Все рубрики
В Омске понедельник, 23 Октября
В Омске:
-2
Пробки: 2 балла
Курсы ЦБ: $ 57,5118    € 67,8927

Зоотовары: «Ежемесячно среднестатистическая омская семья тратит на своего питомца от 1000 до 10 000 рублей в месяц»

18 июня 2017 00:18
0
2028

В  Омске  увеличилось количество и удельный вес федеральных игроков зоотоваров,  местные не выдерживают конкуренции по цене и ассортименту

По данным международной исследовательской организации Euromonitor International, российский рынок зоотоваров в 2016-м оценивается в 2 млрд долларов. И ежегодно он растет, несмотря на общую экономическую стагнацию, на 8-15%, в зависимости от региона.

В Омске ситуация меняется в лучшую сторону – игроки активно развивают специализированные каналы продаж: в городе появилось представительство петербургской компании PetShop, открылся VetMarkt. Кроме того, выросла доля продаж кормов для собак и кошек в неспециализированной розничной торговле. По оценкам ТД Шкуренко, официального представителя производителя кормов «МАРС» в Омске, в среднем ежегодно продажи товаров для домашних питомцев местных ритейлеров увеличиваются на 13–15%.

Рынок растет – животные меняют рацион

По словам Юлии ДАНИЛОВОЙ, владелицы сети «Зоогалерея», общий вес рынка продаж зоотоваров в Омске ежегодно увеличивается за счет новых владельцев, которые впервые заводят питомцев, а также держателей кошек и собак, которые с течением времени переводят питомцев с домашнего рациона на профессиональные корма. Корма для собак и кошек генерируют большую часть продаж зоотоваров как в натуральном, так и в денежном выражении. При этом корма для кошек  занимают около 59%, корма для собак – 28%, сопутствующие товары – 10%. При этом крупных собак становится все меньше – их сложнее и дороже прокормить, а доля кошачьего присутствия растет. Уже не менее 15–20% владельцев домашних питомцев отдают предпочтение мелким домашним животным: грызунам, кроликам, куньим и др., которые хорошо чувствуют себя в городских квартирах. И по мнению ведущих экспертов зоорынка, рост популярности этих групп растет. В среднем ежемесячно среднестатистическая омская семья тратит на своего питомца от 1000 до 10 000 рублей в месяц. Большую роль в формировании расходов играет порода, состояние здоровья, доходы семьи.

Тенденцию подтверждает владелец сети «Низкоцен» Виктор ШКУРЕНКО:

– Если год-два назад в Омской области, где, казалось бы, люди кормят питомцев домашней едой, доля продаж кормов составляла 0,8% от всего объема, сегодня мы видим ее рост до 1,2%. Сегмент кормов для животных развивается сегодня динамичнее всех остальных.

В структуре неспециализированной торговли доля кормов для кошек и собак составляет до 70%.

– В этом году мы добавили полочного пространства под зоотовары. В среднем это 18 метров и около 2% от общей площади полок в наших магазинах, — прокомментировала Ирина КРОПОТИНА, коммерческий директор сети «Низкоцен».

Всего в ассортименте омского супермаркета в среднем насчитывается до 250 различных позиций, 210 из них отводится под корма. В нижнем ценовом сегменте совершается до 35% покупок корма для животного, в среднем – около 40%, в премиум-классе – не выше 20%.

– Образованность людей растет, они понимают, что выгоднее кормить питомца современным кормом, который содержит все необходимые минералы и питательные вещества, это продлит жизнь животному, избавит его владельца от лишних походов к ветеринару. Поэтому люди стали отказываться не только от кормления питомцев домашней пищей, все меньше в специализированные магазины идут за дешевыми кормами, переключая внимание на еду высокого ценового сегмента. Так, популярность в последнее время набирают корма-холистики, – рассказала Юлия ДАНИЛОВА.

– Потребитель переключается на специализированные и премиальные корма, потому что они полностью перекрывают потребности питомца, они меньше болеют и не подвержены аллергии при таком рационе, – пояснил владелец ТД Шкуренко.

