Скачки цен на базовые продукты вынуждают чиновников предлагать нерыночные меры воздействия на ситуацию.
Первого июня в рамках Недели Российского Ритейла состоялись две панельные дискуссии, посвящённые заключению в декабре 2020 года соглашений между крупнейшими торговыми сетями и производителями продовольствия о снижении и поддержании цен на продукты: «Борьба с ростом цен – необходимый шаг или путь к пустым прилавкам?», «Взаимоотношения торговых сетей и поставщиков в условиях контроля за ценами».
Никита КУЗНЕЦОВ, директор департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ, признался, что чиновники не в восторге от необходимости заключать соглашения, но это была вынужденная мера. Он предложил перевести основные коммодитиз на долгосрочные договоры между торговыми сетями и производителями:
– Сейчас многие коммодитиз закупаются на торгах, то есть под воздействием конъюнктуры. В результате мы видим безудержный всплеск закупочных цен на яйца перед Пасхой, Новым годом и катастрофическое падение после. Так быть всё-таки не должно. Стоит подумать о политике open book, когда с ключевыми поставщиками сети обсуждают взаимные затраты, формулы цен, объёмы закупок так, чтобы ни одна из сторон не терпела убытки. Так мы будем застрахованы от скачков цен, это абсолютно логичный путь.
А заместитель руководителя ФАС РФ Тимофей НИЖЕГОРОДЦЕВ и вовсе заявил, что никакого регулирования цен не было, поскольку все соглашения носили добровольный характер:
– Некоторые участники рынка на Дальнем Востоке в них, например, не участвовали. Нас просили воздействовать, но у нас нет на то законных инструментов. Так что это была утилизация ценового шока – срочные меры.
Полный текст с выступлением более чем десятка спикеров читайте в следующем номере «Коммерческих вестей» от 23 июня.
Фото © стоп-кадры онлайн-трансляции