В последние несколько лет в России набирает тенденция отказа от песка и перехода на содержание дорог с помощью полностью растворимых гранул.
Много песка и соли и совсем чуть-чуть современных противогололедных материалов. Такой рецепт борьбы с гололедом на улицах Омска в этом сезоне. Управление дорожного хозяйства и благоустройства города закупило на эту зиму более 60 тысяч тонн пескосоляной смеси с галитом и только 500 тонн многокомпонентного современного средства. Это всего 1% от общего объема противогололедных материалов, применяемых омскими дорожниками.
В последние несколько лет в России набирает тенденция отказа от песка и перехода на содержание дорог с помощью полностью растворимых гранул. Корреспондент Сергей ИВАНОВ уточнил у руководителя Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анны КЛИМЕНТОВОЙ, почему российские города переходят на практику применения таких средств.
– Расскажите, какие есть предпосылки для перемен в вопросе уборки городов ото льда.
– Первостепенный вопрос в том, чтобы повысить качество безопасности для пешеходов и автомобилистов. Начиная с 2014 года ведутся работы для улучшения ситуации. В 2018 году был обновлен «главный» дорожный ГОСТР50597, который до этого весьма туманно озвучивал требования к зимней уборке. Удручающая статистика ДТП и травматизма заставила законодателей пересмотреть условия и привести их к международным стандартам: снега и льда на проезжей части и тротуарах быть не должно, 3–4 часа на уборку после снегопада.
Предпосылки для этого были, и существенные. Ежегодно в автокатастрофах зимой из-за гололеда происходят тысячи ДТП, люди получают увечья на льду. Удалось даже посчитать, во сколько обходится гражданам и экономике потери от таких неприятностей. В районе 85 млн рублей на один город-миллионник только ущерб от травматизма пешеходов зимой! О потерях другого рода: как здоровье, трудоспособность и говорить, думаю, не стоит.
При этом с каждым годом интенсивность движения и автомобилизация растут. Чтобы не происходил транспортный коллапс, город не стоял в пробках, необходимо содержать проезжую часть зимой так, как летом. В итоге нормативы были модернизированы под текущие условия.
Именно ужесточение условий стало причиной, которая заставила дорожников искать современные способы и технологии для борьбы с гололедом, обратившись за мировым опытом, где такие требования действуют более полувека.
– Почему дорожные и коммунальные службы переходят на многокомпонентные материалы, если есть пескосоль, которой в России пользовались многие десятилетия?
– Используя песок, дорожники рискуют нарушить ГОСТ, который говорит, что во время снегопада отложения на дороге не должны превышать 5 сантиметров. Технология же применения песка подразумевает сначала накопление снега на дороге, а потом посыпание этого снега пескосоляной смесью. Таким образом, получается, что дорожные службы еще не успели убрать дорогу, а уже нарушили стандарт. И создали коричневую кашу, которая так надоела всем жителям. Также песок не устраняет гололед и образовавшуюся колейность, из-за которых растет число ДТП. Еще одна причина – это долгая и дорогостоящая уборка весной. В Омске этой зимой высыпят 60 тысяч тонн песка. Это целый пляж. Вспомните весну в городе. Пыльные ветры, скрипящий на зубах песок. Убирают последствия песчаной зимы несколько месяцев. В тех же городах, где значительно сократили использование пескосоляной смеси либо вообще отказались от нее в пользу современных материалов, уборка города весной занимает 2 недели: несколько раз промыли улицы специальным шампунем. Кстати, песчаные бури – не только неприятное, но и достаточно опасное явление. Как показали исследования, проведенные Северо-Западным государственным медицинским университетом имени Мечникова, песок за зиму измельчается, абсорбируя всю городскую «химию» – выхлопы от автомобилей, истершийся асфальт и шины. Потом коктейль попадает в организмы людей и животных, вынужденных дышать взвесью, вызывая аллергические реакции, влияя на сердечно-сосудистую, нервную и эндокринную системы.
