Если Нюрнбергский судебный процесс над фашистскими военными преступниками довольно хорошо известен, то суд над японскими слабо освещался в советской исторической литературе. Представляем малоизвестный факт из истории войн между Россией и Японией в ХХ веке о суде над японскими военными преступниками.
В Хабаровске с 25 по 30 декабря 1949 года судили двенадцать бывших военнослужащих японской Квантунской армии, обвиняемых в разработке и применении бактериологического оружия. Хабаровский процесс стал ответом СССР на Токийский процесс, который проходил в 1946 году под контролем США. При подготовке Токийского процесса Советский Союз представил Международному военному трибуналу доказательства разработки и применения бактериологического оружия Квантунской армией в Маньчжурии. Однако Соединенные Штаты Америки были категорически против включения этого вопроса в повестку суда. Тогда СССР решил провести собственное расследование против японских руководителей секретного подразделения отряда №731 и филиала №100, которые применяли бактериологическое оружие на людях. Была создана специальная следственная бригада при МВД и МИД СССР, в которую входили не только следователи, но и ученые и врачи.
После кропотливой работы в октябре 1949 года, под грифом «Совершенно секретно», Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ было направлено письмо, подписанное руководством МВД и МИД СССР – Сергеем Никифоровичем КРУГЛОВЫМ и Андреем Андреевичем ГРОМЫКО. В документе указывалось:
«В результате агентурных и следственных мероприятий, проводимых МВД и МИД СССР, по изучению военнопленных японцев, выявлено более 200 бывших работников японского так называемого “Противоэпидемического отряда №731” и его филиалов, которые занимались изысканием бактериологических средств, способов их применения в войне против СССР и Китая. В числе выявленных руководителей работников отряда №731 имеются четыре генерала, один полковник и два майора. Бактериологические опыты проводились как на китайских, так и на советских гражданах, оказавшихся по равным причинам на территории Маньчжурии. Имеются в распоряжении следственных органов МВД СССР материалы дают достаточные основания для проведения открытого судебного процесса над сотрудниками “Противоэпидемического отряда №731”».
Центральное подразделение отряда №731 располагалось в двадцати километрах от Харбина (Китай) и было строго засекречено. Оно появилось здесь в 1938 году. Официально отряд занимался водоснабжением и профилактикой воинских частей, а на самом деле это был японский центр по подготовке бактериологической войны. Здесь производились возбудители тифа, столбняка, сибирской язвы, оспы, холеры и многих других страшных заболеваний. Руководил отрядом Сиро ИСИИ – генерал-лейтенант, доктор медицины, доктор технических наук, доктор естественных наук, а еще изобретатель фильтров для очистки воды и культиваторов для выращивания бактерий. Первой и основной причиной для создания такого отряда была идея, которая тогда овладела всей Японией, – это нападение на Советский Союз. Японская армия во все времена считала Советский Союз своим потенциальным противником. Японское командование рассчитывало при нападении на Советский Союз применить бактериологическое оружие. По разным данным, в отряде №731 было убито от трех до десяти тысяч человек.
В августе 1945 года советские войска стремительно двигались вслед за отступающими японскими частями. Вблизи Харбина на пути советских войск оказались брошенные корпуса, с виду чем-то напоминавшие тюрьму, в которой находилась больница. Для передовых частей данный объект не представлял интереса, и они прошли мимо. Через несколько дней к зданиям подошли тыловые подразделения, которые собирали трофеи, и они также не нашли ничего кроме голых стен. Во дворе осталось только пепелище от сожженного имущества. Все сейфы были пусты. Так как объект был строго засекречен японцами, то на первых порах каких-либо сведений о нем советское командование не имело. Однако об отряде №731 знали американцы, но делиться сведениями они не торопились. Как выяснилось позже, их разведка опередила советские передовые наступающие части. Американцы не то арестовали, не то выкрали начальника отряда №731 генерал-лейтенанта Сиро ИСИИ. Вместе с начальником отряда ИСИИ исчезли все документы и записи о проведении опытов по заражению людей инфекционными болезнями. Напоследок генерал ИСИИ отдал приказ своим сотрудникам уничтожить все, что может гореть. Его приказ был выполнен. Вот почему советские воины ничего не нашли в больнично-тюремном комплексе.
В общей сложности в здании тюрьмы содержалось около трех тысяч человек. И достоверно известно, что несколько десятков их них были русскими.
