Все рубрики
В Омске пятница, 19 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 94,0922    € 100,5316

Олег ЛИЗГУНОВ: «Городские чиновники не хотят принимать не только сложные, но даже очевидные решения. Идите в суд – и никаких разговоров...»

3 декабря 2017 14:22
13
4205

О градостроительной политике омской мэрии, о высокой цене градостроительных ошибок, о длительных проблемах собственников земельных участков в Омске обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с одним из самых известных в городе земельных экспертов Олегом ЛИЗГУНОВЫМ. 

– Олег Леонидович, процедура получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства – она достаточно прозрачная, включает в себя общественные слушания, СМИ на этих слушаниях бывают регулярно, и в последние полгода мы замечали странности. В том смысле, что было большое количество отказов заявителям со стороны администрации города. Это связано с какими-то законодательными изменениями?

– Вы правы, мы тоже отмечаем, что с мая по август отказов было необычно много, причем, на мой взгляд, немотивированных, поскольку связано это точно не с изменениями в градостроительном законодательстве, изменений никаких не происходило. Напомню, что предельные параметры разрешенного строительства установлены для Омска Правилами землепользования и застройки, ПЗЗ, которые утверждал Омский городской Совет в 2008 году. Вообще там параметров много, но чаще всего, когда идет речь о получении разрешений на отклонения, имеют в виду расстояние от строящегося или реконструируемого здания до красных линий. В ПЗЗ действует общее ограничение, которое распространяется на все зоны – 6 метров. Еще есть такой параметр, как расстояние до границ земельного участка, если речь идет об индивидуальном жилом доме. В этом случае расстояние от жилого дома до границ участка не должно быть менее 3 метров.

Понятно, что любые ограничения связывают руки и у застройщиков достаточно часто возникает желание подвинуть свой объект поближе к красной линии. Да и у владельцев индивидуальных жилых домов часто возникает желание построить дом побольше, а если земельный участок небольшой, места для строительства мало, то без получения разрешения на отклонения от предельных параметров никак не обойтись. Процедура выдачи такого разрешения достаточно прозрачная, вы правы. Заявители проходят через публичные слушания, по итогам публичных слушаний специальная комиссия вырабатывает свои рекомендации, и если возможность есть, то администрация города издает нормативный акт за подписью мэра и дает разрешение на отклонение от предельных параметров. Если нет возможности – не дает разрешения.

До апреля 2017 года никаких сбоев в этой процедуре не происходило. Во всяком случае явных сбоев. С 2008 года были рассмотрены тысячи заявлений на отклонение от предельных параметров, и отказы если и бывали, то обоснованные и в небольшом количестве, не больше 10%. А потом проходят несколько публичных слушаний – в мае, июне и июле – и после них администрация издает ряд постановлений мэра, в которых заявителям отказывают массово. Все перевернулось с ног на голову: отказы стали получать 90% заявителей. Вот, например, публичные слушания 25 мая, где рассматривался 81 вопрос. Положительное решение в итоге принято только по пяти. Практически такое же соотношение отказов на заявления, которые рассматривались в слушаниях, проходивших 29 июня и 20 июля.

Мотивировка во всех случаях единая: «в связи с поступившими письменными замечаниями департамента общественной безопасности о несоблюдении противопожарных разрывов от размещаемых жилых домов до соседних зданий». При этом хочу отметить, замеряли расстояния от существующих объектов, поскольку размещаемых еще нет, их не существует в природе, они только предполагаются. И даже проектов еще нет. На специалистов мэрии как будто затмение нашло, они как будто забыли, какие вопросы решаются при проектировании, при выдаче разрешений на строительство.

– Или решили перестраховаться?

– Скорей всего решили перестраховаться. Решения об отказах, и это заметно, принималось из соображений абы чего не вышло. А вдруг нарвемся на протест надзорных органов? А вдруг подставим главу города? И прекратилось затмение так же резко, как и началось. Заявления, которые рассматривались на публичных слушаниях 31 августа, были большей частью удовлетворены. Судя по тексту постановления от 30 октября 2017 года, из 66 заявлений на отклонения от предельных параметров рассмотрены положительно 62. Отказов было всего четыре.

