Все рубрики
В Омске среда, 21 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 76,0155    € 91,7507

Алексей ТОЛПЕГИН, директор ОМО им. П.И. Баранова: «Омский машиностроительный комплекс уникален по своему многообразию технологий и видам выпускаемой продукции»

6 февраля 2021 08:34
0
2273

В I квартале 2021 года для омских предприятий будет организована питч — сессия с участием представителей судостроительной корпорации АК-Барс (полный текст). 

В конце декабря в поселке Крутая Горка под Омском официально запущен стенд для проведения испытаний нового поколения двигателей ТВ7-117СТ. Они выводятся в серийное производство вместе с самолетами Ил-114-300. Новый Ил-114-300 способен перевозить до 68 пассажиров на расстояние до 1500 км. Он создается для региональных перевозок и оснащен двумя двигателями ТВ7-117СТ. Может находиться в воздухе до 9 часов. 16 декабря 2020 года на аэродроме в Жуковском (Московская область) этот самолет совершил успешный первый полет. Как  сообщает  ТАСС, планом поставок Ил-114-300 до 2030 года предусмотрено изготовление до 100 самолетов.

В связи с этим событием главный редактор газеты «Коммерческие Вести» Марат ИСАНГАЗИН взял интервью у директора филиала АО ОДК «Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова» Алексея ТОЛПЕГИНА.

– Алексей Николаевич, при назначении директором ОМО имени Баранова говорилось, что вы, работая в "Салюте" в Москве, «имеете богатый опыт взаимодействия с омским филиалом». Что это был за опыт? В Омске до назначения бывали?

– На ПК «Салют» начал свою трудовую деятельность в 2002 году. В последние годы работы по линии производства занимался обеспечением и своевременной поставкой материальной части изделий, изготавливаемых в рамках кооперации между нашими предприятиями. Неоднократно посещал Омск по служебным заданиям, поэтому с филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» хорошо знаком.

– Расскажите о подразделении в Крутой Горке, чем оно занималось в последние годы и как возвращается к былой стендовой деятельности. И почему именно там устанавливается стенд, а не в Омске на территории самого ОМО имени Баранова?

– Крутогорский испытательный комплекс начал работу в 1962 году – он был построен для испытаний жидкостных ракетных двигателей, производство которых в тот период осваивало объединение имени П.И. Баранова. Когда через несколько лет производственные задачи завода поменялись, комплекс в Крутой Горке перепрофилировали под испытания авиационных двигателей. Были введены в эксплуатацию шесть испытательных стендов. Помимо испытаний появились также направления металлообработки, производства резинотехнических изделий (РТИ) и изделий из пластмасс. В настоящее время корпорацией принято решение о развитии в Крутой Горке компетенций РТИ, а также в части загрузки испытательного комплекса. В декабре 2020 года у нас было знаковое событие – завершение работ по аттестации стенда для испытаний двигателя ТВ7-117СТ и запуск его в эксплуатацию.

Стенд установлен в Крутой Горке, а не на основной площадке в Омске в связи с ограничениями по допустимому уровню шума: в городе рядом с заводом находятся жилые микрорайоны, а испытания двигателей – это всегда мощный гул, сильный шум. Крутая Горка изначально была создана для проведения данных испытаний вдали от города. С 1990-х годов завод выпускал и испытывал двигатели ТВ7-117 для Ил-114, стенд находился в Крутой Горке, поэтому, когда встал вопрос о возобновлении производства этого двигателя (уже в модернизированном виде), было принято решение испытывать его в Крутой Горке. Проведена масштабная модернизация стенда.

– ОМО имени Баранова с советских времен имело большую территорию. Как теперь дела с нею? Нужна ли сейчас такая? Не сокращаетесь ли территориально?

– В филиале идет процесс компактизации производства – подразделения предприятия сосредотачиваются на меньшей площадке, что позволяет повысить эффективность их взаимодействия друг с другом (в процессе изготовления детали и узлы проходят разные технологические операции в разных подразделениях, перемещаются между цехами и контролирующими службами), сократить временные потери. Неиспользуемые помещения выводятся из эксплуатации, что позволяет снизить расходы филиала на содержание зданий и сооружений.

