Итоговый вывод — ситуация конфликта интересов в действиях (бездействии) депутата по отношению к АО «Омскэлектро» отсутствует.
Один из ведущих омских специалистов по муниципальному праву, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального права Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского, член-корреспондент Муниципальной Академии РФ Сергей АРБУЗОВ внимательно изучил вопрос, есть ли конфликт интересов в действиях депутата Омского городского Совета Юрия ФЕДОТОВА. Как уже известно, учредитель газеты «Коммерческие вести» в первую очередь пострадал за критические материалы газеты в адрес областной власти. И была поставлена задача в быстром режиме лишить Юрия ФЕДОТОВА полномочий депутата. Даже было отказано в передаче материалов разбирательства в прокуратуру, чтобы этот федеральный надзорный орган, достаточно жестко относящийся к малейшим депутатским «вольностям», разобрался: есть ли нарушение закона или его нет. «Коммерческим вестям» удалось переговорить с двумя депутатами, которые будут вынуждены голосовать «за»: им прозрачно намекнули, что те, кто не поддержат это решение, придется разговаривать с первым лицом – не горсовета и не города. Но, как считает Сергей АРБУЗОВ, ни о каком конфликте интересов речи быть и не может:
Правовое заключение.
Предметом настоящего правового исследования является вопрос о правильности и полноте использования комиссией по вопросам противодействия коррупции Омского городского Совета положений ФЗ "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, их толковании, уяснении смысла правовых предписаний при установления конкретного антикоррупционного нарушения в действиях или (бездействии) депутата Омского городского Совета Федотова Ю.Н.
Изучив представленные материалы, рассмотренные на заседании комиссии по вопросам противодействия коррупции Омского городского Совета о нарушении депутатом Омского городского Совета Федотовым Ю.Н. антикоррупционного законодательства, можно сделать следующее правовое заключение.
Основанием для рассмотрения комиссией по вопросам противодействия коррупции Омского городского Совета о нарушении депутатом Омского городского Совета Федотовым Ю.Н. антикоррупционного законодательства послужило заявлении депутата Омского городского Совета Ивченко И.А.
По мнению Ивченко И.А., нарушение выразилось в том, что Федотов Ю.Н., занимая должность председателя комитета по финансово-бюджетным вопросам Омского городского Совета, направлял запросы и письма о получении информации в отношении АО «Омскэлектро», связанные с получением и использованием бюджетных средств на капитальный ремонт жилого фонда г. Омска. При этом Федотов Ю.Н является учредителем ряда коммерческих организаций, которые находятся в гражданско-правовых взаимоотношениях с АО «Омскэлектро», в том числе, между которыми ведутся судебные споры в порядке гражданского судопроизводства. В этом может усматриваться личная заинтересованность, связанная с конфликтом интересов, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В своем обращении депутат Ивченко И.А. указывал, что этот вопрос является сложным, требующим подробного исследования, и просил запросить достаточно большое количество материалов, документов, аудио и видеозаписей, копий исковых заявлений для комиссионного исследования о наличии в действиях Федотова Ю.Н. антикоррупционных правонарушений, и решения вопроса о досрочном прекращении депутатских полномочий Федотова Ю.Н.
Комиссия по вопросам противодействия коррупции Омского городского Совета ограничилась одним заседанием, и приняла решение о нарушении Федотовым Ю.Н требований законодательства о противодействии коррупции, выраженного в невыполнении обязанности об уведомлении комиссии по вопросам противодействия коррупции Омского городского Совета о конфликте интересов при исполнении своих депутатских полномочий.
При проведении правого анализа использовалась следующая нормативно-правовая база.
1. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ
2. Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», в котором субъектам Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия в части антикоррупционной деятельности в отношении лиц, замещающих муниципальные должности.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
4. "Методические рекомендации по вопросам организации антикоррупционной работы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих" (подготовлены Минтрудом России)
5. Устав г. Омска
6. Решение Омского городского Совета «Об отдельных вопросах противодействия коррупции» от 16 мая 2018 г. № 54(с изменениями на 10 апреля 2020 года)
7. Решение Омского городского Совета от 3 декабря 2013 г. № 198 «О статусе депутата Омского городского Совета» (с доп. от 16.12.2015 №414 не вступившими в силу).