– Что делать тем, кому отказали? Подавать заявление заново?

– Насколько я помню, в общей сложности было 173 отказа, и всем этим заявителям теперь придется, видимо, идти в суд.

– Хлопотно, конечно...

– Но другого варианта нет. По факту в случае любых сомнений чиновники перестают исполнять свои полномочия, а исполняют только решения судов. Это происходит в силу разных причин, уголовных дел и так далее, но ведь это ненормально. Все доведено уже до абсурда. Сегодня чиновники не хотят принимать не только сложные, но даже очевидные решения. Лучше перестраховаться и отказать. А вы идите в суд – и никаких разговоров.

– Судьи еще не выносят частные определения в адрес главы администрации, чтобы он навел порядок в своей епархии?

– А если ничего не изменится, то так и произойдет. Следующим шагом, видимо, будет реакция судей на нежелающих исполнять свои прямые обязанности чиновников и прокуратуре придется применять меры прокурорского реагирования уже на фактическое бездействие муниципальных органов власти. История про общежитие ОмГТУ на улице Долгирева – еще один свежий пример бездействия из той же оперы, которая называется «Как бы чего не вышло». Общежитию этому почти 60 лет, оно коридорного типа, как и все советские общежития, первый этаж – нежилой. Этажи со второго по четвертый – жилые, на каждом этаже по 36 комнат. На втором этаже жилые комнаты одно время переделывали в классы, когда военной кафедре вуза не хватало кабинетов для занятий со студентами, а потом все вернули назад, классы разгородили и опять сделали второй этаж жилым. Нормальное советское общежитие...

– И что не так с этим общежитием?

– С общежитием все абсолютно нормально. Просто в тот момент, когда менялось законодательство, второй этаж общежития был учебным. А теперь администрация округа отказывает вузу в том, чтобы изменить статус 36 фактически жилых, но юридически в настоящее время, в силу упомянутых выше обстоятельств, нежилых помещений на втором этаже и признать их жилыми. Наша фирма занималась этим вопросом, и на словах все, с кем мы общались, понимают ситуацию правильно. Ну так получилось, надо исправлять ошибку. Однако после долгих раздумий в течение полутора месяцев окружные чиновники все равно ответили отказом. Причем основания для отказа надуманные, притянутые за уши. Чиновники сослались на нормативные документы, которые к данной ситуации никакого отношения не имеют,  наоборот, вообще не применили нормативные документы, имеющие прямое отношение к это ситуации.

– Полгода назад в «КВ» состоялась большая дискуссия с вашим участием. Мы тогда хотели понять, как быть владельцам частных домов и земельных участков, которые оказались по разным причинам внутри красных линий. Что-то изменилось за это время?

– Ничего не изменилось, к сожалению. Да, у нас в Генплане предусмотрены перспективы развития города, там есть широкие улицы и проспекты, которые будут строиться неизвестно когда, но зоны ИТ-2 установлены уже сегодня, и уже красные линии проведены, которые определили земли общего пользования, и на этих вымороченных территориях сегодня проживают тысячи омичей, владеющих на законных основаниях своими земельными участками, а их права  собственности сведены практически к нулю. Они не могут реконструировать свой дом, не могут сделать к нему пристройку и так далее.

– Теоретически они могут продать свои дома и земельные участки...

– А кто купит их имущество за адекватную цену? Да, цели у города на первый взгляд благородные – построить дороги. Но я считаю так: если все эти земельные участки городу действительно нужны, то сделайте следующий шаг, зарезервируйте их для муниципальных нужд.

– Не резервируют?

– Нет, не резервируют. Потому что в случае резервирования у муниципалитета сразу возникает обязанность выкупить землю у всех собственников, чьи земельные участки оказались в красных линиях. А если муниципалитет по какой-либо причине не захочет выкупать, то у собственника возникнет право пойти в суд и заставить город выкупить его земельный участок по рыночной цене.

– Не хотят резервировать по понятной причине, чиновники мэрии понимают, что существующий Генплан в ближайшее десятилетие не будет реализован...

– Тогда нужно корректировать Генплан. Почему мы не хотим уважать права законных собственников? Нам говорят, что Генплан и ПЗЗ должны друг другу соответствовать. Хорошо, пусть так. Я соглашусь. Но почему тогда не исправляют очевидные ошибки в Генплане?

