"Наиболее перспективной концептуальной идеей развития Омска видится концепция «Умный город».
Ровно 30 человек выступили в рубрике «Если бы мэром Омска стал я». Большинство из них и не собирались баллотироваться в мэры. Как люди не равнодушные и живущие в нашем городе, они поделились тем, что, на их взгляд, можно сделать на муниципальном уровне власти, дабы Омск стал лучше, позитивнее, инвестиционно привлекательнее, комфортней для жителей. Но пока длился проект, появились и реальные кандидаты в мэры, уже официально зарегистрированные комиссией по отбору кандидатов на должность мэра. Их программы опубликованы на сайте горсовета. Мы представляем читателям эти программы традиционно целиком и без изъятий – как документы. Каждый день – по одной программе. Начинаем с самой большой – на 22 страницах – представленной заместителем председателя правительства Омской области Станиславом ГРЕБЕНЩИКОВЫМ:
Общая оценка ситуации
Город Омск — восьмой по численности населения город-миллионник России с богатейшей историей и своими традициями. В этом мы убедились в период празднования 300-летия Омска, когда отчетливо проявились как сильные стороны мегаполиса, его социально-экономические преимущества, так и недостатки организационного потенциала и инфраструктуры.
К сожалению, в последние годы в глазах омичей и российских граждан сформировался отрицательный образ г. Омска. В этом есть и объективные предпосылки, и недостаточно справедливые суждения. Город воспринимается как неухоженное поселение с призрачными перспективами развития, разваливающейся инфраструктурой и мигрирующей молодежью. Отчасти эта информация подтверждается статистическими и социологическими данными. Исследование миграционных ожиданий показало, что 38% жителей Омска не исключают возможности переезда в другой город, среди молодежи эта цифра еще больше — 44,2%. Такая ситуация представляет сегодня, пожалуй, главную угрозу для развития города, что может обернуться катастрофическими последствиями в ближайшие 5-7 лет.
Вместе с тем, объективный анализ свидетельствует, что по многим показателям социального и экономического развития город прочно удерживает средние позиции и позиции выше среднего в рейтингах. Так, Омск занимает 4 место по развитию промышленности, 3 место по развитости культурной среды (театры, кинотеатры, музеи и др.), 4 место по развитости спортивной инфраструктуры на одного жителя, 8 место по развитию системы образования, 17 место по интегральному показателю уровня жизни населения (занятость, соотношение зарплаты и уровня цен, доля бюджета на социальные нужды и др.). Индекс человеческого капитала (качество человеческих ресурсов региона) — 17 место, 8 место по рождаемости. В целом в рейтинге социально-экономического положения Омск занимает 28 место среди всех регионов России (инвестиции, промышленное производство, розничный товарооборот, реальные денежные доходы и др.).
Очевиден разрыв между объективным состоянием дел и субъективным восприятием жителями ситуации и перспектив развития города.
Весь период формирования местного самоуправления в г. Омске сопровождался острым противостоянием областной власти и администрации областного центра. Объективной причиной такого противостояния стало ярко выраженное противоречие между локализацией источников дохода областного бюджета на территории города и концентрацией функции по их администрированию вне управления городом. Объем доходных источников, предоставляемых предприятиями областного центра в региональный бюджет, составляет около 90% всех его доходов, что даже в сравнении с другими крупными городами, выглядит рекордной величиной. Вместе с тем, даже по сравнению с другими сибирскими городами аскетизм бюджета областного центра особенно очевиден: 34 млрд. руб. — в Новосибирске, 26 млрд. руб. -в Красноярске, только 13 млрд. руб. — в Омске. Доходная часть бюджета Омска не соответствовала реальному объему социально-экономических обязательств, закрепленных за городом федеральным законом о местном самоуправлении. Напряженная финансовая составляющая межбюджетных отношений сопровождалась недоверием между региональными и городскими субъектами управления, несогласованностью приоритетов развития, недостаточной эффективностью управления активами города.
Особенностью омского региона является то, что основная часть всех процессов и результатов сконцентрирована в областном центре. Этим и отличается г. Омск от своих соседей. Так, в областном центре проживает почти 60% населения региона, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в обрабатывающей сфере — 90,8%, оборот розничной торговли — 88,6%. В 2015 году на территории города произведено почти 88,3 % объема промышленной продукции региона и 91,9% объема строительных работ и услуг.
Такая сверхконцентрация в областном центре отражается на повышенной обремененности социальными обязательствами, что должно соответствующим образом отражаться в программах развития региона, в партнерских отношениях субъектов управления города и области.
Наряду с ограниченностью бюджетных ресурсов, можно констатировать неэффективное использование активов города, не вполне обоснованную распродажу муниципального имущества, ошибки градостроительной политики администрации в последние годы. Возникают вопросы обоснованности продажи муниципальных земель под застройку при отсутствии контроля за целевым их использованием.