8. "Методические рекомендации по вопросам организации антикоррупционной работы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих" (подготовлены Минтрудом России)
Правовое регулирование антикоррупционных механизмов при прохождении государственной и муниципальной службы достаточно полно и подробно регламентирован на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и муниципальном уровне.
В 2017 и 2019 году были внесены изменения в законодательство о местном самоуправлении, в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе депутатов, правовой статус которых значительно отличается от правового статуса муниципальных служащих.
С принятием Федерального закона от 3 апреля 2017 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции субъектам Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия в части антикоррупционной деятельности в отношении лиц, замещающих муниципальные должности.
В субъектах РФ сформировались различные варианты построения антикоррупционной работы и правого регулирования.
В целях оказания субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям методической помощи по вопросам эффективной организации антикоррупционной работы Минтрудом России с учетом проведенного мониторинга были подготовлены Методические рекомендации, в которых отражены рекомендуемые подходы к организации правового регулирования антикоррупционной деятельности в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих.
В соответствии ч.7.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Наибольшую сложность представляет вопрос обязанности депутата представительного органа местного самоуправления принимать меры по недопущению возможности возникновения конфликта интересов. Поскольку именно этот вопрос был предметом рассмотрения на заседании комиссии по вопросам противодействия коррупции Омского городского Совета, предлагается анализ алгоритма действий комиссии для правильного и полного учета требований действующего законодательства и практики разрешения конкретных ситуаций конфликта интересов.
Рассмотрим основные понятия.
Конфликт интересов.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами.
В силу ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата , члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Часть 4.1 ст.12.1 Федерального закона № 273-ФЗ регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Вместе с тем федеральным законодательством не определен порядок сообщения о возникновении личной заинтересованности указанной категорией лиц.
В этой связи субъектам Российской Федерации было рекомендовано утвердить порядок сообщения о возникновении личной заинтересованности лицами, замещающими муниципальные должности, регламентирующий процедуру уведомления лицом, замещающим муниципальную должность, о возникновении личной заинтересованности.
Наиболее обоснованным с позиции положений законодательства Российской Федерации представлялся подход, при котором лица, замещающие муниципальные должности, уведомляют представительный орган муниципального образования или комиссию представительного органа муниципального образования, созданную для рассмотрения ситуаций конфликта интересов.
Для квалификации ситуации в качестве конфликта интересов в целях противодействия коррупции необходимо достоверно установить одновременное наличие следующих обстоятельств:
1. наличие личной заинтересованности;
2. фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности;
3. наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
В целях обеспечения достоверной квалификации конкретной ситуации в качестве конфликта интересов необходимо учитывать, что конфликт интересов является оценочной категорией. Поэтому важно организовать работу комиссии по точному алгоритму, когда последовательно устанавливаются все обстоятельства для определения ситуации конфликта интересов и принятия решения в наибольшей степени соответствующего духу и букве антикоррупционного законодательства.
Чаще всего возникновение конфликта интересов связано:
1. с подчиненностью или подконтрольностью лиц, находящихся в отношениях родства или свойства;
2. обращением должностного лица или его родственников (свойственников) в государственный (муниципальный) орган (организацию), в котором должностное лицо осуществляет служебную (трудовую) деятельность;
3. выполнением контрольных (надзорных) функций;
4. выполнением иной оплачиваемой работы;
5. владением должностным лицом приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций).
В качестве основных мер предотвращения и урегулирования конфликта интересов законодательством предусмотрено:
1. изменение должностного или служебного положения должностного лица, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей;
2. отказ должностного лица от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
3. увольнение (расторжение служебного контракта).
Обзор практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов
Ниже приведены примеры ситуаций, связанных с конфликтом интересов при прохождении государственной и муниципальной службы, когда с государственным или муниципальным служащим заключен служебный контракт (трудовой договор), предусмотрены полномочия в должностном регламенте, и он находится в административных отношениях подчинения с руководителем (представителем нанимателя).
Ситуация 1.
Должностным лицом исполнена обязанность по недопущению возможности возникновения конфликта интересов.
