Размолвка с бывшим компаньоном вынудила совладельца одного из крупнейших игроков омского рынка автомобильного сервиса направиться в суд.
В судебных разборках бывших партнеров по ООО «Аларм-Сервис» официально поставлена точка, но вопросы у одной из сторон остались. Андрей ПОПОВ настаивает, что его пример может предостеречь молодых предпринимателей от повторения его печального опыта. Обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ПАВЛОВА уточнила, что имеется в виду.
– Андрей Валерьевич, расскажите, как было создано ООО «Аларм-Сервис».
— Можно, для тех кто не знает о чём идёт речь несколько фраз и тогда многие поймут и вспомнят, что такое «Аларм-Сервис».
— Хорошо.
— Алармаааа! Соревнование по Автозвуку, лучшие демо-кары, FORD — MUSTANG, сигнализации, музыка, сабвуферы, усилители, первый ксенон, спецсигналы, Webasto, антирадары и видеорегистраторы, датчики парковки, детейлинг, лучшая мойка в городе, керамика, уютное кафе... Мы организовали это предприятие с Андреем ФИЛАТОВЫМ в 1994 году, когда нам было по двадцать с небольшим. Доли прописали следующим образом: 57% у ФИЛАТОВА, у меня, соответственно, 43%. Почему получилось именно так, если честно, не помню. Для меня всегда это было лишь формальностью, поскольку мы с Андреем на протяжении всего времени поровну вкладывали свои ресурсы в преуспевание «Аларм-Сервиса», пополам же делили прибыль, я полностью доверял своему компаньону, полагался всецело на его порядочность. Но все же наступил момент – спустя 20 лет успешной совместной работы – когда мой теперь уже экс-партнер стал совершенно другим человеком...
– Как выглядели ваши деловые взаимоотношения?
– К 2004 году мы обзавелись сетью фирменных магазинов, построили большой техцентр на Маршала Жукова, 111 в 1400 кв. м на земельном участке более 3000 кв. м, которым мы также владели. Юридически этот комплекс принадлежал ООО «Аларм-Сервис», которое сдавало помещения в аренду нам, как индивидуальным предпринимателям: ПОПОВУ – производственные площади, цеха по ремонту, обслуживанию, установке дополнительного оборудования на автомобили, автомойку, ФИЛАТОВУ – торговые и складские площади, на него же был оформлен весь товар на складах и в магазинах. Директорами ООО «Аларм-Сервис» мы были по очереди, меняясь по согласию сторон после очередных собраний учредителей, договоры аренды продлевались из года в год на девять месяцев.
– И когда сотрудничество дало трещину?
– Дело в том, что закупкой товара у поставщиков в других регионах и продажей товара на территории Омска и не только, мы занимались через обособленное предприятие – ООО «Клаксон». Поначалу делали это вместе, затем направление курировал ФИЛАТОВ, я переключился на производство, сервис, рекламу и внутренние вопросы предприятия. Летом 2012 года Андрей подошел ко мне с заявлением о том, что выходит из состава учредителей «Клаксона» и дальше оптовыми закупками и продажей товара заниматься не будет. При этом он предложил мне выкупить его долю и самостоятельно продолжить дело, но я категорически отказался. Позже выяснилось, что ФИЛАТОВ заблаговременно, в апреле, втайне от меня уже создал отдельное юрлицо – ООО «Эво плюс», директором которого, кстати, стал наш бывший начальник коммерческого отдела, – а выйти из ООО «Клаксон» решил в июле. После этого у нас с Андреем произошел серьезный конфликт. После длительных разногласий мы все-таки сошлись на том, что прибыль от оптово-коммерческого отдела на 100% будет принадлежать ему, 100% от детейлинговых услуг и мойки автомобилей на территории техцентра на Жукова – мне, а от розничных продаж товаров и услуг по их установке на всех территориях «Аларм-Сервис» по-прежнему станет делиться между нами 50 на 50. На основании этих договоренностей было составлено соглашение, подписанное обеими сторонами, и с октября 2012 года мы работали по нему.