Следствием ряда бизнес-проектов, реализованных в областном центре с 2000-х годов, стала деградация городской среды, проявляющаяся в беспорядочности городской застройки, масштабном истреблении зеленых зон города, запущенности городских транспортных сетей. Генеральный план города, определяющий перспективы застройки городской территории, безнадежно устарел, что позволяет достаточно свободно судам разрешать споры по возведению в городе объектов вопреки воле большинства населения. Отсутствует ответственность юридических и должностных лиц за нарушение правил благоустройства территории.
Негативной тенденцией развития города в постсоветский период стала стремительная утрата Омском имиджа города-сада, который был визитной карточкой региона в 70-е годы. В это время на каждого омича приходилось до 67 кв. м. зеленых насаждений, в т.ч. насаждений общего пользования — 42,3 кв.м. В настоящее время в Омске даже не обеспечивается требование Свода правил и утвержденных Региональных нормативов градостроительного проектирования, требующих на каждого человека 16 кв.м зеленых насаждений. Существующий показатель составляет 15,2 кв.м/чел. За последние 25 лет площадь зеленых насаждений общего пользования в городе сократилась более чем на треть.
Ухудшение условий проживания, снижение интереса инвесторов к реализации перспективных проектов на территории региона, неспособность местных органов власти к созданию благоприятных условий для местного бизнеса привели к нарастанию негативных тенденций в развитии города и утрате прежних стратегических позиций. Реакцией на это стал уход за пределы региона ряда ведущих компаний, а также заметное сокращение инвестиций в производственную базу Прииртышья.
Определенным вызовом для г. Омска стало и усиление соседних регионов с их столицами — Екатеринбургом, Тюменью и Новосибирском. Настораживает тот факт, что миграционные потоки из Омска переориентируются именно в соседние города, что снижает барьеры при принятии решений о переезде.
В целом среди управленческих просчетов прошлых лет можно назвать следующие:
• непроработанность технологии исполнения управленческих функций по результатам за счет использования программных принципов расходования бюджетных ресурсов;
• бюрократизм управления, связанный с неповоротливой 6-уровневой структурой организации, не позволяющей действовать в соответствии с выработанными приоритетами;
• отсутствие эффективной системы стратегического планирования, предназначенной для формирования приоритетов развития территории и закреплении степени ответственности за исполнением этих приоритетов должностных лиц;
• малоэффективная работа с общественностью города, общественными организациями, бизнес-структурами, проявляющаяся в достижении явно выраженных результатов, полученных вследствие эффективной работы администрации с этими организациями;
• низкая эффективность участия города в межбюджетных трансфертах и участия в федеральных программах.
Тем не менее, у города Омска есть сильные стороны, которые нуждаются в экспертизе, поддержке и развитии.
1. По объему промышленного производства на душу населения, как и в предыдущие годы, город Омск по итогам 2015 года занял второе место (после города Уфы) среди городов-миллионников РФ (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга).
2. Экономически активное население города отличается высокой квалификацией, практически оптимальной половозрастной структурой, соответствующей направлениям экономического и социального развития отраслей.
3. Город имеет инженерно-техническую инфраструктуру, обеспечивающую омичей сравнительно качественной водой, газом и теплом.
4. Важнейшим преимуществом города является его географическое расположение, позволяющее Омску стать своеобразным центром меридиональной коммуникации между юго-восточным вектором российской торговой политики и ресурсной базой Арктики. Город имеет все шансы оказаться на пути масштабных транспортных грузоперевозок, став крупным логистическим центром на юго-восточных рубежах нашей Родины.
5. Перспективной в нынешних условиях представляется сельскохозяйственная специализация Омской области, стимулирующая создание на территории областного центра рентабельных перерабатывающих производств. Животноводство и растениеводство должны стать важнейшей основой в развитии этого направления, где у региона накоплен полезный опыт. Город Омск может стать индустриальным центром для развития сельского хозяйства региона.
6. Стратегически значимым направлением развития города может стать машиностроительная отрасль, сформированная на базе предприятий ОПК. Успех развития омского машиностроения не в последнюю очередь будут определять конкретные инновационные разработки, для формирования которых необходимо создать эффективный механизм партнерства.
7. Город Омск имеет развитую социальную инфраструктуру, которая при умелом обращении вполне способна оказать позитивное влияние на развитие региона в целом и города Омска в частности. Одним из недооцененных ресурсов в развитии города и региона являются высшие учебные заведения, организации среднего профессионального образования, которые должны стать ведущими «градообразующими предприятиями». Ведь именно они определяют большую часть миграционного притока в областной центр, могут стать научно-исследовательскими лабораториями и учебными комбинатами в рамках реализации приоритетных направлений развития города, центрами кластерного развития региональной экономики.