– Какие, например?

– Примеров много, приведу только один. В микрорайоне Первокирпичном есть автодром, который знают почти все омичи, на этом автодроме регулярно проводятся различные соревнования по автоспорту, вплоть до самых престижных, куда съезжаются спортсмены со всей России. И этот стадион для технических видов спорта можно было бы развивать, построить там трибуны для зрителей, но он до сих пор не оформлен. У владельца автодрома, Российской автомобильной федерации, нет прав на земельный участок. Почему нет? А вот тут начинается самое интересное. В едином государственном реестре недвижимости этот земельный участок учтен, и вид разрешенного использования у него именно тот, который нужен – под строительство открытых спортивных сооружений, и он расположен в территориальной зоне спортивно-зрелищных сооружений ОД-4, которая соседствует с зоной спортивных парков Р-3, занимающих вместе территорию около 50 га. А в Генеральном плане Омска, как выяснилось, на этом месте жилая зона. И поэтому, как нам объяснили, нельзя данный земельный участок предоставить под строительство стадиона технических видов спорта. Причем до сих пор нам никто не может дать ответ, почему в ПЗЗ эта территория относится к территориальным зонам ОД-4 и Р-3, в которых жилье строить запрещено, а в Генплане мы видим, что на этой территории жилая зона. Как такое вообще может быть? Почему Генплан и ПЗЗ так кардинально  не соответствуют друг другу? И с кого теперь спрашивать за ошибку – разработчиков Генплана и горсовета, который утверждал оба этих документа? В любом случае цена такой ошибки велика. Возникает вопрос: сколько еще таких вопиющих несоответствий имеется в Генплане и ПЗЗ? Ни о движении вперед, ни о развитии города с таким подходом городских чиновников к своей работе даже речи быть не может.

Ранее интервью было доступно тольков печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 22 ноября 2017 года



