Износ пассажирских автобусов, троллейбусов и трамваев в Омске составил 95,3%
"Коммерческие вести" традиционно представляют читателям очередной документ, как он есть, без купюр и комментариев:
Таким образом, основания для приостановления действия пункта 2 приказа № 95 отсутствуют.
По вопросу об организации проведения конкурса для предприятий городского пассажирского транспорта на основании муниципального задания сообщаю, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона об организации регулярных перевозок пассажиров осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления или муниципальным заказчиком муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, с учетом положений указанного Федерального закона.
Статьей 17 Федерального закона об организации регулярных перевозок пассажиров предусмотрено, что наряду с маршрутами регулярных перевозок по регулируемым тарифам уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
По общему правилу, закрепленному в статье 19 Федерального закона об организации регулярных перевозок пассажиров, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Следует также отметить, что в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальное задание — это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
Согласно статье 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальное задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено оказание услуг по перевозке пассажиров на основании муниципального задания.
При организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах города Омска посредством заключения муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, будет изучен и принят во внимание опыт других регионов.
По вопросу о ситуации, сложившейся на муниципальных предприятиях городского пассажирского транспорта, сообщаю следующее.
В июле 2015 года был принят Федеральный закон об организации регулярных перевозок пассажиров, регулирующий отношения органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и перевозчиков.
В рамках реализации данного Федерального закона приказом директора департамента транспорта Администрации города Омска от 23.03.2016 № 21 утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска (далее — реестр).
В соответствии с реестром регулярные перевозки пассажиров на территории города Омска в настоящее время осуществляют: три муниципальных автотранспортных пассажирских предприятия города Омска, муниципальное предприятие города Омска «Электрический транспорт», Открытое акционерное общество «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2», а также 86 перевозчиков, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом (далее — коммерческие перевозчики).
В реестр включено 203 маршрута (в том числе 174 круглогодичных автобусных маршрута, 9 троллейбусных маршрутов, 6 трамвайных маршрутов и 14 сезонных автобусных маршрутов). По состоянию на 01.12.2016 в соответствии с реестром запланировано осуществление регулярных перевозок с использованием 3583 транспортных средств (в том числе 2597 автобусов малого класса, 125 автобусов среднего класса, 601 автобус большого класса, 39 автобусов особо большого класса, 146 троллейбусов, 75 трамваев).
Из 203 маршрутов, включенных в реестр, по 89 маршрутам осуществляются регулярные перевозки по регулируемым тарифам (1062 транспортными средствами), по 114 маршрутам — по нерегулируемым тарифам (2521 транспортными средствами).
Муниципальные пассажирские предприятия города Омска и Открытое акционерное общество «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» (далее — предприятия ГПТ) осуществляют регулярные перевозки по регулируемым тарифам по 74 маршрутам.
Коммерческие перевозчики осуществляют регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по 114 маршрутам, по регулируемым тарифам -по 25 маршрутам.
С 15.07.2016 вступила в силу статья 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), устанавливающая административную ответственность за нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса в виде наложения административных штрафов. Первые совместные рейды, проведенные с участием сотрудников Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области, отдела ГИБДД УМВД России по городу Омску, Управления государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, департамента транспорта Администрации города Омска (далее -совместные рейды) в целях выявления правонарушений, административная ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 11.33 КоАП РФ, дали положительные результаты.
Сократилось количество транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров при отсутствии карт маршрутов регулярных перевозок, в результате чего увеличился пассажиропоток в транспортных средствах, осуществляющих регулярные перевозки по картам маршрутов регулярных перевозок, в том числе в муниципальном транспорте, что позволило предприятиям ГПТ уже в июле получить дополнительные доходы. К началу августа 2016 года рост доходов составил 10 процентов.
Однако в настоящее время на предприятиях ГПТ имеется ряд обстоятельств, которые не позволяют сохранять тенденцию увеличения доходов, а также негативно сказываются на качестве транспортного обслуживания населения города Омска и в целом на развитии регулярных перевозок в городе Омске.
Предприятия ГПТ оказались в тяжелом финансовом положении. В связи с необеспеченностью предприятий ГПТ собственными доходами растет кредиторская задолженность, в том числе по уплате налогов в бюджет, увеличивается число подвижного состава с истекшим сроком эксплуатации. Износ транспортных средств составляет 95,3 процента. При этом 477 автобусов из 669 единиц списочного количества эксплуатируется 10 и более лет, 76 троллейбусов из 149 единиц — более 15 лет, 77 трамваев из 90 единиц — более 20 лет.