Государственный служащий включен в состав коллегии государственного органа субъекта Российской Федерации.
На заседаниях члены Коллегии рассматривают дела об установлении тарифов, в том числе дают оценку представленным организациями обосновывающим материалам, отдельным статьям расходов, подготовленным предварительным расчетам подлежащих установлению тарифов, в связи с чем государственный служащий, являющийся членом Коллегии, обладает полномочиями, позволяющими оказать влияние на результаты рассмотрения Коллегией вопросов об установлении тарифов для конкретных организаций.
Одна из указанных организаций связана имущественными и корпоративными отношениями с братом супруги государственного служащего, так как он занимает в ней должность заместителя руководителя, получает заработную плату и стимулирующие выплаты. Устанавливаемые Коллегией тарифы напрямую влияют на доходы организации.
Государственным служащим, как только ему стало известно о том, что на очередном заседании Коллегии запланировано рассмотрение вопроса в отношении организации, в которой работает брат его супруги, направлено уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Комиссией по урегулированию конфликта интересов приняты решения:
— признать, что при исполнении государственным служащим должностных обязанностей личная заинтересованность может привести к конфликту интересов;
— рекомендовать руководителю государственного органа принять меры по недопущению возникновения конфликта интересов.
Решение представителя нанимателя: в целях предотвращения конфликта интересов принято решение об отстранении государственного служащего от рассмотрения вопросов в отношении организации, в которой брат его супруги занимает должность заместителя руководителя.
Ситуация 2
Должностным лицом не исполнена обязанность по недопущению возможности возникновения конфликта интересов.
В полномочия муниципального служащего входит руководство отделом органа местного самоуправления, которым проводятся проверки исполнения организациями, осуществляющими техническое обслуживание многоквартирных домов на территории муниципального образования, условий заключенных договоров технического обслуживания.
Одна из организаций, осуществляющих техническое обслуживание многоквартирных домов в данном муниципальном образовании, связана корпоративными и имущественными отношениями с супругой муниципального служащего, так как она занимает должность руководителя данной организации и получает заработную плату, стимулирующие выплаты.
Комиссией по урегулированию конфликта интересов установлено, что муниципальный служащий не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникшем конфликте интересов, а также не принял иных мер по недопущению и урегулированию конфликта интересов.
При рассмотрении вопроса о применении меры ответственности за нарушение требований антикоррупционного законодательства комиссией по урегулированию конфликта интересов учитывалось следующее.
На момент рассмотрения комиссией по урегулированию конфликта интересов данного вопроса проверка соблюдения требований жилищного законодательства в отношении организации не проводилась. Вместе с тем организация включена в план проведения проверок, о чем муниципальному служащему было известно.
Фактов недобросовестного исполнения муниципальным служащим своих полномочий, а также иных нарушений антикоррупционного законодательства в предыдущие периоды установлено не было. Дисциплинарных взысканий муниципальный служащий не имеет, непосредственным руководителем представлена положительная характеристика.
Комиссией по урегулированию конфликта интересов приняты решения:
— признать, что муниципальный служащий не исполнил обязанность по направлению уведомления о личной заинтересованности и не принял мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
— рекомендовать представителю нанимателя применить к муниципальному служащему меру ответственности в виде замечания.
Решение представителя нанимателя:
— отстранить муниципального служащего от проведения проверочных мероприятий, подготовки документов в отношении организации, руководителем которой является его супруга;
— применить к муниципальному служащему меру ответственности в виде замечания.
Рекомендованный алгоритм работы комиссии по противодействию коррупции для квалификации ситуации конфликта интересов и определения конкретных мер ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Анализ правоприменительной практики показывает, что в целях квалификации ситуации в качестве конфликта интересов и определения конкретных мер ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов комиссии при подготовке протоколов руководствуются следующим.
1. Устанавливается наличие личной заинтересованности. Устанавливается и проверяется информация о лицах, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, выражающаяся в возможности получения этими лицами доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) (далее – доходы, выгоды) в результате осуществления должностным лицом своих полномочий и обязанностей.