Процесс компактизации еще не завершен. Вопросы использования освобождаемой территории, возможности ее отчуждения рассматриваются корпорацией совместно с администрацией Омска в рамках рабочей группы.

– Какую годовую выручку планируете?

– По результатам отработки за 2020 год предварительно плановый объем реализации выполнен на 100 % и составит чуть более 3 млрд рублей.

– Какой основной деятельностью занимается сегодня ОМО имени Баранова?

– У нас много различных тем, но основное направление – это производство и испытание изделий авиационной тематики (как двигателей полностью, так и деталей и узлов, которые в рамках кооперации поставляются на другие предприятия ОДК).

– Летом 2016 года, когда мы брали интервью с тогдашним директором предприятия, он говорил, что в Омске в 2017 году начнется окончательная сборка полноразмерного двигателя ТВ7-117СТ. Началась?

– Основная задача – проведение испытаний в Омске. Планы были скорректированы. В данный момент филиал выпускает большую номенклатуру деталей для двигателя ТВ7-117СТ, готовится проводить испытания. Вопрос о выполнении окончательной сборки находится в стадии принятия решения. Для создания замкнутого цикла изготовления, испытания и отгрузки двигателей основным, приоритетным направлением был запуск стенда в Крутой Горке. Задачи по запуску стенда выполнены, и вопрос по освоению окончательной сборки  в ближайшее время не потерял своей актуальности.

– Несколько лет назад производственную программу филиал выполнял за счет капремонтов авиадвигателей АЛ-21Ф и РД-33. Тогда ремонты давали порядка 80% объемов. В 2016 году соотношение уже было 50 на 50. А как сейчас?

– Корпорацией принято решение о выполнении ремонта данных двигателей в АРЗ (авиаремонтные заводы, в ОДК их четыре. – М.И.), за филиалом сохранена компетенция изготовления запчастей, необходимых для ремонта в точках эксплуатации изделий.  

– В свое время много писали об изготовлении в ОМО деталей двигателя АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130. Это действительно значимые для предприятия объемы?

– Сегодня филиал серийно выпускает ДСЕ (производство деталей и сборочных единиц – М.И.), в том числе ответственные детали для двигателя АИ-222-25. Филиал совместно с производственным комплексом «Салют» АО «ОДК» обеспечивают полное изготовление этого двигателя. Двигатель АИ-222-25 занимает 50 % в объеме производства.

– Какие еще детали для двигателей производите?

– Сейчас за филиалом закреплено 18 тем по разным видам изделий, начиная от авиационной, вертолетной тематики и заканчивая гражданской.

– На встрече с губернатором Омской области вы сказали, что в следующем году предполагается резкое увеличение объемов производства за счет, насколько я понял, роста импортозамещения? Что вы имели в виду?

– Прирост в объемах производства складывается по многим направлениям – это и увеличение номенклатуры, и развитие компетенций РТИ, и, как вы и сказали, за счет выполнения работ по программе импортозамещения в поставке ремонтно-групповых комплектов для нужд АРЗ.

– В 2019 году сообщалось об освоении деталей вертолетных двигателей. Это существенные объемы?

– Эти объемы занимают 10 % от плана производства.

– Делаете ли какие-нибудь детали для Sukhoi Superjet?

– В настоящее время не планируется.

– Есть ли спрос на двигатель ТВД-20?

– Компетенциями по выпуску турбовинтового двигателя ТВД-20 филиал «ОМО им. П.И. Баранова» обладает с 1990-х годов. Это очень надежный двигатель, модификации которого разработаны  для транспортного самолета малой авиации, для самолета в сельскохозяйственном варианте и для грузопассажирского. Всего было выпущено 30 двигателей. По причине прекращения производства самолетов Ан-3Т на ПО «Полет» и мы прекратили производство. Если говорить о характеристиках, то, как и во всех других областях авиации, наш двигатель выгоднее отличается, например, от американского аналога, который некоторые эксплуатанты устанавливают на самолет АН-2. При наличии господдержки гражданской авиации, развития внутрироссийских авиалиний наше предприятие, обладая потенциалом и опытом, готово принять участие в таком проекте и возобновить изготовление ТВД-20.