Во время следствия выяснилось: в отряд №731 часто приезжали с инспекциями представители руководства Квантунской армии. Они интересовались вскрытиями органов у живых людей. Даже делали заказы. Например:
«Я хочу увидеть, как из человека вытаскивают внутренности. А я хочу увидеть, как устроена система мужских половых органов. А мне, пожалуйста, разрежьте и вытащите матку…»
И врачи отряда выполняли их требования.
Начальник отряда №731, генерал-лейтенант Сиро ИСИИ говорил:
«Японский народ превосходит все другие народы. И будет вполне справедливо, если японцы станут править миром».
Главным оружием для завоевания мира ИСИИ считал бактерии болезней чумы, тифа, холеры и другие.
Врачи отряда №731 под руководством Сиро ИСИИ проводили опыты по заражению людей. Например, бактерии тифа растворялись в специальном питательном растворе, который заливался в канистры. Эти канистры аккуратно укладывались в деревянные ящики и обкладывались сухим льдом для более длительного хранения и перевозки.
Японские врачи называли подопытных не людьми, а «бревнами». Приводим описания некоторых опытов, сделанных в отряде №731 на людях («бревнах»).
Вот каким образом происходило заражение чумой. Подопытных выводили на полигон, раздевали догола, укутывали толстыми одеялами, оголенными оставляли лишь ягодицы, на голову надевали металлические каски и привязывали к столбам. Такая экипировка, по мнению японских врачей, должна была защитить «бревна» от ранений во время бомбометания. Самолеты сбрасывали в районе привязанных к столбам «бревен» (людей) начиненные чумными блохами керамические бомбы. В каждой бомбе было до 30 тысяч блох. Сиро ИСИИ очень гордился разработанными им низкотемпературными керамическими бомбами, что сбрасывали с самолетов. Во время следствия было установлено, что идею сделать бомбы из керамики подала ему одна из его гейш, с которыми ИСИИ любил уединяться. Почему именно из керамики? Дело в том, что при столкновении обычной бомбы с землей температура металла была очень высокой, и чумные блохи гибли. А керамическая бомба при ударе о землю просто разбивалась, и тысячи блох живыми и невредимыми разбегались в разные стороны. Длина такой керамической бомбы была один метр, диаметр – тридцать сантиметров, а вес – около четырех килограммов. Малый вес бомбы самолет мог нести таких зарядов от 100 до 300 штук и практически уничтожить население города или армию.
Также следствием было установлено: на протяжении пяти часов «бревна» оставляли привязанными наедине с чумными блохами. Затем подопытных возвращали в тюрьму отряда, где экспериментаторы наблюдали, как в течение двух-трех дней люди превращались в черные мумии.
При подготовке к судебному процессу следственный отдел МВД СССР провел большую работу по поиску сотрудников отряда №731. Следственная комиссия начала работу в сентябре 1945 года. Сотрудники по разным причинам оказались разбросаны по разным советским концентрационным лагерям, где находились военнопленные японцы. Следственная комиссия работала непосредственно под контролем Москвы. Необходимо было собрать доказательства преступлений против человечества. Во время следствия в отправленных в Москву документах указывались способы, при помощи которых японские врачи проводили опыты на живых людях.
Для этого процесса специально отбирались военные, находившиеся на разных постах, начиная с командующего Квантунской армией и заканчивая санитаром-лаборантом. Людей отбирали по разным советским концлагерям, в которых содержались японские военнопленные. За отбор фигурантов для показательного процесса отвечало МВД СССР. Было отобрано сто человек, и уже из них прокурор выбрал двенадцать человек, которые предстали перед судом в декабре 1949 года в Хабаровске. Суд в Хабаровске вошел в международную историю под названием «Хабаровский судебный процесс над японскими военными преступниками 1949 года».
Среди обвиняемых на Хабаровском процессе были командующий Квантунской армией генерал Ямада ОТОЗОО, бывший начальник санитарного управления генерал-лейтенант медицинской службы Кадзицука РЮДЗИ, бывший начальник отдела бактериологического отряда №731 генерал-майор Кавасима КИОСИ, бывший научный работник бактериологического отряда №100 поручик Хиразакура ДЗЕНСАКУ, бывший санитар-лаборант филиала №162 отряда №731 Курусима ЮДЗИ. Начальнику отряда №731 генерал-лейтенанту Сиро ИСИИ удалось избежать суда, так как он скрывался в Америке и находился под охраной спецслужб.