Отмеченный потенциал и проблемы являются основой для определения векторов развития г. Омска на ближайшие 5 лет.
ВЕКТОР 1. Качество жизни омичей
В последние годы развитие города было акцентировано на формирование инфраструктуры (строительство мостов, обводных дорог, реконструкция дорожного покрытия и др.) Бесспорно, это развивает городскую среду. Однако пришло время сместить акценты на нужды каждой конкретной семьи, каждого омича. Качество жизни горожан, удобство и комфорт семей следует ставить высшим приоритетом в развитии города.
В 2016 году в рейтинге российских регионов по качеству жизни наш город занял лишь 52 место. Для сравнения в 2015-м мы были на 37-м месте.
Один из ключевых параметров качества жизни — это соотношение доходов и совокупность благ, которое житель может на них приобрести. Индекс потребительских цен на товары и услуги в августе 2016 года составил 105,4%. Вместе с тем, реальные располагаемые денежные доходы населения уменьшились на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть даже с учетом роста номинальной заработной платы покупательская способность населения города снизилась. В связи с этим необходимо, с одной стороны, усиливать политику обеспечения низких цен на товары и услуги омского производства, а с другой стороны, стимулировать экономическую активность бизнеса и создание высокооплачиваемых рабочих мест.
Качество жизни семьи — это во многом доступность и комфорт жилья. За 2016 год в Омске введено в эксплуатацию 630 тыс. кв. м. жилья, за 2015 год — 576 тыс.кв.м. Строительная индустрия демонстрирует прирост сданных объемов. Цена квадратного метра снижается, и Омск занимает 8 место по городам России (и 3-е среди городов-миллионников) по цене квадратного метра в новостройке. Но из-за низкой покупательской способности населения темпы продаж недвижимости существенно упали, что серьезно повлияло на экономическое положение строительных организаций. Задача видится в том, чтобы в сложных экономических условиях сохранить строительную индустрию, в том числе через создание инфраструктурных объектов. С другой стороны, решение проблемы доступности жилья сводится к обеспечению платежеспособного спроса со стороны населения города: необходимо обеспечить организационное содействие ипотечному кредитованию, участие в федеральных программах по поддержке молодых семей и высококвалифицированных специалистов предприятий оборонного комплекса.
Обеспечив себя жильем и предметами первой необходимости, семья сталкивается с другими потребностями, которые образуют так называемую социальную сферу. Первая ее составляющая — это дошкольное образование.
В дошкольном образовании была решена проблема с количеством мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей в возрасте от 3 лет и старше. За период 2014-2016 г.г. в городе было введено в эксплуатацию 12 дошкольных образовательных учреждений. До сих пор остается открытым вопрос обеспеченности местами детей до 3 лет. Сейчас на 100 мест в детском саду приходится 111 детей. Такая ситуация требует дополнительных инвестиций в данную сферу, которые могут быть достигнуты только совместными усилиями города и области.
Следующий актуальный вопрос для молодой семьи — это потребность в школьном обучении ребенка. На начало 2016 года количество учеников омских школ составило более 105 тыс. человек и ежегодно растет. Прогнозное увеличение численности школьников до 2025 года составит около 20 тыс. чел. На сегодня в городе 153 школы. С учетом перехода на односменное обучение и реконструкции действующих школ, потребуется строительство минимум 25 новых средних общеобразовательных организаций. В этих условиях развитие школьного образования должно идти путем формирования образовательно-педагогических комплексов, сочетающих в себе дошкольную подготовку, школьное образование и дополнительное образование детей. Эта задача решается в рамках федеральной программы, но требует софинансирования региона и города, корректного оформления заявочных документов.
Общее всестороннее развитие граждан нашего города определяется также культурной средой, которая формирует образ жизни молодой семьи, обеспечивает здоровый полноценный досуг и обогащает личность.
Исторически Омск славится своими культурными традициями. Требуется создание системы программно-проектного финансирования объектов культуры. Потенциал развития сферы кроется в четких взаимодействиях управления культурой города и области.
Нам нужно системно управлять молодежной политикой как ключевым драйвером развития культуры. Однако показатели в части молодежной политики не такие позитивные. В связи с реорганизацией муниципальных учреждений сферы молодежной политики в 2015 г. произошло уменьшение количества молодежи, воспользовавшейся социальными услугами на 65%.
