Все рубрики
В Омске вторник, 2 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 74,0448    € 89,4461

Владимир ПЛАТОНОВ, СК «Согласие»: «В России около 10% водителей не имеют полиса ОСАГО или ездят с фальшивым полисом» (полный текст)

28 ноября 2020 12:39
0
1582

В сфере страхования начинают приобретать популярность полисы-конструкторы. 

Как изменился страховой рынок за последние 11 лет, что предлагают компании клиентам, которые хотят сэкономить, насколько востребованы страховые агенты и какие у них доходы? Об этих и других тенденциях на рынке страхования обозревателю «Коммерческих Вестей» Майе ГЛУМОВОЙ рассказал директор Омского регионального филиала страховой компании «Согласие» Владимир ПЛАТОНОВ.

– Если сравнить в целом страховой рынок 2009 года, когда вы возглавили омский региональный филиал, и год 2020-й, можете назвать три существенных отличия (без учета коронавируса) параметров этого рынка?

– Принципиально изменилось соотношение каско и ОСАГО в автостраховании. В 2009 году сборы на рынке каско более чем в 1,5 раза превышали сборы по ОСАГО. Сейчас это соотношение изменилось с точностью до наоборот: ОСАГО на рынке в целом дает в 1,5 раза больше сборов, чем каско. С увеличением популярности франшиз и продуктов с усеченным покрытием значительно возросло значение ОСАГО при урегулировании мелких и средних убытков (до 400 тыс. руб.). Кроме того, за 10 лет у нас практически с нуля развилось страхование жизни. Если в 2009 году на «жизнь» приходилось только 3% всех сборов на рынке, то теперь доля выросла до 19%. Также появились новые виды обязательного страхования ответственности, которых не было в 2009 году, – ОСОПО и ОСГОП.

– Какую долю омского рынка ваша компания занимает по основным направлениям?

– На рынке Омской области, за исключением страхования жизни, «Согласие» занимает 8-е место с долей 2,8%. В сегменте автокаско компания находится на 4-м месте (доля – 12,5%). По ОСАГО мы на 11-м месте с долей рынка 2%, по ОСГОП – на 4-м (6,6% рынка).

– Какой вид страхования внутри омского филиала имеет наибольшую долю? Какую и почему?

– В Омском региональном филиале 80% портфеля приходится на автострахование. Преимущественно – на автокаско, так как это ключевой вид страхования нашей компании в целом.

– Сколько у филиала застрахованных по ОСАГО? Как сильно изменился этот вид страхования? Есть ли конкуренция в этой сфере?

– О том, как развивается ОСАГО, можно судить по динамике основных показателей. И в целом по рынку, и в нашей компании растет объем возмещения. По итогам 9 месяцев 2020 года в Омской области мы выплатили 20,3 млн. руб. по ОСАГО – на 59% больше, чем годом ранее. Число выплат увеличилось в 1,8 раза. Когда водители видят, что компания выполняет обязательства, растет и число клиентов. На 1 октября 2020 года мы заключили 6,8 тыс. договоров ОСАГО в регионе, или на 2,5 тыс. больше, чем за тот же период прошлого года.

Конкуренция в ОСАГО в этом году, безусловно, стала активнее. Между компаниями идет борьба за хорошего клиента.  В этом году на рынке произошло важнейшее, на мой взгляд, изменение, которое позволит страховщикам усилить конкурентные преимущества. В августе вступили в силу поправки в закон об ОСАГО. Это приблизило рынок к заветной цели – установлению более справедливого тарифа. Сейчас при расчете тарифов страховые компании следуют такому же принципу, как в каско, – каждый водитель платит за свой риск. Теперь аккуратные водители платят в среднем на 15% меньше, чем до вступления в силу поправок.

– Насколько велика разница в цене полисов ОСАГО между различными компаниями? Из чего складывается эта стоимость?

– При расчете тарифа мы используем такие факторы, как, например, возраст и стаж водителя, модель и год выпуска его транспортного средства, страховая история, территория эксплуатации и цель использования машины (личная, такси, коммерческая) и другие. Большинство из них учитывалось и до вступления в силу поправок, а новые – это, в частности, марка, модель и год выпуска автомобиля. Для ряда водителей точечно (при наличии в компании соответствующей информации) мы учитываем грубые нарушения ПДД. В настоящее время мы видим, что рынок проводит индивидуализацию тарифа постепенно, резких отличий в стоимости полиса у крупнейших страховщиков ОСАГО нет. В нашей компании на 1 октября средняя премия в Омской области снизилась на 2% по сравнению с тем же периодом 2019 года.

– Какие страховые мошенничества встречаются в вашей практике? Как удается с ними бороться?