– В августе 2019 года губернатор приезжал в ОМО имени Баранова, был и ГРОМОВ из «Салюта». Речь шла о ряде заявленных в России проектах по малой авиации и о том, что завод мог бы поучаствовать в этих проектах? Удается ли продвигаться в этом направлении?

– В настоящее время загрузки филиала хватает, поэтому данный проект приостановлен.

– Год назад на встрече с молодежью Сергей БОГОЧАНОВ, возглавлявший тогда ОМО, заявил: «Сейчас закупается современное оборудование, а работать на нем некому. Приходит молодой специалист, который это умеет, но ему не обеспечивают должную загрузку, и он уходит». Какие вы видите проблемы с кадрами?

– В настоящее время ситуация изменилась. В связи с увеличением портфеля заказов работники филиала, в том числе молодые специалисты, имеют 100%-ю загрузку.

Кадровые вопросы есть – это в первую очередь отсутствие высококвалифицированных рабочих и специалистов на рынке труда в связи с оттоком (переездом) в другие регионы Российской Федерации, непопулярностью инженерных и рабочих специальностей в 90-е годы, в результате чего основной состав высококвалифицированных рабочих  и специалистов представляют лица предпенсионного и пенсионного возрастов. И только в последние годы восстанавливается утраченная ранее система наставничества и передачи ценнейшего опыта начинающим специалистам.

– Как сказывается коронавирус на деятельности предприятия?

– Принимаем все необходимые меры для предотвращения заболеваемости и   снижения численности заболевших. Но они все же есть, и поэтому в этот сложный для всех период многократно возрастает нагрузка на остальных работников. Отмечается снижение потока кандидатов на имеющиеся вакантные места.

– Вы сказали, что «Салют» собирается увеличивать в омском филиале линейку резинотехнических изделий. Что имеется в виду?

– В планах – изготовление РТИ для нужд всех предприятий, входящих в ОДК.

– Губернатор поблагодарил завод за готовность безвозмездно передать свой непрофильный актив на ул. Б. Хмельницкого (здание авиационного колледжа им. Жуковского) в собственность региона. Как продвигается с этим? Какие еще у вас есть непрофильные активы и что вы с ними собираетесь делать? Как с ДК им. Баранова?

– Мероприятия по безвозмездной передаче в собственность Омской области имущественного актива по ул. Б. Хмельницкого, д. 281а для дальнейшего его использования в образовательных целях БПОУ Омской области «Омавиат» будут возобновлены после внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, необходимых для оформления земельного участка под зданием.

Направлены предложения о безвозмездной передаче в собственность Омской области и муниципального образования город Омск имущественных активов, имеющих высокую социальную значимость –  двух поликлиник по ул. 19-я Рабочая, в здании одной из которых в настоящее время осуществляет деятельность структурное подразделение БУЗОО «Детская городская поликлиника № 5», оказывающее первичную медико-санитарную помощь населению численностью 4 277 человек, а также объекта недвижимого имущества площадью 490,1 кв. м по ул. 7-я Линия.

Получено согласие администрации Омска на принятие в муниципальную собственность Дворца культуры «ОМПО им. П.И. Баранова», являющегося объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия  (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регионального значения.

– Лет 10 назад в связи с ОМО имени Баранова говорилось о перспективах производства генераторов на базе самолетных двигателей. Как с этим направлением?

– Все планы в части работ с газогенераторами воплощены в жизнь. В настоящее время на нашем предприятии организована работа по изготовлению, ремонту и техническому обслуживанию промышленных двигателей ГТД-20С, ГТУ-89СТ-20(12) и других модификаций спроектированных и изготовленных на базе легендарного боевого двигателя АЛ-21Ф-3. Спрос на наши газогенераторы был найден на компрессорных станциях нашего надежного партнера – ПАО «Газпром», планы работ с которым расписаны на много лет вперед.

– Несколько лет назад активно говорилось о том, что гражданская продукция в 20-х годах должна занять большую часть объема машиностроительных российских предприятий? Что-то в последнее время об этой концепции не слышно?

– В настоящее время объемы гражданской продукции занимают более 20% от объемов производства.