Такими лицами могут быть:
само лицо, на которое в соответствии с антикоррупционным законодательством Российской Федерации распространена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее – должностное лицо);
близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) должностного лица;
иные граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
2. Устанавливается фактическое наличие у должностного лица конкретных полномочий для реализации личной заинтересованности.
3. Устанавливается наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий. Анализируется возможность влияния личной заинтересованности должностного лица на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
4. В случае установления того факта, что личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), фиксируется факт наличия конфликта интересов.
5. При решении вопроса о привлечении к ответственности лица,
не исполнившего обязанности по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, устанавливаются обстоятельства, которые могут повлиять на определение конкретной меры ответственности, в том числе:
— факт подачи должностным лицом уведомления о личной заинтересованности;
наличие установленных фактов ненадлежащего исполнения рассматриваемым лицом должностных (служебных) обязанностей (осуществления полномочий) в ситуации, когда существовал конфликт интересов;
— величина нанесенного ущерба (при наличии);
самостоятельное принятие (непринятие) должностным лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
— соблюдение должностным лицом других требований законодательства о противодействии коррупции, а также предшествующие результаты исполнения должностных обязанностей.
6. По итогам рассмотрения указанных вопросов комиссия фиксирует в протоколе принятое решение относительно соблюдения (не соблюдения) должностным лицом требований об урегулировании конфликта интересов; рекомендует конкретную меру ответственности; дает предложения по предотвращению или по возможному урегулированию конфликта интересов (в случае, если принято решение о том, что должностное лицо не соблюдало требования по предотвращению или урегулированию конфликта интересов).
Применение указанного алгоритма представления информации в протоколах заседаний комиссий способствует обеспечению достоверности и обоснованности изложения мотивировочной и резолютивной частей протокола.
Проанализируем ситуацию конфликта интересов по отношению к депутату Федотову Ю.Н., которая стала предметом рассмотрения на заседании комиссии по вопросам противодействия коррупции Омского городского Совета по рекомендованному алгоритму работы комиссии по противодействию коррупции для квалификации ситуации конфликта интересов и определения конкретных мер ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
1. Установление наличия личной заинтересованности.
В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат может выполнять свои полномочия как на постоянной основе (получая заработную плату из бюджета), так и на непостоянной основе (не получая заработную плату из бюджета муниципального образования). В зависимости от этого ФЗ-131 предусмотрен разный объем ограничений и запретов. Только депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, запрещено:
1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
2) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией,
3)заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Федотов Ю.Н. осуществляет полномочия депутата на непостоянной основе, поэтому на него эти ограничения не распространяются. Ограничения и запреты, предусмотренные антикоррупционным законодательством, не нарушены.
Федотов Ю.Н. является учредителем ряда юридических лиц, деятельность которых с ремонтом, эксплуатацией и обслуживанием жилого фонда. Предпринимательская деятельность связана с получением дохода. Он заинтересован в прибыльной работе этих организаций. У него есть личная заинтересованность по отношению к этим организациям.
Имеет ли отношение Федотов Ю.Н. или его близкие родственники к АО «Омскэлектро», связаны ли имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Ответ — нет.
Как связаны между собой АО «Омскэлектро» и организации, учредителем которых является Федотов Ю.Н. Они находятся в гражданско-правовых отношениях, связанных с выполнением подрядных работ по капитальному ремонту жилого фонда, который обслуживают связанные с Федотовым Ю.Н. организации. Между АО «Омскэлектро» и этими организациями имеется гражданско-правовой спор, который разрешается в судебном порядке.
2. Установление фактического наличия у Федотова Ю.Н. конкретных полномочий для реализации личной заинтересованности.
Действующим законодательством антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности установлены для должностных лиц, наделенных властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, контрольных и надзорных мероприятий, государственных закупок, предоставление государственных услуг, распределение финансовых и иных ресурсов, управление имуществом.
Поэтому при анализе полномочий лица, занимающего муниципальную должность, следует иметь в виду следующие должностные полномочия выполнение или невыполнение, которых может повлиять на возникновение ситуации конфликта интересов.