Одним из существенных резервов развития является увеличение количества культурно-массовых мероприятий, создание общегородских и локальных культурных событий, которые станут центрами притяжения молодежи. За последние несколько лет были сделаны первые шаги на пути к этому: проводились городские пикники, фестивали, тематические праздники. Администрация города должна всячески способствовать становлению таких культурных традиций общества. Делать это нужно через развитие инфраструктуры, строительство открытых площадок, парков, пешеходных зон, поддержку в организации развлекательных и спортивных мероприятий, творческих мастерских и др. Необходимо решить вопрос о создании культурных пешеходных зон на реконструируемых улицах.
Невозможно переоценить влияние на качество жизни экологической обстановки в городе. В последние несколько месяцев эта тема стала наиболее остро обсуждаемой в кругах омской общественности. Проблема выбросов в атмосферу химических отходов переведена уже на уровень федерального Росприроднадзора. В экологическом рейтинге городов Омск за последние годы потерял свои позиции. В 2014 году Омск находился на 10 месте, в 2015 году — на 27 месте, а в 2016 году мы оказались уже на 46 месте.
При всей высокой технической оснащенности служб надзора за экологической ситуацией остается проблема кадрового обеспечения служб и соблюдения нормативов экологического контроля. Со стороны города должно быть жесткое администрирование выполнения службами своих обязанностей, ужесточение наказания руководителей предприятий, ответственных за нарушения экологических нормативов.
Одна из важных экологических задач — это озеленение города. Необходимо прекратить беспорядочную вырубку зеленых насаждений, реконструкцию проводить с учетом регенерации зеленых насаждений и перспектив механизированного обслуживания «зеленого хозяйства». В том числе это касается разработки и утверждения стандартов благоустройства придомовых территорий новостроек. В каждом административном округе должны быть созданы развитые объекты парковой инфраструктуры, при этой парки и скверы необходимо проектировать тематическими, чтобы отражать интересы всех социальных групп жителей и гостей города.
Очевидно, что в сегодняшних реалиях задача повышения качества жизни омичей является очень амбициозной и сложной. Требуется системная работа по всем фронтам, учет интересов всех категорий граждан. Однако мы видим, что город обладает необходимой ресурсной базой, организационным, кадровым и культурным потенциалом для воплощения в жизнь этих планов.
ВЕКТОР 2. Городская среда и городское хозяйство
Градостроительная деятельность является одним из основных инструментов управления развитием территорией города, основополагающим предназначением муниципалитета. Генеральный план города Омска, утвержденный решением Омского городского Совета № 43 от 25 июля 2007 года, изменялся в последующие годы в основном под потребности точечной застройки отдельных инвесторов. Необходимо актуализировать Генплан, сместив акцент на комплексные микрорайонные застройки, ужесточив требования к застройкам в соответствии с архитектурными требованиями, разработать программу администрирования и общественного контроля за его реализацией. Совместно с Правительством Омской области нужно продолжить работу по созданию инвестиционных программ и обеспечения инфраструктурных преференций для инвесторов строительства жилья и других объектов города. Необходимо тщательно контролировать соблюдение очередности выполнения ремонтных работ и осуществление капитального ремонта.
Для придания городу современного облика следует строго администрировать правила размещения рекламных материалов и атрибутики объектов, упорядочить размещение малых торговых объектов. Рекламные конструкции должны грамотно вписываться в облик городского пространства и не противоречить эстетическим и архитектурным нормам. Внедрение единого архитектурного стиля придаст завершенность архитектурным образам микрорайонов и общему впечатлению от города в глазах туристов.
В связи со всем вышеперечисленным считаю необходимым: противодействовать тенденциям беспорядочной застройки, развивать принцип комплексной застройки территории; повысить роль плановых документов в развитии города; закрепить ответственность органов местного самоуправления ежегодно отчитываться по конкретным показателям графика реализации долгосрочной стратегии города; повысить роль общественности в организации публичных чтений и принятии ключевых градостроительных решений.
Благоустройство города -задача, которая обеспечивает внешнее восприятие городской среды, решалась в последние годы совершенно неудовлетворительно. На основе стратегических планов развития этих территорий необходимо создать условия для эффективной системы уборки мусора и бытовых отходов, снегоудаления, газификации, строительства и реконструкции тротуаров и проездов. Особое внимание должно быть уделено частному сектору города.
На основе создания материальных, административных, экономических и организационных механизмов следует развивать культуру обращения с твердыми бытовыми отходами и мусором, в том числе по раздельному их сбору обеспечить город соответствующими станциями и логистическими объектами. На данный момент ситуация со сбором и хранением бытовых отходов крайне сложна. Фундаментальное изменение ситуации возможно только с постройкой и введением в эксплуатацию полигона по переработке мусора. Требуется разработать Карту чистоты города, предусматривающую схему, порядок и технологии механизированной уборки территорий на основе стандартизации размеров площадей и эффективного использования современной техники.