От использования только галита – грязной технической соли – другие муниципалитеты тоже отказываются. Это, пожалуй, самый неэффективный реагент. Плавит лед до -12°С. Без добавок он достаточно агрессивен к металлам, обуви и почвам. Русская зима с перепадами температур и стремление сделать реагенты безопаснее заставили производителей искать новые формулы и составы, чтобы, с одной стороны, материал был более стабилен в условиях переменчивой погоды, а с другой – позволял бережнее относиться к инфраструктуре.
В России пошли по зарубежному пути стран Западной и Северной Европы, а также Канады и США, где уже более полувека применяют многокомпонетные материалы. Как те, что в небольшом количестве закупил в этом сезоне Омск. В них нет пылевых и грязевых частиц, они не образуют грязи, работают до -25°С и значительно дружелюбней к металлу, обуви и почве.
– А что насчет слухов про пары реагентов, обожженные лапы, обувь и ржавчину?
– Смотрите, реагенты – это вещества, которые если попадают на лед, начинают растворяться сами и заодно растворять его. Чаще всего это природные соли. Спирт и сахар – тоже реагенты. Минеральная и морская вода тоже реагенты. Жидкие. На дорогах используют в жидком или твердом виде соли, которые мы с вами активно применяем в быту. Кстати, говорить «химические реагенты» неверно. Мы же не говорим «химическая соль». Соли обладают такими физическими свойствами, что не могут испаряться. Наберите в стакан воды, размешайте в ней соль и нагрейте. Вода испарится, а соль кристаллизируется и останется на стенках. Именно поэтому соли не испаряются, а значит, надышаться ею нельзя. Если только не вдыхать ее с дорог целенаправленно. Но даже в этом случае опасности для человека не будет. Это соленая вода по составу как физраствор или раствор, которым врачи советуют полоскать горло и нос от инфекций.
Далее про лапы. Соленая вода может даже в морозы оставаться жидкой. Именно поэтому ее и применяют на дорогах, чтоб не давала образоваться льду. Но если в холодную воду с температурой -10°С попадает лапка животного, то питомец может ее элементарно застудить. Чтобы этого не случилось, животное стоит обуть в специальные ботиночки. Мне кажется, что любящие хозяева так и делают, ведь четвероногий друг легко может не только замерзнуть, но и легко порезаться на улице или угодить в более опасные лужи с остатками нефтехимии от автомобилей.
Про обувь. Чтобы ботинки прослужили долго, их нужно защитить от влаги. Стоит обратить внимание на материалы, из которых сделана обувь. Если они отталкивают воду, то такое изделие подходит для зимы. Если же производитель пренебрег гидрофобной обработкой поверхности обуви, то ее стоит самому периодически смазывать кремом. И конечно же, мыть обувь после улицы, чтобы убрать остатки загрязнений. Любое попадание влаги внутрь кожи вредит изделию.
Такой же совет можно дать автомобилистам. Царапины и сколы нужно обязательно закрашивать. Всегда удивительны истории автовладельцев, которые говорят, что со временем царапины вдруг превратились в ржавчину. Окисление металла — это естественный процесс, который запускают не средства для борьбы с гололедом, а кислород в воздухе и снеге. Современные антигололедные средства содержат ингибиторы, чтобы этот процесс замедлить, но полностью остановить его нельзя. Лакокрасочное покрытие – надежная защита автомобиля. И кстати, именно песок на дорогах является основной причиной появления сколов и царапин на машине.
Но, пожалуй, самое главное, что стоит отметить, это правила и регламенты уборки. Лужи, снежная каша – все то, на что жалуются люди, можно избежать, если соблюдать предписания, которые выдает любой производитель реагентов. Не стоит сыпать реагент на снег. Снег нужно сметать и убирать. Нужно соблюдать количество материалов, высыпаемых на квадратный метр, выдерживая время работы материала, а после образования шуги собирать его и отвозить на полигоны или к снегоплавильным станциям. В таком случае дороги будут чистыми и безопасными, а риск ДТП и травматизма сведен к минимуму.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