– Откуда в списке совладельцев «Аларм-Сервиса» взялись новые имена?
— Вы имеете в виду Олега ЭНГЕЛЯ?
— Да.
- В 1994-м мы начали искать помещение в аренду, долго искали, но то арендная ставка нас смущала, то место расположения. В какой-то момент мой знакомый, вращавшийся в «деловых кругах Омской спортивной молодёжи» предложил познакомить с одним человеком и взять у его компании в аренду строительно-бытовой вагончик под автомагазин. И он меня познакомил с хозяином территории и всего, что там находилось, по адресу Декабристов 29. Это был Олег ЭНГЕЛЬ. Кто он такой и чем занимался на тот момент, я не знал и даже не мог себе представить, но мой товарищ, который меня познакомил с Олегом, после мне всё пояснил. Я приехал к Андрею и рассказал эту историю. Компания «Феррум» тогда располагалась на Декабристов 29, мы заключили договор аренды и понеслось. В конце 1994 года назвали нашу фирму Аларм-Сервис и зарегистрировали ООО. Классное было время… Ежемесячную аренду платили исправно (ещё бы!), дела шли, товар продавался. С Олегом в основном общался я, при случайной встречи на территории он всегда интересовался, как идут дела, всё ли у нас нормально, даже как-то познакомил нас с директором Омского ГАЗ-АТО, где мы в последующем покупали по оптовым ценам запчасти для автомобилей. Вообще Олег в период становления компании очень здорово нам помог... Вспоминаю даже одну забавную историю.
В конце 90-х мы с Андреем на Декабристов 29 открыли первую в Омске мойку с оборудованием KARCHER. Наши ребята, мойщики, мыли очень качественно. Слух по городу разлетелся. Как-то к нам на мойку приехали очень уверенные в себе молодые ребята - три человека на черном Мерседесе 190. Шапки норковые-полные сверху завязочки, дублёнки чёрные кожаные, то ли без пуговиц, то ли в запах, ярко-бордовая водолазка под горло, цепи на шеи с палец. Я смотрю, их машину моют час, два, подхожу к мойщикам и спрашиваю: ребята, почему так долго? А они мне отвечают, что заказчики заявили, что не будут оплачивать услуги и принимать работу, пока мы колесные диски не отмоем от черных точек. Сейчас эта услуга называется «очистка колесных дисков от фрикционного нагара (пыли) тормозных колодок». А в то время и химии специальной не было для очистки дисков, только шампунь автомобильный, уайт-спирит или бензин с керосином. Как мы не пробовали, нам не удавалось полностью отмыть колесные диски и ничто не помогало. Я попросил клиентов подойти к автомобилю, чтобы объяснить сложившеюся проблему. В их присутствии сам взял в руки губку с шампунем, тряпочку с уайт-спиритом и начал показывать, что мы не можем отмыть нагар. Но они заявили: ничего не знаем — отмывайте. Вы же-типа лучшая мойка в Омске - вот и делайте свою работу. Мы ещё с ребятами целый час пробовали отмыть колесные диски, но ничего не получалось. Спустя какое то время открывается дверь и в мойку и заходит Олег ЭНГЕЛЬ: могу ли я встать в очередь на мойку автомобиля? Я объяснил ситуацию. Его разговор с теми ребятами был не больше минуты. Они так быстро уехали, что мойщики не успели даже им коврики уложить. Что Олег им сказал, не знаю, но больше у нас надуманных проблем от клиентов не было.
