляющие компании, получившие субсидию.
Но за день до объявления конкурса мэр Омска Оксана ФАДИНА подписала документ о внесении изменений в Постановление от 19 января 2018 года N 40-п «О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов». И теперь на субсидию оказалось вправе рассчитывать «Омскэлектро». Произошел разрыв сибирских шаблонов, и предприятие победило в конкурсе не по своему профилю.
Саботаж?
Перед обсуждением вопроса о миллиарде на комитете по финансово-бюджетным вопросам Омского городского совета глава комитета Юрий ФЕДОТОВ подчеркнул важность вопроса и то, что в его подведомственность тема была передана по инициативе ЛУНЕВА. Сам ЛУНЕВ добавил, что юристы из правого управления Горсовета ясно дали понять: вопрос допускается к обсуждению в обоих комитетах. Но вице-спикер Юрий ТЕТЯННИКОВ и некоторые депутаты, в частности Алексей САПИН, Алексей ПРОВОЗИН, Сергей ГРУШИЧЕВ и участник комитета по вопросам ЖКХ Владимир ГУСЕЛЕТОВ настаивали, что это вне компетенций финансово-бюджетного комитета, поскольку большая часть повестки касается именно качества проведения капремонта, а это явно намекает на полномочия комитета по ЖКХ и транспорту. Коммунист Дмитрий ПЕТРЕНКО заявил, что « зная, что будет рассматриваться столь актуальный вопрос, ответственные лица из Омскэлектро не появились на заседании. По-моему, это открытый саботаж. На ход капитального ремонта массово жалуются омичи. Не исключено, что речь тут может идти и о неэффективном использовании бюджетных средств, и даже о хищении в крупном размере».
«В половине домов работы не начинались. А работы по подключению отопления должны производиться не позже 15 сентября. Какой смысл нам на осенней сессии обсуждать то, что программа не выполнена? Затягивать обсуждение вопроса не в интересах избирателей, через суды добившихся ремонта этих домов, – резюмировал ФЕДОТОВ, пытаясь подтолкнуть коллег к продуктивной работе. – У меня вызывают искреннее недоумение уловки, иначе я не могу их назвать, сначала снять вопрос в комитете по ЖКХ, а теперь пытаться сделать это и в комитете по финансово-бюджетным вопросам».
Депутат САЯПИН обсуждать был не согласен: «Уже подано заявление в прокуратуру, пускай этой темой и занимаются компетентные органы». Представитель дома Карбышева, 3 Сергей МЫЗНИКОВ попросил слово: «Мы годами ждали этот ремонт, выиграли суд. Администрация пытается занизить сметную стоимость работ, а многоуважаемые депутаты – уйти от ответственности».
Из «Омскэлектро» не пришли
Так как требовалось больше половины голосов, чтобы снять вопрос с повестки, а расклад получился четыре на четыре, перешли-таки к обсуждению капремонта. Председатель озвучил следующую информацию. Из федерального бюджета на ремонт фасадов 278 многоквартирных домов в 2019 году был выделен миллиард рублей. На 141 дом вышли подрядчики, в 39 домах из них ремонт завершен. Представители «Омскэлектро» на заседании не присутствовали и не смогли прокомментировать простаивание половины домов. «Из организации сообщили, что их уведомили о заседании всего лишь за двое суток, поэтому они не успевают подготовидить доклад. Меня это удивляет. Насколько мне известно, такой доклад готовился еще в июне к заседанию комитета по ЖКХ. Его стоило всего лишь дополнить», – прокомментировал Юрий ФЕДОТОВ.
«Целый миллиард выделен. Почему работы не идут? Куда деваются деньги?!» – возмутился депутат-коммунист Михаил ФЕДОТОВ. Отвечать пришлось заместителю директора департамента городского хозяйства Омска Николаю МАШКОВУ. Но предварительно он решил озвучить некоторые цифры. Рассказал, что целевой индикатор исполнения программы – ремонт 186 домов. Из 278 объектов 147 находятся в стадии «средней или высокой степени готовности». На 131 доме все сложно из-за недобросовестных подрядчиков. Договоры расторгнуты, в июле планируется выбрать новых подрядчиков. По 64 объектам идет процесс согласования документации, скоро приступят к работам.
Настоящий допрос устроил МАШКОВУ эксперт в сфере ЖКХ Александр ЛИХАЧЕВ:
– Жилищный кодекс, как я его читаю, имеет две важные статьи. Статью 165, где деньги выделяются управляющей компании, – по ней наш и другие города работали 10 лет. И статью 190.1, введенную совершенно правильно в 2017 году, – деньгами распоряжается фонд капитального ремонта, где 86 человек получают зарплату как раз за то, чтобы отвечать за капремонт. На каком правовом основании администрация отдала деньги иному лицу, не являющемся ни региональным оператором, ни управляющей компанией? Это повлекло потери для муниципалитета 166 млн. руб. на выплату НДС.
МАШКОВ сослался на постановление № 40-п, упомянутое нами выше. Чиновник заметил, что документ прошел оценку регулирующего воздействия, ему была дана надлежащая правовая оценка. Тогда ЛИХАЧЕВ поинтересовался, были ли внесены дополнения в соглашение с «Омскэлектро» о возврате средств. Вот тут и пригодилось упоминание целевого индикатора. В случае его неисполнения часть трансферта действительно надлежало вернуть 1 апреля. Размер рассчитывается по формуле – примерно одна десятая часть стоимости невыполненных работ. В нашем случае она составила бы 91 млн.руб. Но якобы сыграли свою роль обстоятельства непреодолимой силы (коронавирусная пандемия) – губернатор отправил в Федерацию письмо с просьбой снять санкции. Пока ответ не пришел. «А возврат ВСЕХ средств не предусмотрен ни одним нормативно-правовым актом», – резюмировал МАШКОВ.
