Великий роман попытались прочитать языком тела.
Драматические театры в последнее время все чаще ударяются в пластику, да так ударяются, что даже ушибаются. Невербальный язык физического театра кажется постановщикам наиболее выразительным, эмоциональным. В какой-то степени это и погоня за визуальной картинкой, без которой, считается, не может современный зритель.

В общем-то пластический спектакль строится по всем законам драматического театра: в нем есть сюжет, персонажи, предлагаемые обстоятельства, всё – кроме слова. И иногда создается впечатление, что в театрах сегодня уже разучились разговаривать.

Режиссер-хореограф Анна ЗАКУСОВА оставляет и слово. Текст Льва Толстого звучит в ее спектакле «Анна» (16+), и это как раз становится дополнительным и ярким выразительным средством в сочетании с набором пластических «реплик». Можно сказать, что одно подчеркивает другое.

Для Анны ЗАКУСОВОЙ, которая несколько лет назад ставила в Омском академическом театре драмы пластический спектакль «Синяя Борода», а также была хореографом многих других спектаклей, это уже третий подход к роману Толстого. Она ставила «Анну Каренину» в Саратове и в Москве (в Театре на Таганке), но там выступала лишь в качестве постановщика пластики, сейчас она полностью автор спектакля. Хочется сразу сказать, что это не балет, браться за который было бы ошибочно в драматическом театре, а спектакль, построенный на элементах современного танца.

Хорошо зная актеров омского театра, ЗАКУСОВА где-то использует их типажи, но делает это не клишированно – она просто понимает, на что способен тот или иной артист. Поэтому у многих получаются точные образы. Например, Стива Облонский Александра СОЛОВЬЕВА – с одной стороны подкаблучник, с другой – любитель сладострастных интрижек. Немного наивный и упертый Левин Артема ИЛЬИНА с его стремлением к простой и правильной жизни. «Отчаянная домохозяйка» Долли Ольги БЕЛИКОВОЙ. Любящий и страдающий, но носящий все чувства глубоко в себе Каренин Владислава ПУЗЫРНИКОВА.

Чувственность и страстность, которая всегда была свойственна Юлии ПОШЕЛЮЖНОЙ, сейчас тоже как нельзя лучше играет на образ Анны. С самого начала мы ощущаем, что героиня несчастна, хотя и живет жизнью комфортной рядом с обеспеченным мужем. Ее душа жаждет чего-то неясного и, кажется, находит во внезапно вспыхнувшей страсти к Вронскому, но опять ошибается.

Анна, словно в клетке, заперта в своей спальне – достаточно роскошном интерьере, но уже с признаками распада (потолок в углу осыпается). В новом чувстве она не вырывается на свободу, остается все так же заперта, а букеты Вронского, которые он дарит со все большим равнодушием и формальностью, скапливаются в комнате, словно у надгробия.

На роль Вронского режиссер выбрала Тимура МУЛЛИНА, актера с хорошей хореографической подготовкой, но, к сожалению, драматическая и психологическая сторона создаваемого им образа оказалась гораздо слабее. И в спектакле почему-то совершенно не отражено, что Вронский – офицер.

Возможно, постановщику это и неважно. У ЗАКУСОВОЙ получается какая-то обобщенная и вневременная история. В ней больше современных деталей, например, рассказ Долли о семье в жанре стендап или сцены в клубах вместо балов, но есть и отголоски иных эпох и вообще чего-то запредельного. Особенно это ощущается в музыке, специально написанной Кириллом ТАУШКИНЫМ, и в образе Певца-конферансье (Иван КУРАМОВ), олицетворяющего здесь некий фатум. В начале спектакля он выносит игрушечный паровозик и запускает его по закольцованным рельсам, посыпая дорогу снегом. Несмотря на сверкающий эстрадный костюм, он вдруг напоминает мистического мужичка с бородой из сна Анны, который предсказал скорую трагедию.

В спектакле подвижные декорации (художник Юлия ВЕТРОВА). Статичным остается только пространство-коробка, в котором мечется главная героиня. Конечно, если говорить о современном мире, у нее не должно быть таких проблем, отверженности обществом из-за измены мужу. Но дело тут не только в проблемах внешних, а больше – во внутренних, которые бывают у человека во все времена.

Несмотря на то, что уже в самом названии спектакля высвечивается лишь одна героиня (высвечивается она иногда и буквально – направленным на нее безжалостным софитом), это спектакль о жизни вообще. Ведь свой роман Толстой писал в период каких-то экзистенциальных поисков, что отразилось и в образе Левина, в его противоположности Стиве: один относится к жизни потребительски, другой пытается найти объяснение тому, для чего она нам дана. Один охотится, другой засевает поле. И в финале спектакля появляется эта золотая рожь, которая робко прорастала все действие, и где-то там, среди колосьев – уже призрачная фигура Анны…

Значительным минусом постановки является лишь то, что ее образный язык не всегда дает правильное понимание происходящего. И человеку, который не читал роман или хотя бы незнаком с его фабулой, могут быть непонятными какие-то сюжетные линии и даже сам финал. Поэтому перед походом в театр стоит прочитать или перечитать литературное произведение, чтобы оценить его новую сценическую версию.
Фото © Андрей КУДРЯВЦЕВ