В результате износа подвижного состава и отсутствия возможности его обновления сокращается списочное количество подвижного состава предприятий ГПТ: с 2010 года сокращение составило 419 единиц с учетом приобретения в 2013 -2014 годах 51 автобуса и 10 троллейбусов и введения в 2016 году в эксплуатацию нового трамвая.
Сложная финансовая ситуация обусловлена и тем, что на протяжении нескольких лет предельные тарифы на перевозку пассажиров устанавливались Региональной энергетической комиссией Омской области ниже себестоимости перевозки.
В 2015 году средний тариф на перевозку одного пассажира предприятиями ГПТ составил 21,45 руб., при себестоимости — 25,13 руб. В результате несоответствия предельного тарифа и себестоимости перевозки с учетом выполненного в 2015 году объема перевозок (99,6 млн. пассажиров) у предприятий ГПТ сложился убыток в размере 366,6 млн. руб., в связи с чем резко увеличилась кредиторская задолженность. При этом субсидии на компенсацию недополученных доходов были предоставлены в 2015 году перевозчикам в полном соответствии с фактически недополученными доходами с учетом установленных предельных тарифов.
По состоянию на 01.12.2016 просроченная кредиторская задолженность предприятий ГПТ составила 345,7 млн. руб., в том числе:
— по уплате налогов и взносов во внебюджетные фонды в сумме 275,4 млн. руб.;
— по оплате потребленных горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ) в сумме 53,1 млн. руб.;
— по оплате тяговой электроэнергии в сумме 17,2 млн. руб.
В бюджете города Омска на 2016 год предусмотрены следующие финансовые средства:
— на компенсацию недополученных доходов от предоставления льгот при оплате проезда некоторым категориям граждан (далее — льгота) в сумме 49,9 млн. руб.;
— на компенсацию недополученных доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержки при оплате проезда (далее — мера соцподдержки) в сумме 376,8 млн. руб., в том числе 301,8 млн. руб. — на компенсацию мер соцподдержки, предоставленных пассажирам общественного транспорта в текущем году, и 75,0 млн. руб. — на оплату задолженности по компенсации мер соцподдержки за 2012 — 2014 годы.
Дефицит бюджетных средств на компенсацию мер соцподдержки до конца текущего года составит 94,7 млн. руб.
По состоянию на 05.12.2016 перед предприятиями ГПТ имеется задолженность бюджета города Омска по компенсации недополученных доходов за период 2012 — 2014 годов в размере 83,0 млн. руб.
В настоящее время решен вопрос об увеличении бюджетных ассигнований на компенсацию предприятиям ГПТ мер соцподдержки в размере 25 млн. руб. до конца 2016 года.
В проекте бюджета города Омска на 2017 год предусмотрены ассигнования на компенсацию недополученных доходов на общую сумму 325,0 млн. руб., в том числе на компенсацию недополученных доходов от предоставления льгот -73,9 млн. руб., на компенсацию межтарифной разницы -251,1 млн. руб.
Учитывая предельный дефицит бюджета города Омска, увеличить размер ассигнований для компенсации перевозчикам недополученных доходов от предоставления мер соцподдержки сверх предусмотренных в проекте бюджета города Омска на 2017 год в настоящее время не представляется возможным. Вопрос выделения дополнительных ассигнований на указанные цели будет рассматриваться в ходе исполнения бюджета в 2017 году.
Сложная ситуация складывается и с кадровым обеспечением предприятий ГПТ.
Укомплектованность водительским и кондукторским составами крайне низкая и на 01.12.2016 составляет по водителям 1,35 человека на одну единицу подвижного состава, по кондукторам 1,34 человека на одну единицу подвижного состава.
Причинами низкой укомплектованности водительским и кондукторским составами являются:
— низкая заработная плата;
— тяжелые и вредные условия труда водителей и кондукторов;
— высокий процент износа подвижного состава.
Повышение тарифных ставок на предприятиях ГПТ было произведено с 01.02.2016 на 10 процентов.
За 10 месяцев 2016 года по предприятиям ГПТ среднемесячная заработная плата на одного работающего составила 19 158 руб., в том числе на одного водителя — 26 270 руб., на одного кондуктора — 13 968 руб.
Для стабилизации работы предприятий ГПТ разработаны и осуществляются мероприятия, направленные на повышение эффективности работы и сокращение расходов предприятий. За 10 месяцев 2016 года выполнены мероприятия по сокращению расходов на общую сумму 51 млн. руб., до конца текущего года указанная сумма увеличится и составит около 60 млн. руб.