– Вы возглавили омское отделение Союза машиностроителей. Почему?

– Здесь все логично. Во-первых, ОДК (Объединенная Двигателестроительная Корпорация), в состав которой входит Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова, традиционно имеет очень сильные позиции в Союзе машиностроителей России. Во-вторых, на нашем предприятии трудится самое большое количество членов СоюзМаш, состоящих на учете в Омском региональном отделении. И я полагаю, их число будет расти. И в-третьих, мне интересна эта деятельность. Союз машиностроителей России – одна из крупнейших организаций в стране, объединяющая миллионы людей, занятых в промышленности, науке, образовании. На омских предприятиях трудятся десятки тысяч омичей. И это ведь не только производство, рабочие места. Это жизнь и развитие в целом города. Поэтому ряд предприятий заключил соглашения с администрацией города Омска о сотрудничестве и взаимодействии, участвует в городских проектах, многие руководители являются депутатами Законодательного собрания Омской области.

На мой взгляд, имеется много возможностей для значительного повышения активности Омского регионального отделения. И сейчас, планируя 2021 год, мы постараемся их использовать. Я вижу заинтересованную поддержку нашей деятельности со стороны Министерства промышленности, связи, цифрового и научно-технического развития Омской области, лично участие министра Андрея ПОСАЖЕННИКОВА, руководителей многих омских предприятий и организаций.

Конечно, руководство общественной организацией – это дополнительная нагрузка на мой рабочий график. Но я ведь не один. В региональный совет входят опытные известные руководители, такие, как генеральный директор АО «Омский НИИ приборостроения» Владимир БЕРЕЗОВСКИЙ и президент Омского государственного технического университета Виктор ШАЛАЙ.

– Чем занимается Союз в Омске. Что удается делать совместными усилиями омских машиностроительных предприятий?

– Девиз Союза машиностроителей России – «Объединяем тех, кто создает будущее!».

Именно на предприятиях машиностроения воплощаются идеи ученых, конструкторов по созданию того, чего не было раньше. Осваиваются и внедряются новые технологии, создаются новые материалы, проводятся испытания узлов и изделий и в завершение напряженного труда рабочих и инженеров появляются новые двигатели, радиостанции, турбины, самолеты и вертолеты, ракеты и спутники, комбайны и автомобили, трактора и танки, станки и роботы, буровые установки и корабли, медицинские приборы, дорожная и строительная техника... Этот перечень можно продолжать и продолжать.

Председателем Союза машиностроителей России избран генеральный директор ГК «Ростех» Сергей ЧЕМЕЗОВ, поэтому в Союзе представлены многие предприятия ОПК. Кроме них, в Союз входят вузы, предприятия машиностроения, выпускающие гражданскую продукцию. У Союза много уставных задач, все они направлены на содействие развитию машиностроения в России. Вся работа строится совместно с Ассоциацией «Лига содействия оборонным предприятиям» и организацией работодателей «Союз машиностроителей России».

Наверное, самое основное – это подготовка кадров. Поэтому Союз уделяет много внимания профориентационной работе со школьниками, работе с молодыми инженерами. Традиционно в апреле и октябре на предприятиях проводится всероссийская акция «Неделя без турникетов», в результате тысячи школьников посещают цеха и музеи предприятий.

На базе ОмГТУ совместно с департаментом образования администрации города Омска ежегодно проводим многопрофильную инженерную олимпиаду «Звезда». Здесь важна поддержка администрации города Омска, лично мэра Оксаны ФАДИНОЙ, в результате в городе появились баннеры с информацией об этом мероприятии.

Омские молодые инженеры активно участвуют в Международном молодежном промышленном форуме «Инженеры будущего», получают призовые места.

По нашей инициативе предприятия Омска участвуют в организации и проведении Дня донора. До 2017 года в программе поддержки корпоративного донорства принимали участие три предприятия (АО «ОНИИП», АО «ЦКБА» и ПО «Полет» – филиал АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»). В 2018 году к ним добавились ПАО «Сатурн» и ОмГТУ, в 2019-м – АО «Омсктрансмаш». В 2019 году более 1600 человек сдали кровь.