Много лет спустя мы разошлись с компаньоном во взглядах по поводу одной моей идеи по развитию компании – он инициативы не оценил и захотел обсудить ее на собрании учредителей. Мне сразу стало понятно, что Андрей встал на юридическую сторону решения вопросов – у кого голосов (доли) больше, тот и прав. После этого случая, чтобы нас кто-то мог рассудить по существу, я предложил пригласить на собрание учредителей нашего общего знакомого – Олега ЭНГЕЛЯ. ФИЛАТОВ резонно заявил, что де-юре ЭНГЕЛЬ в «Аларм-Сервисе» никто, права голоса не имеет. Тогда я подарил Олегу 1% своих акций, чтобы тот мог официально участвовать в обсуждении. Конечно, его голос по-прежнему ничего, по сути, не решал, но теперь я надеялся на то, что он внесет ноту здравого смысла в наши дискуссии. Однако вместо поддержки получил ровно противоположное. ФИЛАТОВ как-то договорился с Олегом и, пользуясь своим большинством голосов, назначил его директором компании, досрочно сняв меня с этой должности. Спустя какое-то время ЭНГЕЛЬ расторг договор аренды автомойки, а затем и производственных помещений между ООО «Аларм-Сервис» и ИП ПОПОВЫМ. Также я получил уведомление, обязывающее меня освободить занимаемый в офисе кабинет. Меня полностью отстранили от всех бизнес-процессов, отключили от общей базы ведения бизнеса под предлогом того, что я скачал ее копию (хотя имел на то полное право).
– И вы считаете, что этому поспособствовал ваш партнер?
– ФИЛАТОВ не мог не знать о действиях ЭНГЕЛЯ и полностью контролировал ситуацию через него. После таких поступков от соучредителей «Аларм-Сервиса» я понял, что дальше компанию продвигать не буду и сделаю все, чтобы если не потопить ее, то уж точно заморозить, приостановить ее деятельность. Имея меньшинство голосов, я всегда вел себя на равных, а ФИЛАТОВ понимал: что бы я ни предлагал, будет все, как он скажет, потому что у него большая доля. После того недостойного поступка моего компаньона я и решил выйти из состава учредителей ООО «Аларм-Сервис». Предложил Андрею выплатить мне деньгами или отдать непосредственно товаром причитающуюся мне 50%-ю долю от запасов товарных остатков на складах и в розничных магазинах и 50% от общей доли совместного бизнеса. Но ФИЛАТОВ мне сказал, что весь товар находится под его контролем, поскольку юридически оформлен на его ИП, а по поводу доли указал на дверь. Андрей начал выдумывать истории о том, что доли, после того как я подарил 1% акций ЭНГЕЛЮ, уже не те, в общем, воспользовался ситуацией, чтобы в очередной раз показать мне, что я никто в компании. В 2016 году я подал оферту о продаже своей доли обществу, официально вышел из состава учредителей «Аларм-Сервиса» и больше двух лет судился, требуя компенсации.
– Вы что, не смогли договориться полюбовно с человеком, с которым работали два десятка лет?
– ФИЛАТОВ выплатил мне всего 20% вместо 50% от общей суммы остатков товара на складе и заставил написать о том расписку, сказав, что если я ее не подпишу, то не получу ничего вообще. Юристы сочли, что расписка была написана под давлением, и посоветовали идти в суд. Мои интересы в суде представляла компания «Власенко и Партнеры». В ходе судебного следствия эксперты оценили стоимость всего имущественного комплекса компании, существенно ее, по моему мнению, занизив: учитывались только основные активы – земельный участок и само здание, а долгие годы действующего бизнеса, торговое оборудование и прочие товарно-материальные ценности не вошли в оценку моей доли. Таким образом, я получил лишь часть, прописанную в уставных документах, а не половину, как было с ФИЛАТОВЫМ обговорено еще в 1990-х годах. Оставшийся мой процент – не юридический, а по факту от моей половины компании, как я считаю, мне так пока не выплатили, но уверен, что это когда-нибудь должно произойти.
— И когда по вашему и почему?