Ещё одно направление, требующее к себе приоритетного пристального внимания, — неудовлетворительное состояние и недостаточное количество бордюров, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, работа ливневых канализаций. Особенно болезненно это воспринимается жителями города в осенне-весенний период. Необходимо радикально изменить ситуацию, привлекая для этого федеральные, региональные и городские ресурсы, ресурсы предприятий и организаций города.
Предлагается разработать с учетом мирового опыта и настойчиво реализовывать на практике стандарты благоустройства дворов, предусматривающие нормы размещения детских площадок, зон отдыха для жителей, спортивные сооружения и др. Особое внимание необходимо уделять качеству благоустройства придомовых территорий с учетом этих стандартов в строящихся домах, реализовывать принцип гарантийного обслуживания застройщиком и усиления контроля со стороны административно-технических комиссий, выступить с законодательной инициативой по закреплению стандартов благоустройства дворов и парковочных мест на уровне региона.
Практика централизации управления благоустройством, сложившаяся в последние годы в г. Омске, доказала свою несостоятельность. В каждом городском округе должны быть созданы условия для оперативного решения проблем благоустройства с созданием соответствующей материальной базы и системы управления, координации действий между городом и округами.
По мнению омичей, остро стоят вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Это обусловлено тем, что данная сфера отражает состояние экономики муниципалитета и уровень жизни горожан. В 2014 году город занимал 19 место в рейтинге регионов по доле расходов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Доля затрат на жилищно-коммунальные услуги в потребительских расходах на человека в Омске в 2015 году составляла 15,2%, а в 2016 году уже 18,65%, что подтверждает динамику снижения уровня жизни и рост тарифов.
На данный момент в нашем регионе зарегистрировано 214 управляющих компаний, имеющих право вести управление многоквартирными домами. Для сдерживания тарифов необходимо усилить контроль за деятельностью управляющих компаний через механизмы жилищного надзора, поддержку работы жилищных инспекций и администрирования обращений граждан в целях защиты интересов населения перед ресурсоснабжающими и управляющими компаниями. Нуждается в корректировке система информирования и просвещения населения по вопросам ЖКХ.
Необходимо создать общественно-аналитическую группу с участием ученых, экономистов, общественных структур и других экспертов для реальной оценки функционирования городской системы ЖКХ. На этой основе разработать комплекс мер по общественному контролю и организационным механизмам управления. Также необходимо повысить ответственность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний за результаты своей деятельности и закрепить эти обязательства в специальном документе.
На протяжении последних лет одним из острых вопросов для омичей являются дороги. Площадь улично-дорожной сети с асфальтобетонным покрытием, обслуживаемой Администрацией города Омска, в 2014-2015 гг. составляла 9 594,7 тыс.кв.м. Наши усилия нужно направлять на то, чтобы ни один из этих квадратных метров не остался без внимания.
Привлечение финансирования на обновление дорожной сети возможно, как и для остальных направлений, только при тщательном планировании и наличии всей информации о состоянии инфраструктуры. Нужно ускорить работы по внесению неучтенных дорог в кадастр, составить долгосрочный план по ремонту работ.
Сдвинулась с мертвой точки проблема финансирования ремонта и строительства дорог. В 2016 году город Омск получил 1 млрд. 690 млн. рублей, на эти средства в городе отремонтировали 1 млн. 200 тысяч квадратных метров дорожного полотна, что составило более 10% общей площади улично-дорожной сети. Но уже в конце года вставал вопрос о качестве этого ремонта. Есть все основания говорить, что в последующие годы финансирование не уменьшится. Необходимо планомерно и последовательно вывести дорожное хозяйство на современный уровень состояния и качества, поэтапно перераспределять акценты на финансирование содержания дорог и качественной их уборки. Это потребует внесения изменений в Генплан развития г. Омска в части планирования дорожной сети.
Развитие транспортной инфраструктуры необходимо осознать как фактор развития региона. Наука подтверждает: чем лучше развит транспорт, тем выше конкуренция рабочей силы и активность экономической деятельности, тем больше возможностей для улучшения условий и повышения уровня жизни населения города. Между тем, по развитию транспортной сети Омск в 2016 году находился на 99 месте в рейтинге российских городов. С 2012 года в Омске цены на проезд увеличились более чем в два раза (с 11 до 22-25 рублей), при этом цены на топливо поднялись на 20%. Такого скачка не наблюдается ни в одном сибирском регионе.