В сложном текущем году на АО «Омсктрансмаш» было организовано с соблюдением всех требований два мероприятия – в июне и сентябре, 542 человека сдали кровь. Эту важнейшую работу будем продолжать. В ноябре заключили соглашение с Центром крови на следующие три года.

Участвуем в организации и проведении профессиональных праздников – День российской науки, День радио, День химика, День изобретателя и рационализатора, День машиностроителя, День воздушного флота, День космонавтики и др.

– Лет 10 назад, помню, обсуждались вопросы кооперации омских предприятий: какую-то продукцию не заказывать за тысячу километров, а производить на соседнем предприятии. Обсуждались даже идеи, чтобы другим предприятиям использовать не загруженную тогда литейку ОМО имени Баранова, а не строить каждому на своей территории собственные литейки. Кстати, в марте 2018 года Дмитрий РОГОЗИН, будучи тогда в ранге вице-премьера приезжал в Омск на ПО «Полет» и заявил: "Для нас имеет большое значение, что предприятия, находящиеся в периметре разных государственных корпораций, могут и должны кооперироваться друг с другом, создавая на своей основе определенные центры компетенции, общие для всех. Не нужно делать натуральное хозяйство на каждом заводе, нужно создать единый технологический взгляд, основанный на региональном принципе". Возможно ли такое?

– Ярким примером может служить заключение контрактов жизненного цикла (КЖЦ) с государственными заказчиками (Минобороны России, Росатом и прочие). Данный контракт предусматривает сопровождение самолетов от их рождения до утилизации. Наше предприятие в данной цепочке кооперации выполняет изготовление деталей и узлов, ремонт, гарантийное и сервисное обслуживание авиадвигателей. Если раскрывать всю цепочку кооперантов, то в одном конкретном КЖЦ мы увидим и «Высокие технологии», и ОМКБ, и многих других представителей омской и не только промышленности. Этот пример может являться отражением слов Дмитрия Олеговича, хотя идея заключения и исполнения такого рода контрактов была применена немного раньше – в 2016-2017 гг.

– Какие планы на ближайшее будущее у омского Союза машиностроителей?

– Омский машиностроительный комплекс уникален по своему многообразию технологий и видам выпускаемой продукции, предприятия города Омска считаются одними из лучших в своих отраслях, причем немало изделий выпускается только в Омске.

Будем расширять представительство омских предприятий в экспертных группах, комитетах и комиссиях Союза. Недавно подписали Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Омским научным центром СО РАН. Уже сотрудничаем в ряде проектов по профориентации, готовим совместно с ним и ОмГТУ мероприятие по обсуждению перспектив развития машиностроительного комплекса в Омске. Ведется подготовка к подписанию соглашений с Омской торгово-промышленной палатой, департаментом образования администрации города Омска.

Будем дальше работать по повышению престижа рабочих и инженерных профессий. Окажем всемерную поддержку конкурсам «Молодые профессионалы» (WorldSkills), «Умник», а также конкурсам среди школьников «Электронное черчение», «Компьютерная графика и живопись», «Компьютерная грамотность», «Робофест». Окажем содействие в подписке на журнал «Юный техник».

Планируем организовать коллективную экспозицию омских предприятий на Российском промышленном форуме в Уфе в апреле 2021 года.

Примем участие в работе по кооперации и диверсификации предприятий. С этой целью в I квартале 2021 года для омских предприятий организуем питч — сессию с участием представителей судостроительной корпорации АК-Барс (Татарстан).

Среди организационных вопросов – создание молодежной секции регионального отделения, подбор и утверждение координаторов на предприятиях, актуализация сайта, налаживание взаимодействия со СМИ. На предприятиях происходит много интересных событий – осваиваются новые технологии, появляются новые специальности, внедряется уникальное оборудование, выпускаются узлы и целые изделия, совершаются трудовые достижения и подвиги. На мой взгляд, в СМИ эти события освещаются недостаточно. Поэтому порой бытует мнение, что промышленность в Омске умерла. Но это далеко не так. Продукция омских заводов известна далеко за пределами страны, служит безотказно на земле, под водой, в космосе. Город Омск – это город машиностроителей и большой химии.

Ранее интервью полностью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 30 декабря 2020 года. 



Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.