Отчасти не согласилась с таким мнением генеральный директор оптово-розничной компании ООО «Зоо-Маркт» Наталья ДЕДОВА:

– Люди стали настолько ленивы, что не готовы тратить время на приготовление еды для домашних животных. И это веяние только усиливается.

Негибкий ассортимент и жесткая ценовая конкуренция

Несмотря на широкий ассортимент зооотделов в ритейле (250-300 позиций товаров) и специализированных торговых точек, где ассортиментное разнообразие колеблется от 1000 до 2000 товарных наименований, список производителей и, соответственно, ассортимента, конечно. В связи с этим на рынке основным конкурентным преимуществом является все же цена. Дистрибьюторы и оптовики, пользуясь этим, сегодня заходят на омский рынок очень жестко: зачастую в период раскрутки покупателю предлагают розничную цену на товар, сравнимую со стоимостью закупа.

– Омский рынок зоотоваров периодически пытаются перехватить поставщики из других регионов – Новосибирска, Барнаула. В Новосибирске есть несколько крупных фирм, которые еженедельно делают поставки зоотоваров, серьезно сбивают цены. Конкуренция сегодня очень сильная, — пояснила  Наталья ДЕДОВА.

– Конкуренция постоянно растет. Открывается много мелких разрозненных точек. Плюс заходят на рынок иногородние игроки, у которых низкие цены. В Омске раньше ценовая политика у всех была на уровне. Продажи упали достаточно серьезно. Многие покупатели, особенно те, кто привык покупать большой объем корма, ушли в интернет-магазины, где бонусом дается бесплатная доставка, — дополнила Юлия ДАНИЛОВА.

Наиболее подвержены негативному влиянию конкурентов мелкие торговые точки владельцев ИП и ЧП – наибольшее количество ротаций специалисты отмечают в этом сегменте в последние два–три года. Ведь их ассортимент на 80% составляют корма и наполнители для лотков, торговая накрутка на которые не превышает трети от закупочной стоимости. Сопутствующие товары и особенно «экзотические» позиции, вроде зубных паст и щеток, для оптовой торговли не подходят, поэтому предприниматели стараются заказывать такой ассортимент в крупных федеральных компаниях.

– Наш ассортимент сформирован из заказов в иногородних компаниях, потому что покупать эксклюзивные и единичные товары в Омске невыгодно, дорого и выбор небольшой, — добавила Юлия ДАНИЛОВА.

Преимущественную часть потребления животных кормов обеспечивают заводы иностранных компаний на территории РФ и российские производители. Главными поставщиками омского рынка кормов для животных являются такие производители, как «МАРС» (категория кормов для домашних животных составляет более 40% всех мировых продаж и 75% на местном рынке. Торговые марки Whiskas, KiteKat, Pedigree, Perfect Fit, Chappi, Sheba, Cezar, Royal Canin, Denta Stix) и «Пурина» (торговые марки Purina One, Proplan, Darling, Friskies, Felix). Сразу за лидерами следуют частные торговые марки ритейлеров. В Омске – это наполнители и корма из близлежащих регионов – Барнаула, Новосибирска, Екатеринбурга.

– Лидерство компании «МАРС» неслучайно. Производитель не одно десятилетие предлагает самую широкую линейку – это разные бренды от эконом-до премиум- сегмента, а также специальные корма для щенков и взрослых собак, котят и взрослых кошек, лакомства, – пояснил г-н ШКУРЕНКО.

При этом «Пурина» вообще отказывается от розничных каналов продаж через ИП и социальные рынки, предпочитая оптовую торговлю и каналы самообслуживания. Такой подход сформировал поток продаж на местном рынке на уровне 75% через современную розницу и 25% всех зоотоваров через специализированные магазины. Существуют и, напротив, эксклюзивные дистрибьюторы, которые формируют каналы розничных продаж, обходя вниманием омских оптовиков.

– Тенденция такова, что какое-то время наибольшим спросом пользуется один корм, затем на пике популярности – другой, но крупные производители всегда работают над ассортиментом, добавляя новые, актуальные позиции и выводя устаревшие рационы из продаж, — объяснила Наталья Петровна.