Необходимо на основе тщательного анализа найти паритет между муниципальным и частным транспортом. Главный критерий — транспорт должен стать доступным, качественным и удобным для горожан. Не нужно забывать о развитии электротранспорта, обеспечив его функционирование новой инфраструктурой, позволяющей осуществлять многоэтапные поездки граждан в комфортных условиях и по доступным тарифам. А это значит, что в ближайшее время нужно разработать схему транспортного обслуживания населения на основе современных методов оценки пассажиропотоков. Установить долгосрочные правила работы муниципальных и частных транспортных компаний, что позволит осуществлять стратегическое поэтапное развитие транспортного обслуживания в соответствии с современными стандартами.
ВЕКТОР 3. Бизнес, промышленность, малые предприятия
Развитие города и повышение уровня жизни его населения невозможно без активной экономики и роста основных производственных показателей. Омск является одним из крупнейших производственных центров России. На начало 2016 года по объёму отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам экономической деятельности по крупным и средним организациям (в расчете на душу населения) Омск занял 2 место в стране среди городов-миллионников. Наряду с нефтехимическим производственным комплексом, в Омске успешно развивается машиностроительный кластер. Многие предприятия, находящиеся на территории города, входят в крупные федеральные холдинги, которые имеют ресурсы для значительных объемов инвестиций. Благоприятные условия для развития промышленности и крупного бизнеса в целом подкрепляются также и развитой научно-исследовательской базой Омска. В нашем городе функционирует множество НИИ, конструкторских бюро, базовых кафедр технического направления при ВУЗах. Омский регион традиционно славится сильной профессиональной подготовкой инженерно-технических кадров, а значит, и высоким интеллектуальным потенциалом.
Однако по показателю инвестиции в основном капитале (в расчете на душу населения) в рейтинге городов-миллионников мы занимаем предпоследнее место. По итогам 2016 г. индекс промышленного производства оказался равен 97,1%. Таким образом налицо и негативные тенденции развития отрасли.
Для сохранения лидирующих позиций промышленности и наращивания темпов производства необходимо осуществлять государственную и муниципальную поддержку предприятий. Существуют различные варианты взаимодействия администрации с бизнесом. Один из наиболее перспективных — это партнерские социальные программы. Многие представители крупного бизнеса сегодня участвуют в поддержке отдельных социальных проектов. Однако для обеспечения эффективного использования данных средств мы должны перейти к выработке стратегии и планированию социально значимых проектов и программ, оценке их результатов. А это является задачей муниципальной власти как интегратора сферы социального развития. Только в этом случае мы сможем в результате наблюдать продуктивные социальные инвестиции. Задача власти в этом вопросе -заинтересовать бизнес встречными мерами поддержки.
Поддержка бизнеса в виде налоговых льгот и инфраструктурного обеспечения — это путь к привлечению масштабных инвестиций в город. Следует совместно с региональными органами управления проработать вопрос о возможности создания свободной экономической зоны на территории Омска. Помимо создания благоприятных условий для инвесторов, нашей задачей будет всесторонняя работа с ними в плане информирования и обоснования преимуществ развертывания производства на омских территориях.
Наряду с крупной промышленностью в контексте экономического развития города нельзя не сказать про тенденции и перспективы малого и среднего бизнеса. Однако в этом направлении сильны негативные тенденции. Только за январь 2017 года ликвидировались или «переехали» в другой регион страны 1962 организации, встали на учёт по Омской области 327 фирм. Несмотря на наличие программ поддержки, имеющиеся тенденции говорят о том, что малый и средний бизнес сталкивается с серьезными проблемами, которые преодолевает с трудом. Одна из них — снижение объемов реализации, вызванное общим снижением покупательской способности населения города. В этих условиях сложно ожидать существенного роста предпринимательской активности населения (в том числе молодежи).
Поэтому организационная поддержка малого и среднего бизнеса в Омске приобретает сегодня особую актуальность. Необходимо работать на повышение конкурентоспособности омских компаний на региональном и национальном рынке труда, в том числе, через выставочное и RP-продвижение их брендов; создать механизмы снижения риском административного давления, создания равных условий для всех предпринимателей; оперативное и прозрачное сопросождение подготовки и выдачи разрешительных документов.
Взаимовыгодные партнерские программы, совместное инвестирование в социальные объекты, регламентированные отношения с контрольными органами и поддержка цивилизованной конкуренции — вот залог экономического развития города Омска.
ВЕКТОР 4. Бюджет и управление городом
Эффективное управление городом начинается с эффективного управления его финансами. Для этого, как и в бюджетах коммерческих организаций или семейном бюджете, необходимо чётко обозначить приоритетные направления.
По итогам 2015 года наш город оказался на 13 месте из 13 возможных среди российских городов-миллионников по бюджетной обеспеченности, доходам и расходам бюджета. Исполнение бюджета Омска за 2016 год составило: доходы — 16,7 млрд рублей, расходы — 17,5 млрд. Порядка 62% расходов бюджета (10,8 млрд рублей) в 2016 году были направлены на отрасли социальной сферы. Состояние бюджетной сферы — самая острая проблема развития города.