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
111 4 декабря 2017 в 12:19:
Реально развитие города тормозят чиновники и противоречивые законы и акты. Если в федеральных законах еще можно увидеть логику, то местные акты это просто п....ц. Качество местных актов демонстрируют: Генплан, ПЗЗ, Постановление 108П.
киви 4 декабря 2017 в 10:58:
как старый конспиратор, думаю, что все проще. С середины лета главой города был С. Фролов. Тогда много чего кому наразрешали. Например, неожиданно разрешили быть жилому дому по Красному пути, 38, возведенному как офисный.
ART_ME 3 декабря 2017 в 19:46:
Да, суд — очень удобная лазейка при сыром законодательстве. Но Вы напрасно негодуете, скоро и этой лазейке придет конец — совсем недавно один исполнительный директор публично положил на суд большой и толстый, и ему за это ничего не было.
Олег Лизгунов 3 декабря 2017 в 19:30:
С этим готов согласиться. Я немного о другом. Сейчас суды порой вынуждены принимать решения, которые чиновники принимать обязаны были самостоятельно. В пределах своей компетенции. В рамках действующего законодательства. ОЧЕВИДНЫЕ решения. Но они не принимают. На всякий на случай. Как бы чего не вышло. А судьи, вынужденные принимать такого рода решения ЗА чиновников, все больше и больше начинают... удивляться, что-ли. Даже порой уже изумляться. А насчет- «чудес», которые кому-нибудь нужны...и такое, видимо, имеет место.
ART_ME 3 декабря 2017 в 19:21:
Да, все прописать в инструкция невозможно, и именно поэтому там, где оказалось не прописано, и вступает в действие суд.Потому как решение суда = инструкция для чиновника.Касательно «чудес» — если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.©
Олег Лизгунов 3 декабря 2017 в 18:31:
ART_ME. ".А вот обнаруженный Вами факт принятия взаимоисключающих документов законодательным органом — это однозначно ненормально". Об этом? Ну Омский городской Совет принимал и Генплан и ПЗЗ. А разрабатывал Генплан по заказу администрации Омска институт Омскгражданпроект. Какой «светлой» голове пришла эта «мудрая» идея нарисовать в генплане на том месте жилую зону...почему это было принято заказчиком и затем утверждено горсоветом...сколько еще таких «чудес» содержит наш потрясающий генплан...вопросов то много. И кому их адресовать-мне не очень понятно.
Олег Лизгунов 3 декабря 2017 в 17:51:
«Вы проигнорировали мое замечание касательно действительного адресата Ваших претензий» Это-о ком? Или о чем?
Олег Лизгунов 3 декабря 2017 в 17:49:
Но я Вас понимаю, ART_ME. Конечно же, все чиновники должны работать в одной команде. Единое законодательство (единая нормативно-правовая база всех уровней), единое понимание, толкование и применение на практике этой нормативно-правовой базы, безусловное единоначалие. Единые жесткие требования ко всем чиновникам и в плане их профессионализма, и в плане их исполнительской дисциплины. Чтобы не было «кто в лес, кто по дрова» в этой команде. Однако всё в «инструкциях» и «методичках» не пропишешь. Жизнь чуть не ежедневно создает ситуации, ПРЯМО не прописанные нигде. И тут надо думать. Искать и находить решения. А если решения не находятся-только тогда обоснованно отказывать. И офицерам и генералам чиновничьей армии надо уметь иногда принимать самостоятельные решения. Каждому на своем месте.
ART_ME 3 декабря 2017 в 17:43:
Вы сами себе противоречите — либо они солдаты, либо иногда принимают самостоятельные решения. И не надо про генералов — над каждым генералом есть начальник.И да, Вы проигнорировали мое замечание касательно действительного адресата Ваших претензий. Почему?
Олег Лизгунов 3 декабря 2017 в 17:25:
ART_ME... Даже солдат (рядовой) должен (обязан даже) иногда (пусть не часто) принимать самостоятельные решения. В конкретных ситуациях. А уж сержант...офицер...тем более генерал. Все они-солдаты своей армии. И представьте себе, что все они, в том числе офицеры и генералы, БЕЗДУМНО и БЕСПРЕКОСЛОВНО в любых обстоятельствах исполняют чью-то волю. И КАК такая армия навоюет? Мои претензии-к офицерам и прежде всего к генералам армии чиновников города. Да и области частенько. Не ко всем. К некоторым. К рядовым претензий много меньше. Они то как раз действительно в основном честно выполняют свои нелегкие обязанности.
ART_ME 3 декабря 2017 в 17:12:
Затем, что чиновник и должен быть именно с таким смыслом. Чиновник — это гражданский солдат. Это есть в любом государстве, и это нормально, потому как никакая власть не может существовать без солдат — людей, беспрекословно и бездумно исполняющих её волю.Поэтому Ваши претензии к чиновникам не по адресу.А вот обнаруженный Вами факт принятия взаимоисключающих документов законодательным органом — это однозначно ненормально. И ИМХО веское снование обратиться в суд, а возможно и не только.
Олег Лизгунов 3 декабря 2017 в 15:41:
Уважаемый АРТ_МЕ!Я был чиновником, и не маленьким (ну, в масштабах Омска, конечно) 12 лет. Правда, давненько это было. Смысл нашей службы тогда заключался в другом. А именно: не найти правдами и неправдами основания для отказа, как сейчас, к сожалению, частенько делается, о чем я здесь и пытался рассказать, а, наоборот, найти (в рамках правового поля, конечно, и пределах своей компетенции) решение проблемы обратившегося: гражданина, предпринимателя. юридического лица. И мы таки принимали решения. И брали на себя ответственность. И защищали свою правоту и в правоохранительных и надзорных органах (а надзор за нами был не меньше теперешнего), и в судах всех видов и всех инстанций. А если теперь смыслом службы чиновника стал вот такой, как Вы здесь пишете...зачем такой чиновник с таким вот смыслом вообще? Компьютер такие функции исполнит много лучше и оперативнее. Ну, по крайней мере мне вот так представляется.
ART_ME 3 декабря 2017 в 15:20:
Олег, при все уважении, ну что за наивность? Полномочия чиновника целиком и полностью ограничены инструкциями, а в их отсутствие — решениями судов. Обязанность чиновника — исполнять чужие решения, а не принимать их. В этом смысл его службы.
Показать все комментарии (13)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.