Для обеспечения доходами предприятия ГПТ оказывают различные платные услуги. За истекший период 2016 года общая сумма прочих доходов предприятий ГПТ составила 110,2 млн. руб., до конца текущего года указанная сумма увеличится и составит около 130 млн. руб.
Следует отметить, что, несмотря на проводимые мероприятия, по итогам деятельности предприятий ГПТ за 2016 год недостаток средств для осуществления текущей деятельности и оплаты кредиторской задолженности составит 379,7 млн. руб.
Кадровые службы предприятий проводят работу по привлечению и закреплению на предприятиях ГПТ работников. Кроме того, запланированы мероприятия по повышению квалификации работников муниципальных пассажирских предприятий города Омска, проведению конкурсов профессионального мастерства, улучшению условий труда и отдыха водительского и кондукторского составов.
В целях сокращения и исключения в дальнейшем работы транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров при отсутствии карт маршрутов регулярных перевозок, в Администрации города Омска 01.12.2016 состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Организация пассажирских перевозок на территории города Омска. Проблемы и пути их решения», на котором присутствовали представители органов исполнительной власти, Омского городского Совета, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в настоящее время осуществляющие регулярные перевозки по маршрутам в соответствии с реестром. По результатам работы «круглого стола» принято решение об увеличении количества совместных рейдов в целях проверки соблюдения перевозчиками требований действующего законодательства в сфере осуществления регулярных перевозок.
По результатам проведенных в течение 2016 года совместных рейдов по выявлению фактов административных правонарушений в сфере транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в городском сообщении сотрудниками Управления Федеральной налоговой службы по Омской области в отношении коммерческих перевозчиков составлено 100 актов, сотрудниками отдела ГИБДД УМВД России по городу Омску — 407 протоколов об административных правонарушениях, сотрудниками Управления государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта — 364 протокола об административных правонарушениях, сотрудниками департамента транспорта Администрации города Омска подготовлены и направлены уведомления о досрочном расторжении договоров об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования в связи с неисполнением условий ранее заключенных договоров 22 коммерческим перевозчикам по 17 маршрутам.
Кроме того, принятие Федерального закона об организации регулярных перевозок пассажиров, в том числе дополнение КоАП РФ статьей 11.33, позволило разработать мероприятия, направленные как на развитие регулярных перевозок пассажиров на территории города Омска в целом, так и на развитие муниципального пассажирского транспорта.
В соответствии с требованиями Федерального закона об организации регулярных перевозок пассажиров постановлением Администрации города Омска от 15.06.2016 № 735-п утвержден документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок на период до 2020 года (далее — документ планирования).
С целью увеличения доли пассажирских перевозок предприятиями ГПТ документом планирования с января 2017 года запланированы мероприятия по сокращению 28 дублирующих муниципальных маршрутов регулярных перевозок, на которых в настоящее время организована работа порядка 500 транспортных средств.
Для увеличения количества транспортных средств на отдельных участках улично-дорожной сети и обеспечения транспортной доступности для жителей микрорайонов, где будут отменены муниципальные маршруты регулярных перевозок, с января 2017 года предусмотрено изменение схем движения 25 действующих маршрутов, что позволит обеспечить транспортное обслуживание населения и укомплектовать утвержденные маршруты более вместительным подвижным составом с обеспечением комфортного интервала движения на маршруте.
В результате мероприятий по оптимизации городской маршрутной сети увеличится пассажиропоток в транспортных средствах, в том числе в муниципальном транспорте, что позволит пассажирским предприятиям получить дополнительные доходы порядка 150 млн. руб. в год и улучшить их финансовое состояние.
Обновление маршрутной сети будет способствовать созданию необходимых экономических условий для развития городского пассажирского транспорта в целом и сохранения муниципального транспорта.
В 2017 году предусмотрено проведение комплекса мероприятий по формированию оптимальной для города Омска маршрутной сети с учетом сформировавшихся пассажиропотоков, определение необходимого количества подвижного состава по видам и классам транспортных средств для обеспечения качественного и эффективного транспортного обслуживания населения города Омска с заменой подвижного состава на более вместительный подвижной состав.
При формировании новой маршрутной сети приоритет для работы на центральных магистралях города будет отдан подвижному составу большого класса, в том числе электрическому транспорту (троллейбусам). Регулярные перевозки по подвозящим маршрутам на периферийных территориях будут осуществляться автобусами малого и среднего классов.