Жильцы для приемки работ не предусмотрены
ЛИХАЧЕВ поднял тему судьбы некоторых домов: 12 «потерялись» из перечня по недосмотру чиновников из департамента горхозяйства. МАШКОВ объяснил это юридическими препонами: не у всех были мировые соглашения, судебные решения. По 44 домам нарушены мировые соглашения, продолжал ЛИХАЧЕВ. Те, мол, не согласовали участие «Омскэлектро» в своем капремонте. Почему же компания не может нанять субподрядчиками те организации, которые по предыдущему опыту уже признаны добросовестными? МАШКОВ объяснил, что это исключено, ведь «Омскэлектро» не подрядчик, а заказчик работ. Нанимать исполнителей же можно только в рамках 223-ФЗ, иначе правоохранительные органы расценят это как препятствие конкуренции.
Юрий ФЕДОТОВ объявил еще об одной вещи, возмущающей горожан. На совещаниях в округах стало известно, что «Омскэлектро» будет принимать работы единолично, без участия собственников дома – непосредственной стороны мировых соглашений – без ТСЖ и УК, курирующих эксплуатацию дома. МАШКОВ затруднился это прокомментировать. Глава комитета убежден, что в приемке обязаны участвовать те, для кого ремонт и делался.
От имени своих избирателей Дмитрий ПЕТРЕНКО спросил, как же выяснять порядок действий жильцов, если работы, по их наблюдениям, ведутся не в том качестве, которое предусмотрено проектно-сметной документацией:
– На улице 3-я Челюскинцев, 97 проводился ремонт. Если подрядчик не выполняет требования жильцов, делая замену в смете, не соответствующую нормативам, например, крепление к стене не соответствует диаметру трубы. Куда и к кому обращаться, когда есть факты нарушений?
Ответ был: стоит обращаться в отдел организации ремонта департамента городского хозяйства. На несоответствие работ сметам, неисполнение мировых соглашений жаловались многие представители судебных домов. Чиновники пояснили, что готовы обсуждать темы в рабочем порядке, напрямую с собственниками дома.
Дмитрий ПЕТРЕНКО попутно заявил:
– Сейчас масса домов, на мой взгляд, ремонтируется некачественно. Еще меня удивляет, что мы на полном серьезе обсуждаем то, что муниципальный нормативно-правовой акт способен перечеркнуть судебное решение, согласно которому собственники были вправе сами выбрать себе подрядчика. У меня есть существенные опасения за судьбу нашего города при таком уровне правовой грамотности властных инстанций.
ЛИХАЧЕВ снова включился в дискуссию:
– Чиновники насчитали миллиард рублей на ремонт 321 дома. «Омскэлектро», завысив, в чем я уверен, сметы, насчитал на тот же самый миллиард 278 домов. 43 дома просто кинули! Не считая тех 12, которые вообще в перечень даже не включали.
Эксперт настаивал, что соглашение с «Омскэлектро» необходимо дополнить пунктом о приемке работ истцом (то есть собственниками) и управляющей компанией дома.
Противодействие
За предложение направить запрос от финансово-бюджетного комитета Горсовета в Контрольно-счетную палату и прокуратуру с просьбой проверить расходование средств «Омскэлектро», внести дополнения в соглашение с «Омскэлектро», вынести тему на пленарное заседание Горсовета и прочее удалось проголосовать не сразу – некоторые народные избранники просто вышли из обсуждения, лишив собрание кворума. Однако и после перерыва большая часть (из семи участвовавших) депутатов комитета не поддержала проект решения, в частности ТЕТЯННИКОВ, САЯПИН, ГРУШИЧЕВ, Дмитрий ЛИЦКЕВИЧ. За проголосовали Юрий ФЕДОТОВ, Михаил ФЕДОТОВ и Алексей ЛОЖКИН. Вопрос пока остался в комитете.
Председатель комитета по финансово-бюджетным вопросам Юрий ФЕДОТОВ подвел черту под обсуждением:
– Часть депутатов, участников комитета, по не самым убедительным причинам отключалась от заседания комитета по видеоконференции – ГРУШИЧЕВ, ПРОВОЗИН, САЯПИН. У меня сложилось впечатление, что их манкирование своими депутатскими обязанностями не было случайностью. Целью обсуждения я в первую очередь видел сдвиг дела с мертвой точки – чтобы «Омскэлектро» повлияло на эффективность проведения капремонта или чтобы городская администрация изыскала какие-то способы все-таки осуществить работы в срок. Михаил ФЕДОТОВ, например, предложил неосвоенный остаток средств передать профильной организации – региональному Фонду капремонта. Депутаты эту идею не одобрили. В любом случае, я считаю, обсуждение было продуктивным. Главное, что мы обсудили возникшие проблемы и у депутатов была возможность внести свои предложения по организации капремонта. Мы ведь прекрасно понимаем, что неиспользованные вовремя средства придется вернуть, а выделить на завершение работ деньги из городского бюджета – а это ни много ни мало мировые соглашения по 321 дому – будет крайне затруднительно. Эта сумма может доходить вплоть до 500 млн. руб. Год назад средства поступили региону, семь месяцев назад переданы «Омскэлектро». Вопрос очень серьезный, миллиард – внушительная сумма. Мои коллеги прилагали неимоверные усилия для того, чтобы снять этот вопрос с обсуждения, отложить его на потом. Впрочем, насколько мне известно, их уговаривали, на них оказывали недвумысленное давление, вплоть до угроз их бизнесу. Безусловно, это прямое воспрепятствование деятельности депутатов.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 15 июля 2020 года.