1. Осуществление организационно-распорядительных полномочий
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 под
организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, связанные с руководством трудовым коллективом или находящимися в его подчинении отдельными работниками (служащими), с формированием кадрового состава и определением трудовых функций, применением мер поощрения или наложения взысканий.
К данной категории функций относятся также полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
2. Осуществление административно-хозяйственных полномочий
Под административно-хозяйственными функциями целесообразно понимать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, об осуществлении контроля за движением материальных ценностей,
по определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 16 октября 2009 г. № 19).
3. Осуществление контрольных и надзорных мероприятий.
Контрольно-надзорные функции связаны с деятельностью органов исполнительной власти, государственных и муниципальных служащих и относятся к сфере административно-правового регулирования.
Депутатский контроль органов местного самоуправления регулируется нормами муниципального права и связан со статусом депутата и контрольными полномочиями представительного органа местного самоуправления. Надзор представительным органом и депутатами не осуществляется.
4. Осуществление государственных или муниципальных закупок
5. Предоставление государственных или муниципальных услуг
6. Распределение финансовых и иных ресурсов,
7. Управление имуществом
4-7 функции выполняются органами и должностными лицами, муниципальными служащими Администрации г. Омска.
Полномочия депутата, занимающего должность председателя комитета по финансово-бюджетным вопросам Омского городского Совета на непостоянной основе не включают в себя осуществление организационно-распорядительных функций, осуществление административно-хозяйственных функций, осуществление контрольных и надзорных мероприятий, осуществление государственных или муниципальных закупок, предоставление государственных или муниципальных услуг, распределение финансовых и иных ресурсов, управление муниципальным имуществом. Следовательно, эти полномочия не могут использоваться депутатом Федотовым Ю.Н.
Отдельно можно рассмотреть вопрос, когда депутат принимает участие в голосовании на заседании представительного органа по решению (нормативно-правовому акту), который затрагивает интересы депутата, его родственников или организаций, связанных с ним имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Этого также не было установлено комиссией.
Депутатские полномочия предусмотрены в ст. 40 ФЗ-131, на уровне Омской области областной закон «О статуе депутатов представительных органов местного самоуправления в Омской области» был отменен. Другие полномочия, относящиеся к должности депутата, можно найти в решении Омского городского Совета «О статусе депутата Омского городского Совета» от 4 декабря 2013 г. № 198 (с доп. от 16.12.2015 № 414 не вступившими в силу). К таким полномочиям относятся обязанность участвовать в заседании Омского городского Совета; право избирать и быть избранным в состав комитетов, рабочих групп и иных органов Омского городского Совета, в случае избрания депутат обязан принимать личное участие в их работе; право по предъявлении удостоверения и с учетом режима работы беспрепятственно посещать Администрацию города Омска, структурные подразделения Администрации города Омска, Контрольно-счетную палату города Омска, муниципальные предприятия и учреждения; право внеочередного приема должностными лицами органов местного самоуправления, предприятий, учреждений; право пользоваться информацией, поступающей либо официально издаваемой Омским городским Советом, Администрацией города Омска, Контрольно-счетной палатой города Омска; право на получение информации и депутатский контроль; по требованию одной трети депутатов, по решению комитета Омского городского Совета, по решению рабочей группы Омского городского Совета, депутатского объединения (фракции) Омского городского Совета, Омский городской Совет вправе назначить депутатскую проверку; вправе обратиться с запросом к Мэру города Омска, в органы местного самоуправления города Омска, муниципальные предприятия, учреждения города Омска.
Имелась ли возможность получения выгоды организациями, учредителями которых является Федотов Ю.Н., при ненадлежащем, необъективном и пристрастном выполнении имеющихся полномочий депутата и председателя комитета. Могут получить эти организации финансирование из бюджета при участии Федотова Ю. Н. Ответ – нет. Решение о расходовании бюджетных средств принимает администрация г. Омска. Мог ли городской Совет и комитет изменить объемы финансирования или принять решение о направлении бюджетных средств организациям, учредителем которых является Федотов Ю.Н.? Ответ – нет.