— Я не знаю когда точно, но зная Андрея, думаю, что он и сам прекрасно все понимает. Предполагаю, что судебные решения пока что успокаивают его. Зная его больше 20 лет могу сказать, что по жизни и по сути, он классный парень и порядочный мужик. Почему он изменился и так поступил со мной, я не знаю: может это была его переоценка ценностей, может он на меня «закусил или остался в обиде» за какие-то мои, по его мнению, неправильные поступки, может, кто-то его заговорил... Но как говорят про такую ситуацию: это было до, а стало после… Он же себя всегда считал и считает правильным, честным, справедливым и порядочным человеком и бизнесменом. Я точно уверен, что в сложившейся ситуации и в конфликте мы виноваты оба. Кто-то не захотел кого-то услышать, а кто-то сделал что-то не так, не объяснив это компаньону. Андрей, он очень спонтанный человек. Не удивлюсь, что может быть завтра он мне позвонит и скинет оставшиеся сумму мне на карту, а может и не завтра, а позже, а может, через какое-то время, когда проснётся в хорошем настроении. Я даже не исключаю ситуацию, что через какое-то время, через много много лет, когда эта история забудется и все обиды пройдут, мы встретимся где-то, поздороваемся и будем с улыбкой вспоминать нашу юность и молодость, наше взросление и становление.
– Перед тем как выйти из состава учредителей, вы передали 1% акций юристу Антону МОТОСУ. Зачем?
– МОТОС – в первую очередь мой давний приятель, мы вместе играем в хоккей, общаемся семьями, во вторую, опытный юрист. При выходе из состава учредителей «Аларм-Сервиса», я подарил ему 1%, чтобы он мог контролировать ситуацию в компании. Знаю, что ФИЛАТОВ Антона не воспринимал ни как учредителя, ни как человека.
– Что в итоге произошло с предприятием?
– Избавившись от меня, ФИЛАТОВ впоследствии убрал ЭНГЕЛЯ с должности директора, а в ноябре 2020 года компания «Аларм-Сервис» была ликвидирована. Зачем? Всем, наверное, понятно. Дело в том, что у ООО «Аларм Сервис» не было средств, а мою долю по судебному решению все-таки надлежало выплатить. Чтобы не уходить в банкротство и не продавать «Аларм-Сервис» с молотка, Андрей внес деньги в кассу компании под залог здания и земельного участка. Общество фактически рассчиталось со мной, но осталось должно самому ФИЛАТОВУ. У «Аларм-Сервиса» средств не было и... Таким нехитрым способом мой экс-компаньон обзавелся всем имуществом, которое было у предприятия, и действующем бизнесом. В общем, ООО «Аларм-Сервис» больше нет. Нет больше компании с богатой историей успеха, в которую было вложено немало сил, времени, средств, а главное души. Главный урок, который я вынес из этой истории... Хочу озвучить его в качестве предостережения начинающим предпринимателям: не полагайтесь только на доверие и дружбу, обязательно оформляйте любые отношения с партнерами документально. Не повторяйте моих ошибок. Если у вас больше энергии и идей, это не значит, что вы правы и все будет так, как вы хотите. Что бы кто ни думал, я считаю, что меня предал компаньон, а поводом для этого послужила моя доверчивость. Не повторяйте моей истории, творите свою, правильную!
– В 2016 году вы зарегистрировали одноименную компанию в Питере.
– Питерский «Аларм-Сервис» действительно существует, но деятельность как ООО ведет совершенно иную, нежели в Омске. В 2017 году я с семьей уехал жить в Санкт-Петербург. Построил и продолжаю строить другой бизнес в Москве и в Питере, но порой очень скучаю по солнечному Омску...
Я точно знаю, что где бы я не был и в каких бы городах и странах я бы не жил, несмотря на всю красоту мира, в моих жилах течет омская кровь, алармовская, кровь моего любимого города Омска. А всем моим бывшим соучредителям, компаньонам и сотрудникам Аларма, я хочу пожелать только одного здоровья и удачи, удачи во всём!
Предваряющую статью читайте здесь.
Точку зрения другого соучредителя — Андрея ФИЛАТОВА – читайте здесь.
Ранее интервью было доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 24 февраля 2021 года.