– Например, недобросовестные «посредники», пользуясь незнанием автовладельцев, оформляют полис ОСАГО онлайн и вводят недостоверные сведения, например, цель использования, мощность и т. д. Они снижают цену полиса, а затем передают клиенту иной полис, с иной стоимостью, разницу присваивая себе. В практике «Согласия» есть такие прецеденты, подобные действия «посредников» носят мошеннический характер и наносят вред потребителю и репутации страховщика. Стоимость ОСАГО всегда должна быть выше базового тарифа. Если вы покупаете полис дешевле, это должно вас насторожить.

Мы рекомендуем людям, которые столкнулись с такими «помощниками», сообщить страховой компании и написать письменное заявление, в случае признаков мошенничества со стороны посредников – обратиться в правоохранительные органы.

– Важны ли сейчас живые страховые агенты? Насколько их вытесняют электронные сервисы?

– Агенты наряду с онлайн-каналом стали основным способом покупки полисов для наших клиентов в этом году, особенно в период самоизоляции. Многим людям по-прежнему важно, чтобы специалист их консультировал лично. Страховаться, как правило, решают две группы людей – те, у которых уже что-то случилось, и те, к которым пришли агенты и рассказали о продуктах и рисках. Поэтому агенты остаются важнейшими посредниками между страховой компанией и клиентом. Особенно велика их роль, когда продукт непростой и клиенту в процессе его покупки нужна консультация, пояснения, например, в страховании жизни.

– Есть ли борьба за страховых агентов? Раньше страховые компании их переманивали друг у друга финансовыми условиями. Сейчас такое существует? Существует ли сейчас понятие высококвалифицированного страхового агента?

– Конкурентная борьба за высококлассного агента, конечно, сохраняется, и наша компания делает все возможное, чтобы агенту было удобно работать у нас. В нынешнем году многое сделали для удобства агентов. В частности, была расширена линейка онлайн-продуктов для агентских продаж, упрощены процессы выплаты комиссии и предоставления страховой документации.

Мы продолжаем наращивать агентскую сеть, и в 2020 году, несмотря на все перипетии, сохранили темпы набора агентов на уровне прошлого года. В этом году из-за всплеска безработицы профессия страхового агента стала более востребованной. Безусловно, есть профессионалы, для которых работа страхового агента стала основной, и они хорошо зарабатывают.

Эту профессию, как правило, выбирают активные люди зрелого возраста, которые ранее работали в других отраслях. Чаще всего успешными становятся агенты старше 50 лет – они зарабатывают на 39% больше среднего дохода. Женщин в агентской профессии вдвое больше, чем мужчин, – 67% против 33%.

– Слышал, что есть автоюристы, которые берут на себя взаимоотношение со страховыми компаниями после ДТП. Такой бизнес действительно существует? Как вы к нему относитесь?

– Мы советуем потребителям быть очень осторожными, когда находятся «помощники», предлагающие взять получение выплаты на себя. Ведь автоюристы подают заявления от имени потребителей, а механизм проверки волеизъявления потребителей отсутствует. Страховая компания «Согласие» выявляла случаи обращений автоюристов, о которых самим страхователям было неизвестно. Конечно, если они помогают консультациями, это нормально, но если мы говорим об автоюристах, которые затевают такое взаимодействие с целью пойти в суд с преувеличенными сведениями об ущербе и получают его по суду, автовладелец остается в серьезном накладе. Так как вовремя не платит налог на прибыль, получает штраф от налоговой и все равно обязан его оплатить. При этом страховщик всегда идет на диалог по любым спорным вопросам и решает все достаточно быстро. Это, в частности, подтверждает и наша статистика по выплатам.

– Насколько изменился рынок по каско? Я слышал, что широкое распространение получили здесь экономпродукты или усеченные продукты?

– Из-за снижения покупательной способности населения увеличился спрос на продукты с необходимым набором рисков по минимальной цене. Недавно мы начали продажи двух таких продуктов. Предложили экономичный продукт «Каскокомфорт» для страхования машин в возрасте до 20 лет включительно. Автомобиль можно застраховать на полную стоимость, а в случае ДТП – отремонтировать на станции по направлению страховой компании. Страхование подержанных машин перспективно, потому что на них растет спрос. Так, по данным «Авито Авто», в третьем квартале 2020 года продажи таких авто в России выросли на 40% по сравнению со вторым кварталом и на 18% – по сравнению с тем же периодом 2019 года.

Второй продукт называется «Каскозащита» и приобретается с полисом ОСАГО. По нему можно застраховать машину на случай, если виновник ДТП не имеет полиса ОСАГО или ездит с фальшивым полисом. По оценке «Согласия», в России таких водителей 10%.

– Как распространены продукты с франшизой?

– Покупать полис с франшизой имеет смысл только тогда, когда вы твердо уверены, что после наступления страхового случая у вас будет необходимая для восстановления имущества сумма, которая полисом с франшизой не покрывается. Но минус в том, что нельзя предугадать, когда он наступит. Для страхования характерно учитывать принципы вероятности и случайности – и это заложено в стоимость. В случае покупки полиса с франшизой часть рисков перекладывается со страховой компании на страхователя. Сейчас растет спрос на полисы-конструкторы, позволяющие выбрать любую опцию и заплатить только за нее. Можно уже сделать вывод о том, что полисы с франшизой как способ экономии постепенно уступают «конструкторам».