Дело двенадцати японских военных преступников рассматривалось в открытом судебном заседании Военным трибуналом Приморского военного округа. По комсомольским организациям и трудовым коллективам распространялись пригласительные билеты на процесс, который проходил в хабаровском Доме офицеров Советской армии.
Из речи на процессе бывшего командующего Квантунской армией генерала Ямада ОТОЗОО:
«Я признаю себя виновным в том, что непосредственно осуществлял руководство подготовкой бактериологической войны против СССР, Китая, Монгольской народной республики, Англии, США и других стран. Я также должен признать, что эта подготовка была направлена прежде всего против Советского Союза. Именно этим и объясняется, что бактериологические отряды 731-й и 100-й и их филиалы были расположены поблизости от границ с Советским Союзом».
Из показаний на процессе бывшего генерал-лейтенанта ветеринарной службы Квантунской армии Такахаси ТАКААУЦ:
«Если преступник приговорен к смерти, то лучше его умертвить для науки».
Из показаний на процессе генерал-майора Кавасима КИОСИ:
«Отряд 731 имел специальную тюрьму, где в условиях строгой изоляции содержались подопытные, именуемые сотрудниками отряда “марута” (в переводе – “бревна”). Я могу сказать, что в 731-м отряде ежегодно умирало от производства опытов по заражению заключенных острыми инфекционными болезнями не менее 600 человек».
Из показаний генерал-майора медицинской службы Кавасима КИОСИ:
«В 1941 году, летом, в районе города Чандэ, в Центральном Китае, с самолетов на китайцев были сброшены чумные блохи. В августе 1942 года бактериологическая операция была проведена в районе городов Юйшань, Цзиньхуа и Фуцзянь. Чумные бактерии распространялись при помощи блох, а остальные бактерии рассеивались в чистом виде путем заражения водохранилищ, колодцев, рек. Бактериологическая операция была проведена полностью по плану и полностью удалась».
Все осужденные по Хабаровскому процессу были отправлены отбывать срок наказания в исправительно-трудовой лагерь в село Чернцы Ивановской области. Лагерь располагался в бывшей барской усадьбе. Раньше здесь был дом отдыха железнодорожников. Они не просто «сидели», они работали.
Японские военнослужащие были приговорены к различным срокам наказания – от двух до двадцати пяти лет. Первого осужденного по Хабаровскому процессу освободили уже в 1951 году. А последние вышли на свободу в 1956-м, накануне подписания Советско-Японской совместной декларации о восстановлении дипломатических и консульских отношений.
Причем перед отправкой в Японию бывшим военнослужащим Квантунской армии устроили пышный банкет, выдали одежду по последней моде и организовали экскурсию в Москву на Красную площадь.
Главный военный преступник – генерал-лейтенант, начальник отряда №731 Сиро ИСИИ – исчез до прихода Красной Армии из тюрьмы-лаборатории и спрятался в Америке. Ему удалось избежать Хабаровского суда. ИСИИ работал в секретной лаборатории США. Через несколько лет вернулся в Японию. Сиро ИСИИ умер в 1959 году и был похоронен на кладбище Гэккэйдзи в Токио. Его могилу тщательно охраняют от посторонних глаз.
От автора. Почему Хабаровский суд проявил гуманность к японским военным преступникам и не вынес смертных приговоров? Прежде всего в Советском Союзе на этот период (1949) была отменена смертная казнь. Однако автору данных строк видится иное: «Захотели бы расстрелять, так расстреляли». Здесь вмешалась политика. СТАЛИН сделал противовес американскому президенту ТРУМЭНУ. Например, по решению Токийского судебного процесса (1948) над японскими военными преступниками, что проводили американцы, было приговорено к казни через повешение семь человек. В результате это решение американцев вызвало волну негодования общественности в Японии. Эту ситуацию Иосиф СТАЛИН использовал с выгодой для Советского Союза. В связи с нарастанием «холодной войны» между СССР и США советский суд не стал выносить смертных приговоров японским военным преступникам, чем и смягчил натянутые отношения между СССР и Японией и обострил политическую ситуацию между США и Японией.
Для подготовки статьи взяты фото материалы из открытых источников.