Львиную часть омских мелких предпринимателей обеспечивает товарами оптово-розничный «Зоо-Маркт». По словам Натальи ДЕДОВОЙ, до 80% продаж приходится на оптовое направление. Остальные 20% занимает собственная розница компании.

– Розница уходит потому, что отделы в супермаркетах все больше наращивают ассортимент. За одно посещение здесь можно купить сразу все для своего питомца – корм, наполнитель, чашку, ошейник, одежду, различные лакомства, — пояснила Наталья ДЕДОВА.

– Чтобы получать весомую прибыль от торговли в мелких точках, необходимо иметь очень разветвленную сеть по всему городу, – констатировала ДАНИЛОВА. – Поэтому специализированной рознице интереснее торговать эксклюзивными и более дорогими вещами – одеждой и обувью для собак, средствами для ухода.

Но с приходом федеральных игроков и здесь становится сложнее. Зашедший в конце прошлого года федеральный Petshop предлагает более 20 000 наименований через магазин-склад, или через самый крупный в России интернет-канал Petshop.ru.

– В регионах мы доставляем до двери при заказе всего от 499 рублей, сама доставка является очень быстрой — на следующий день в удобное для клиента время — за счет годами прорабатываемых логистики и сервиса, – прокомментировала директор омского филиала Petshop Наталия ЛАПШИНА.

Помимо логистики, в компании уделяют усиленное внимание клиенту – квалифицированное консультирование по всем возникающим вопросам, быстро реагируют на статус заказа и наличие товара. Также Petshop.ru имеет эксклюзивные договоренности и скидки от ключевых производителей. 

– Благополучно живут сегодня на омском рынке специализированные точки торговли, сделавшие ставку на обслуживание и продажу товаров для собак, или, скажем, аквариумистику. Хотя им приходится держать в штате узких и высокопрофессиональных специалистов, но это та роскошь, которую как раз не могут себе позволить крупные федералы, – добавила г-же ДЕДОВА.

Не исключают эксперты из списка успешных форматов «все в одном», когда магазин соседствует с веткабинетом, салоном-парикмахерской для животных. Но продажа тех же вакцин в России лицензируется, и это уже усложняет путь многих предпринимателей к коммерческому успеху. По словам гендиректора оптово-розничной зоокомпании, количество более крупных и сетевых магазинов со стандартным перечнем ассортимента на местном рынке сведено к минимуму.

– Я давно подыскиваю торговую площадь на Левом берегу, но арендная плата останавливает. Чтобы держать полноценный магазин с хорошим ассортиментом площадью 200–250 кв. м, необходимо ежемесячно тратить около 300 000 рублей на аренду и коммунальные платежи. А зоотовары не пользуются у омичей таким спросом, как продукты, — заключила Наталья Петровна.

– Мы периодически запускали розничные магазины в различных частях города – на Мира, на Иркутской, но быстро сворачивали торговлю из-за низкой рентабельности или убыточности. Остановились сегодня на двух магазинах по Богдана Хмельницкого и ул. Химиков. В этих точках зоомагазины располагались всегда. По моим наблюдениям, как раз те зоомагазины, которые открылись еще в 90-е в Омске, живут до сих пор, возможно, благодаря отлаженным покупательским потокам, – добавила владелица «Зоогалереи». –Но и у них в распоряжении не больше одной-двух торговых площадей. Роста нет.

Открывать магазины, по мнению игроков, имеет смысл только в многолюдных и хорошо проходимых местах. А наполнение такой торговой точки, по оценкам специалистов, оценивается еще в 1-1,2 млн рублей.

– Омский рынок зоотоваров развит, мягко говоря, слабо. В основном это маленькие зоомагазины, по большей части, зарегистрированные в статусе индивидуальных предпринимателей, или же магазины при ветеринарных клиниках. Их ассортимент, как правило, невелик, укладывается в стандартный набор брендов и продукции эконом- или суперпремиум-сегмента, ценовая политика негибкая. Омичи в основной своей массе не привыкли пользоваться интернет-доставкой, видимо, из-за отсутствия выгодных и удобных предложений. Многие покупают зоотовары в сетевых продуктовых магазинах, где выбор еще более скуден, а качество продаваемых там кормов не всегда радует, – заключила Наталия ЛАПШИНА.

