Запчасти в среднем уже подорожали от 30%, и непонятно, чья это вина – поставщика, дистрибьютора или еще кого-то в цепочке продаж.
Касательно происходящей ситуации на авторынке. Ни один дилер в Омске на текущий момент не испытывает критических проблем с поставками автомобилей. Заявленные ограничения пока не претворены в жизнь, и не исключено, что не будут. Есть приостановка отгрузок у Lada, Skoda, VW, да, решаются вопросы с производителями, однако на складах их автомобили по-прежнему есть и у дилеров, и у дистрибьюторов. В японской, корейской и китайской группе отгрузки продолжаются, но перебои имели место и в прошлом году, в первых месяцах этого года – они не связаны с текущей политической обстановкой, а исключительно с недостатком полупроводников, о котором мы уже говорили в колонке не раз.
Подчеркну, что проблема отгрузок, о которой сейчас говорят все дилеры, не связаны с прекращением работы брендов на территории как таковой. Никаких разрывов дилерских договоров и деловых отношений между странами и бизнесом это не подразумевает. Дистрибьюторы продолжают работу в штатном режиме с полноценным штатом сотрудников. Омск не исключение, никаких резких мер в плане маркетинга, управления персоналом также не производилось. Китайская группа брендов, напротив, по моим наблюдениям, испытывает энтузиазм по поводу предстоящих продаж.
Цены на автомобили выросли на 10-15%, как и предрекал Автостат. Включение допов осталось у многих дилеров, вопреки всем прогнозам. Конечно, это в том числе сказалось на продажах. Доступность месячных складов сейчас остается на уровне 15-30%, что является достаточно слабым показателем. Безусловно, наблюдается дефицит конкретных моделей конкретных цветов и комплектаций, поэтому надбавки за это неизбежны.
Спрос однозначно упал почти в два раза, у некоторых дилеров – в три. В целом это напоминает ковидную ситуацию апреля 2020 года. Снижение трафика осложнено повышением ключевой ставки, повлекшим повышение ставок кредитных. В прошлом году дилеры около 60% автомобилей продавали в кредит, сделать выводы по поводу потенциальной возможности потребителей приобретать машины – несложно.
Текущая политико-экономическая ситуация оказала критическое воздействие на рост цен на запчасти. Их цена привязана к курсу доллара, это понятно. Однако уже приобретенные детали, лежащие на складах, также реализуются по новой стоимости. В итоге запчасти в среднем уже подорожали от 30%, и непонятно, чья это вина – поставщика, дистрибьютора или еще кого-то в цепочке продаж. В любом случае на эту политику повлиять невозможно.
Переориентация рынка в корейско-китайскую сторону имеет место, но она абсолютно рыночная. Сказывается и общее снижение покупательной способности россиян, в том числе омичей, и ограничение поставок из Европы, и рост качества автомобилей китайских производителей, предлагающих все более интересные продукты с широким ассортиментом по более доступной цене. На мой взгляд, по той же причине «европейцев» поделят «китайцы» и «японцы». У них вызывающий дизайн, отличающийся на фоне европейской классики, интересные технологические решения, доступные цены. Последние 20 лет Европа проигрывает Азии на авторынке, продажи своих производителей больше стимулируются лояльностью и консервативностью европейцев, я уж не говорю о США. В России автовладельцы более искушены, видимо, в отсутствие большого разнообразия собственных брендов.
Ранее колонка была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 марта 2022 года.