Все рубрики
В Омске пятница, 5 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 73,7864    € 88,9421

При пессимистичном сценарии российский турбизнес займется развитием придорожной инфраструктуры

21 февраля 2021 09:35
0
1640

Один из трендов, который ожидают в туризме в 2021 году, – увеличение доли самостоятельных автомобильных путешествий. 

На брифинге в пресс-центре ИА «Национальная Служба Новостей» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя ЛОМИДЗЕ в цифрах показала, как чувствовал себя туризм по итогам 2020 года, и рассказала о трех вариантах развития ситуации в данной сфере в 2021 году.

Мировая тенденция такова, что туризм в 2020 году откатился назад по объемам продаж до уровня конца 90-х – начала 2000 годов. Внутренний туризм был, по сути, единственно доступным большинству россиян. Впервые в список востребованных туристами регионов вошли Бурятия и Алтайский край – и все благодаря организации чартерных рейсов. А лидерами по потерям стали Санкт-Петербург (в Северную столицу турпоток снизился в пять раз) и Москва (потери 72%).

– Несмотря на то, что это был основной вид туризма, произошла серьезная переориентация потоков, потери в нем очевидны. Снижение совокупного потока по всем внутрироссийским регионам составило, по предварительной оценке наших аналитиков, 35-40%. В 2019 году было совершено 68 млн. поездок, а по итогам 2020 года — 40-42 млн. поездок. Напомню, что совокупный объем всех туристов, выезжавших за рубеж в успешном 2019 году, был более 20 млн., из них 12 млн. – организованные туристы, – рассказала Майя ЛОМИДЗЕ.

Одна из тенденций, которая наметилась в 2020 году и скорее всего будет распространяться в 2021-м и последующих, – повышенный спрос на объекты премиального класса. Такие объекты бронировались в первую очередь, их выкупали заранее.

Выездной туризм в 2020 году был представлен лишь пятью направлениями – Турция, ОАЭ, Куба, Мальдивы, Танзания. «Прирост произошел, по сути, на одном направлении. Это Танзания, которая побила все рекорды. Турция недосчиталась примерно 70% российского турпотока, Куба была открыта только осенью и только один город принимал российские рейсы. Наибольшего успеха добились Танзания и Мальдивы», – отметила глава АТОР. Сильнее всего пострадал въездной туризм. В нем снижение произошло более чем на 90%.

Из 11 мер поддержки, которые государство предложило туристической отрасли, больше всего помогло постановление правительства об отсрочке обязательств перед потребителями, которое было принято летом. «Это позволило рынку сохранить стабильность, продолжать работать», – отметила Майя ЛОМИДЗЕ. Она пояснила, что помог также и кешбэк, который позволил поддержать продажи в низкий осенне-зимний сезон. Поддержку оказывало не только правительство, ее учреждали и регионы: так, в Санкт-Петербурге приняли беспрецедентную меру – отменили региональные налоги за 2020-2021 год для предприятий туриндустрии – налог на имущество, на землю, транспортный. Предполагается, что общий объем льгот будет выражен в сумме 3,6 млрд. рублей.

За 2020 год количество юридических лиц, занимающихся туроператорским бизнесом, сократилось на 6%. Около 30% турагентов перестали работать, начиная с апреля. 5-6 тысяч турагентств закрылись в России. Больше всего это коснулось Москвы, ЦФО (поскольку их там было больше), а также турагентств Дальнего Востока. Исторически сложилось, что там работало много агентств и операторов, завязанных на странах Юго-Восточной Азии, которые были закрыты для российских туристов. Из-за удаленности территории они не смогли предложить туристам быструю замену продукта, переквалифицироваться на другие направления.

77% – снижение на выездном рынке, более 93% – на въездном и 35-40% – на внутреннем. В результате доходность туроператоров по итогам 2020 года снизилась более чем на 60%. Более 1,3 трлн. рублей составили потери индустрии в 2020 году (по данным Ростуризма). Более 50 тыс. человек остались без работы или предпочли другую сферу деятельности.

Население условно разделилось на три категории. Первая – около 40% – боится выезжать за пределы своего региона, дома, боится заразиться, заразить близких. Они никуда не выезжали. Вторая – еще 40% – считает, что во время пандемии не нужно себе отказывать. Они ездили «несмотря ни на что». Это активные люди со средним или невысоким доходом. И третья группа – обеспеченный премиальный класс, 20% от общего потока – заранее бронировала (в отличие от второй группы) отели. Данная группа, по оценкам Майи ЛОМИДЗЕ, в 2021 году будет расти.

– Мы увидели новый вид отдыха в этом году. В связи с переводом большой части персонала на удаленную работу появились люди, которые уезжали на отдых, но при этом продолжали работать. На наш взгляд, в России данная новая потребительская среда только закрепится. Это удаленная работа без отрыва от отдыха. В 2021 году доля таких туристов только увеличится, – считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России.

Майя ЛОМИДЗЕ представила три сценария развития событий в 2021 году в туризме. Самый пессимистичный основан на предположении, что количество заболевших не уменьшается, вакцинация будет не очень эффективна, страны продолжат ограничивать въезд. В этой ситуации количество желающих хоть куда-нибудь поехать составит 40%. Это люди, готовые ехать при любых обстоятельствах.

— Мы предполагаем, что будет увеличиваться доля автомобильного самостоятельного туризма, – отметила Майя ЛОМИДЗЕ.– И это затронет не только внутренний рынок, но и выездной. Понятно, что на машине на Кубу никто не поедет, но как только появится возможность посетить приграничные страны, доля автомобильного туризма увеличится. В России придорожная инфраструктура практически не развита, поэтому мы предполагаем, что начнется ее развитие, потому что это будет тот вид бизнеса, на котором можно будет заработать.

Умеренно оптимистичный сценарий основан на том, что вакцинация будет идти неплохо. В этой ситуации зарубежные страны начнут постепенное открытие границ с апреля-августа 2021 года. Активизируются онлайн-продажи, новые сервисы, увеличится доля автотуризма, но не так сильно, как при пессимистичном сценарии.

Оптимистичный сценарий основан на предположении, что уже к концу марта – апрелю страны начнут открывать границы. Это сразу активизирует туристический рынок, он начнет развиваться во всех направлениях и быстро достигнет уровня 2017 года.

Общим для всех сценариев будет повышение цен. При оптимистичном – незначительно – до 10%, при умеренно-оптимистичном – на 10-15%, при пессимистичном – по-разному: премиальный сегмент будет повышать цены, бюджетный – нет, эконом подстроится под конъюнктуру рынка и спроса.

Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 3 февраля 2021 года.



Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.