Так, число зоомагазинов, имеющих интернет-магазины, составляет всего лишь 13%. Тем не менее почти каждый третий приобретал или приобретает зоотовары в интернет-магазинах. В целом Petshop.ru стремится к омниканальности — чтобы клиент совершал покупку, как ему удобно, — в офлайне или онлайне. По собственным оценкам, компания лидирует в своей отрасли в Санкт-Петербурге и Москве, в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, в Казани и Ростове.

– Ассортимент в СФО зоотоваров несколько отличается от того, что продают в Москве и Санкт-Петербурге. Там пользуются спросом товары других производителей, и связано это в первую очередь с логистикой и налаженными каналами сбыта крупных компаний, – пояснила Наталья ДЕДОВА.

Среди наиболее популярных наполнителей для лотков в Омске Наталья Петровна отметила таких производителей, как «Сибирская кошка» (Новосибирск), «Браво» (Екатеринбург), «Питомец» (Барнаул), «Лаки кэт» (Новосибирск), которые предлагают весь возможный спектр наполнителей – силикат-гель, комок, стружки и т. д.

Сезонный и импульсный факторы

Наибольший средний чек покупателя зоомагазина – при первом посещении торговой. При покупке домашнего животного он приобретает не только корм и наполнитель для лотка, но и сопутствующие товары, и даже одежду.

– Когда семья приходит в магазин с котенком, они готовы купить для него все, что только можно, — рассказала Наталья ДЕДОВА.

А после начинают считать свои расходы. Так, в летний период специалисты констатируют падение спроса на наполнители – животных чаще берут с собой на природу и на прогулки. Зато вырастают продажи ошейников с пропиткой от паразитов, противопаразитарных вакцин, капель и т. д. Спрос на такие товары актуален с апреля по октябрь.

– Корма для собак у нас лучше продаются в летний период. Также наблюдаем всплеск в предновогодний период, – отметила Ирина КРОПОТИНА.

В остальное время года статистика зооритейла такова: 47% продаж составляют сухие корма, еще 35% – влажные, 2,5% покупателей приобретают лакомства и 15% – игрушки и средства по уходу.

Прогнозы

По прогнозам Euromonitor International, в 2021 году глобальный рынок зоотоваров составит 117 млрд долларов. Корма для кошек и собак продолжат занимать большую долю на рынке – 70%, популяция домашних животных будет расти. Рост российского рынка зоотоваров будет зависеть от экономической ситуации в стране. Благосостояние потребителей продолжит улучшаться, что повлечет за собой рост премиального сегмента зоотоваров. Увеличение доли домохозяйств с одним членом семьи будет способствовать росту популярности домашних животных, в том числе собак мелких пород. Одним из трендов станет воспроизведение вкусовых привычек людей на рынке кормов для животных (натуральность, сырые продукты). В связи с  ростом числа животных с избыточным весом вырастет потребность в функциональных продуктах, но рынок лакомств будет расти. Особую популярность приобретут гаджеты и инновации в сопутствующих товарах. Канал онлайн-продаж, который активно развивается сегодня по всему миру, все же станет ключевым.

С мировыми трендами омские специалисты согласны частично. По прогнозам Натальи ДЕДОВОЙ, федеральные игроки в ближайшие 5–7 лет все же будут активно формировать собственные каналы продаж, пытаясь убрать с рынка омских оптовиков. И розницу, а также цены и спрос они будут формировать за счет оптовой «диктатуры».

– В этом году мы увидим также рост продаж кормов для животных на 8,5-10%. Это несколько ниже, чем прирост предыдущих лет, но замедление связано с общим падением спроса потребителя, – заключил Виктор ШКУРЕНКО.

Ранее полный текст обзора был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 26 апреля 2017 года

Loading...




Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.