Могли ли запросы, направляемые комитетом по финансово-бюджетным вопрсам в администрацию г. Омска и АО «Омскэлектро» о порядке и объемах финансирования АО «Омскэлектро» на капитальный ремонт жилого фонда г. Омска за счет средств федерального и областного бюджета, переданных в качестве субсидии в бюджет г. Омска, повлиять на возможность получения выгоды орагнизациями, учредителем которых является Федотов Ю.Н.? Ответ — нет.
Все решения принимает городской Совет в коллегиальном порядке. Комитет по финансово-бюджетным вопросам не имеет полномочий прямо назначать поверки, принимать решения о выделении средств из местного бюджета или прекращать фиксирование из городского бюджета.
Судебные споры по договорам ремонта между АО «Омскэлектро» и юридическими лицами, учредителем которых является Федотов Ю.Н. Может получить выгоду от выигранного дела? Ответ — да.
Может повлиять на суд, используя свои полномочия депутата и председателя комитета? Ответ — нет.
Суд независим. Гарантии независимости суда от органов государственной власти и местного самоуправления предусмотрены в процессуальном законодательстве.
Есть ли связь рассматриваемых в судах гражданских дел с надлежащим, объективным и беспристрастным осуществлением депутатских полномочий? Ответ – нет.
3. Таким образом, связь между получением (возможностью получения) доходов или выгод депутатом Федотовым Ю.Н. и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) своих депутатских полномочий отсутствует.
Поскольку эту связь установить не удалось, нельзя говорить о возможном влиянии личной заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление им депутатских полномочий.
Федотов Ю.Н. в рамках предоставленных полномочий реагирует на вопросы избирателей, о неудовлетворительном ремонте жилых домов, которые обслуживают организации, учредителем которых он является. Федотов Ю.Н. Привлекает внимание органов власти и правоохранительных органов к нарушениям, допущенным организациями при проведении подрядных работ, финансируемых за счет средств федерального и областного бюджета, переданных в качестве субсидии в бюджет г. Омска.
4. Не получив доказательства того факта, что личная заинтересованность депутата Федотова Ю.Н. влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), комиссия должна была зафиксировать ситуацию отсутствия конфликта интересов или продолжить проверку, запросив дополнительные материалы, в том числе информацию из правоохранительных органов. Комиссия основывалась только на мнении депутата Ивченко И.А., который, в свою очередь, просил провести тщательную проверку, запросив достаточно большой объем информации. В соответствии с Решением Омского городского Совета «Об отдельных вопросах противодействия коррупции» от 16 мая 2018 г. № 54(с изменениями на 10 апреля 2020 года) рассмотрение вопросов соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности города Омска, требований законодательства о противодействии коррупции осуществляется комиссией в срок не позднее 30 дней после дня поступления в комиссию информации о совершении нарушения антикоррупционного законодательства.
5. При решении вопроса о привлечении к ответственности лица,
не исполнившего обязанности по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, устанавливаются обстоятельства, которые могут повлиять на определение конкретной меры ответственности.
Направлял ли Федотов Ю.Н. уведомление о возможном конфликте интересов по ситуации, связанной с финансированием АО «Омскэлектро»? Ответ — нет. Так как он не видел признаков ситуации конфликта интересов.
Необходимо отметить, Федотов Ю.Н. уже подавал уведомления о возможном конфликте интересов, по его мнению, при голосовании по проектам решений Омского городского Совета, связанных с правовым регулированием деятельности субъектов предпринимательской деятельности.
6. Итоговый вывод — ситуация конфликта интересов в действиях (бездействии) депутата Федотова Ю. Н. по отношению к АО «Омскэлектро» отсутствует.
На чем было основано решение комиссии? Рассмотрены ли все вопросы по рекомендованному Министерством труда алгоритму работы комиссии по противодействию коррупции для квалификации ситуации конфликта интересов и определения конкретных мер ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов?
Найдено ли подтверждение предположения о нарушении Федотовым Ю.Н. антикоррупционного законодательства?
Эти вопросы должны быть рассмотрены на заседании Омского городского Совета. Депутатам Омского городского Совета можно рекомендовать принять решение о возврате материалов в комиссию по вопросам противодействия коррупции Омского городского Совета для более полного рассмотрения этого вопроса в том числе с участие экспертов.
АРБУЗОВ С.В.
«02» марта 2021