Сложившаяся система межбюджетных отношений слабо учитывает специфику г. Омска с концентрацией населения, промышленности, производств и социальных объектов в столице региона. Прямое увеличение нормативов отчисления из регионального в городской бюджет — вопрос переговоров, экономических расчетов и доверия. При этом одним из способов решения проблемы видится разработка и реализация целевых программ развития города с софинансированием из регионального бюджета. Кроме того, программно-целевое управление создает предпосылки интеграции мероприятий города в программы региона и федеральные программы.
Большим резервом представляется повышение доли доходов в муниципальный бюджет от местных налогов и сборов — налога на имущество, налога на землю и др. за счет эффективной организации работы по контролю за используемыми ресурсами.
Достижение эффективного управления муниципальным имуществом возможно лишь при комплексном подходе: необходимо законодательно закрепить критерии и показатели оценки эффективности, качества, системы учета управления муниципальной собственностью, необходимо укрепление собственной финансовой базы муниципального образования, т.е. наличие того имущества, от которого поступает доход в бюджет города.
Также необходимо проработать план по увеличению прибыли муниципальных унитарных предприятий. Для этого провести следует инвентаризацию и аудит эффективности активов муниципальной собственности (Омскэлектро, Водоканал, Тепловая компания, рынки, объекты недвижимости и др.) и объектов муниципальной сферы на предмет эффективности их использования и повысить их доходность как источник пополнения (или экономии) бюджета.
Одним из основных направлений деятельности администрации города должны стать усилия по привлечению федеральных ресурсов через участие в государственных программах. Постиндустриальный уклад современной экономики требует от сотрудников администрации овладения проектными технологиями, позволяющими обеспечивать административное сопровождение технологических разработок омских предприятий до их коммерческой реализации.
Повысить качество городской среды можно ещё и путем включения в приоритетный проект Минстроя РФ «ЖКХ и городская среда». Перераспределение средств в пользу благоустройства позволит Омску заявиться и на участие в новых государственных проектах программы «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг», что позволит привлечь финансирование на эти приоритетные направления из вышестоящих бюджетов. Также необходимо более активно участвовать в конкурсах на включение в другие проекты.
Предварительные оценки показывают, что программы софинансирования позволят привлечь до 3-5 млрд. руб. в городской бюджет.
Это в ближайшей перспективе, а сейчас необходимо сконцентрироваться на следующих действиях:
повысить персональную ответственность чиновников за состояние отраслей городской экономики — общественного транспорта, образования и ЖКХ;
устранить дублирование функций между департаментами и относительно структур регионального управления: это приведёт к сокращению затрат на содержание аппарата городской администрации, а также оптимизирует и ускорит процессы по принятию решений во многих сферах, снизится количество случаев рассогласования действий разных департаментов;
повсеместно внедрять электронный документооборот, это позволит добавить прозрачности в управлении и увеличить скорость решения задач, стоящих перед городской администрацией;
осуществлять оперативный анализ городских целевых программ, с учётом эффективности в результате их реализации;
обеспечить открытость властей для коммуникации с населением. Для этого, возможно, стоит полностью отказаться от расходов на PR-сопровождение, сделав деятельность администрации максимально открытой для средств массовой информации;
широко использовать программно-целевые методы в работе подразделений мэрии. Нужно заставить работать стратегические документы и переподчинить выработанным в этих документах приоритетам все плановые документы департаментов и управлений. Распределение бюджетных ресурсов должно осуществляться исключительно по программному принципу с четким обозначением индикаторов и графика исполнения.
Благодаря дальнейшей успешной реализации данных направлений можно контролировать, оптимизировать и улучшать способы использования городских ресурсов.
ВЕКТОР 5. Концепция города, инновационные технологии
Все перечисленные выше планы развития города должны быть объединены в общую идею, формирующую цельный образ Омска в глазах омичей и россиян. Сейчас в Омске отсутствует как внешнее, так и внутреннее позиционирование города. Этот факт, а также недостаточная самоидентификация омичей ведут к неудовлетворенности горожан своим уровнем жизни, неуважительному отношению к своему городу, вследствие чего возникают негативные социальные последствия: вандализм, загрязнение города, увеличение миграции.
Перспективное позиционирование Омска может опираться на такие направления, как: богатое историческое прошлое; выгодное географическое расположение на пересечении важнейших коммуникаций; наличие сильных традиций и международного авторитета в сфере культуры и спорта; развитость образовательной и научной инфраструктуры; квалификационный, интеллектуальный и инженерно-технический потенциал жителей города.