– В целом по страховой активности омичей и по суммам – растет ли их благосостояние?

– Страхование – это инструмент финансовой защиты на случай непредвиденных обстоятельств. Оно не зависит от благосостояния человека. Скорее помогает сформировать некоторый запас прочности на будущее.

– Как сказался коронавирус на деятельности филиала?

– В этом году особенно запомнился период самоизоляции. Несмотря ни на что, наша компания продолжала заключать договоры и урегулировать убытки. Мы трансформировали бизнес-процессы буквально на ходу. Чтобы урегулировать убыток в страховании имущества, принимали документы для предварительного рассмотрения в любой форме, оперативно организовывали осмотр в удобное для клиента время. Даже ограничительные меры оказались для нас не препятствием, а сотрудники компании получили опыт урегулирования убытков в нестандартных условиях.

– Есть ли у вас страховка от коронавируса? Если да, насколько она популярна?

– Да, «Согласие» предлагает коробочный продукт по страхованию от COVID-19. По одному полису застрахован сам клиент и члены его семьи. Полис продается онлайн – его можно купить, находясь в любом населенном пункте. Нашим семейным продуктом страхования от коронавируса чаще всего интересуются люди 35-45 лет – на них приходится 44% проданных полисов. Причем в основном покупают его главы семейств – мужчины. Физлица приобретают такие полисы чаще, но в компаниях число застрахованных больше. Договор коллективного страхования заключают организации, сотрудники которых не работают удаленно и активно взаимодействуют с людьми, например, медицинские или транспортные. В отличие, например от полиса для физических лиц, который в основном предпочитают жители Москвы и области, полис коллективного страхования востребован в регионах. 80% компаний, заключивших договоры, – региональные. У нашего филиала также есть клиенты-юрлица, застраховавшие своих сотрудников, в основном медицинский персонал и преподавательский состав.

– Как у вас распределяется в филиале доля корпоративного и индивидуального страхования?

–В нашем портфеле 74% сборов приходится на розничных клиентов, 26% – на корпоративных.

– Растут ли по филиалу общие объемы премий и выплат?

– За 9 месяцев 2020 года мы выплатили клиентам почти на четверть больше, чем годом ранее, – 83,1 млн. руб., урегулировав 4 324 страховых случая. Премия выросла на 29% до 150,9 млн. руб.

– Насколько популярными становятся накопительные и инвестиционные страховые продукты? Насколько страховые компании становятся в этом сегменте конкурентоспособны с банковскими депозитами?

– Снижение ставок по депозитам вслед за ключевой ставкой ЦБ стимулирует интерес клиентов к альтернативным инструментам сбережений, включая накопительное страхование жизни. По этой же причине сокращение инвестиционного страхования жизни окажется гораздо меньше, чем могло бы быть при сохранении привлекательных ставок по депозитам.

– Какие виды страхования сейчас перспективны?

– Перспективно, например, агрострахование – один из немногих сегментов рынка, который будет расти в этом году благодаря увеличению субсидий. В Омской области он вырос на 76% за полгода. Регион по итогам 6 месяцев 2020 года занял 15-е место в стране по объему рынка сельхозстрахования. Аналитики «Согласия» прогнозируют прирост премии по агрострахованию на 13% по итогам 2020 года.

В 2020 году практически не будет сокращения рынка страхования жизни, потому что при снижении ставок по депозитам их владельцы переходят на альтернативные инвестиционные инструменты, в том числе полисы инвестиционного и накопительного страхования жизни.

Распространение коронавируса повысило значимость добровольного медицинского страхования (ДМС), хотя, конечно, этот вид не будет драйвером ни в 2020-м, ни в 2021 году. Тем не менее мы видим, что в Москве и в регионах пользуются спросом программы, включающие получение экстренной стационарной помощи. Востребованным является полис «Телемедицина» – это недорогой продукт, благодаря которому клиенту доступна консультация врача из любой точки мира в формате видео-, аудиочата, по телефону. Рост ДМС физлиц могут стимулировать банковские продажи (коробочные продукты к кредитам и депозитам). Если данный сегмент, как прогнозируется, будет развиваться, это благотворно скажется на росте всего рынка ДМС.

В среднесрочной перспективе сохраняется привлекательность автострахования. Россия – страна больших расстояний, и жители страны продолжат пользоваться личным транспортом. А когда у населения снова будут расти доходы, начнется восстановление автомобильного бизнеса. Мы прогнозируем, что рынок автострахования восстановится после 2022 года. Надо только дождаться этого момента, терпеливо и профессионально выполняя свою работу, чем мы и занимаемся.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 11 ноября 2020 года.



Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.