Наиболее перспективной концептуальной идеей развития Омска видится концепция «Умный город». Умный город — это обеспечение современного качества жизни за счет применения инновационных технологий, которые предусматривают экономичное и экологичное использование городских систем жизнедеятельности. В России стартовал проект по подготовке рейтинга умных городов страны, что означает возможность включения в этот мировой и российский тренд. Внедрение «умных технологий и промышленности будущего» становится уже не просто следованием моде, а жизненной необходимостью для крупных городов.
Умный город — это развитие городской среды по нескольким направлениям:
1. Энергоэффективность. Стоимость единицы энергоресурса становится одним из основных факторов инвестиционной привлекательности территории. Достижение энергоэффективности происходит за счет оптимизации пользования ресурсом через мониторинг необходимости пользования (например, датчики движения на системах освещения). Кроме того, установка сенсоров позволяет отслеживать аварийные ситуации и предотвращать энергопотери.
Основные показатели проникновения интеллектуальных систем и технологий в энергетике:
— готовность города к внедрению инновационных технологий, возможность удаленного сбора технологической информации, наличие системы онлайн-мониторинга и диагностики объектов электроэнергетики и устройств учета;
— доля электронного формирования аналитической отчетности;
— наличие систем автоматического сбора информации с приборов учета;
— внедрение эффективных технологий с применением удаленного доступа.
2. Интеллектуальная транспортная система — это интеграция оперативного управления всеми видами транспорта и возможность реакции на события в режиме реального времени. В данной системе особое внимание уделяется общественному транспорту. Аккумулируется статистическая информация по ключевым процессам: дорожный трафик, наполнение общественного транспорта, информирование о сроках подачи общественного транспорта, изменение в реальном времени настроек светофора на основе статистики автомобильного трафика на данной дорожной развязке.
Помимо этого тенденции развития транспортной сети включают:
— внедрение электронных систем безопасности;
— охват остановок и самого общественного транспорта Wi-Fi-доступом;
— охват всего транспорта, в том числе такси, навигационной системой ГЛОНАСС.
3. Экология. Умный город — это экологически чистый город, подразумевающий внедрение высокотехнологичных систем очистки воды и воздуха, автоматизация контроля над промышленными выбросами и тотальный мониторинг технологических процессов с целью предотвращения аварийных ситуаций. Безусловно, требуется повышение экологических стандартов выхлопных газов, усиление контроля над соблюдением всех экологических нормативов и идеологическая работа, направленная на изменение отношения жителей города к вопросам сохранения окружающей среды.
4. Система коммуникаций: информирование населения и сбор данных от населения. Для сбора данных городские власти могут использовать различные мобильные приложения, чтобы напрямую контактировать с жителями и работать с компаниями, уже собирающими данные. Один из трендов в плане коммуникаций города и населения — это создание приложения для смартфона «я-омич». Такой коммуникационный канал между властью и горожанами решает задачи от обязательного оповещения граждан о ЧС до создания опросов общественного мнения и информирования жителей о городских изменениях из официальных источников.
В Омске в рамках АПК «Безопасный город» начнут работать интеллектуальные камеры видеонаблюдения в местах массового пребывания граждан. «Ростелеком» модернизирует системы оповещения и информирования населения в случае возникновения аварийных ситуаций, а также создаст систему фото- и видеофиксации нарушений на дороге.
5. Инфраструктура. Единая сеть датчиков регулирует функционирование основных систем жизнеобеспечения города, следит за движением транспортных средств, контролирует состояние конструктивных элементов зданий, снабжает диспетчерские пункты как визуальной, так и статистически обработанной информацией.
Все описанные технологичные инновации могут быть реализованы и внедрены в том числе силами местных специалистов. Помимо развитого научного сообщества города, в Омске действуют ИТ-кластер, открыт первый в Сибири ИТ-парк, нацеленный на развитие информационных технологий -объединение и воспитание лучших программистов в регионе.
Подводя итог анализу технологического развития города, необходимо сказать, что сейчас существует множество федеральных программ по внедрению инновационных технологий в городскую среду, направленных на энергосбережение, повышение экологичности, развитие транспортной сети и др. Участие в этих программах необходимо и с точки зрения получения федерального финансирования, и для привлечения дополнительных инвестиций бизнеса.
Положения моей программы — не догма. В ней изложены лишь основные инструменты и механизмы. Успешность ее реализации зависит от того, насколько слаженно будет работать команда, в которой будет место не только представителям Администрации города, но депутатам, общественности. Вместе мы сможем сделать Омск городом для достойной, комфортной и активной жизни.
С предложениями всех участников проекта "Если бы мэром стал я" можно познакомиться по этой гиперссылке.
Фото — с "кухонных посиделок" в "Коммерческих вестях" в июне 2015 года