Все рубрики
В Омске понедельник, 20 Августа
В Омске:
+12
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 66,8757    € 76,1848

SIGMA: как два омских программиста придумали программу безналичных расчетов смартфоном за проезд в общественном транспорте

22 апреля 2018 07:51
0
1731

Иван ОРЕХОВ и Олег КУРНЯВКО менее, чем за месяц, готовы внедрить расчеты  смартфоном  в любом крупном  российском городе

С 14 февраля в Омске проезд в транспорте можно оплатить безналично – при помощи смартфона. Достаточно скачать программу SIGMA и привязать банковскую карту. Корреспондент «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО заглянула на чай к авторам и разработчикам этого сервиса Олегу КУРНЯВКО и Ивану ОРЕХОВУ и узнала историю его создания.

– Как родилась идея SIGMA?

Олег КУРНЯВКО: Как в кино. Есть такой сервис – TheQuestion, где одни задают вопросы, а другие отвечают. Там девушка спросила, есть ли за рубежом хорошие сервисы, которых у нас нет. Ей отвечают, что в Польше можно рассчитаться телефоном за проезд. Вот, думаю, классно. Сообразил, что это NFC, и стал думать, как сделать без него. И появилась эта идея. Она сначала была дико сложной, но постепенно упрощалась. Это было в мае 2016 года.

– 28 декабря 2017 года вы вдвоем зарегистрировали компанию «Сигма цифровые технологии». Как распределили доли – 50 на 50?

Иван ОРЕХОВ: Пока они плавающие. Когда проект окупится, у Олега будет 70, у меня – 30.

ОК: Сейчас Иван является ведущим и единственным инвестором. На нем все держится.

– Иван, а почему вы новый проект не стали реализовывать внутри вашей компании «ИСС Арт»?

ИО: Потому что это не моя идея. Мы начинали продвигать подобную в 2013 году, но тогда ничего не получилось. Походили по министерствам, встречались с замминистра транспорта, с Ольгой Викторовной ИЛЮТИКОВОЙ, когда она возглавляла Главное управление информационных технологий. Николай АРТЕМЬЕВ был идейным вдохновителем.

– Почему же идея не заинтересовала тогда чиновников?

ИО: Она была глобальной, мы хотели охватить сразу весь транспорт, включая коммерческий, сделать оплату разными способами: главное – безналично. Важным моментом была организация льготного проезда во всех видах транспорта. Сделали аналитику, но, видимо, не нашли людей, которые реально принимали решения. Был сложный период: министры менялись чуть ли не каждый месяц. Я тогда считался главным айтишником области, поскольку возглавлял НП «ИТ-кластер Сибири», мы презентовали проект оплаты в транспорте для всех, но разговоров было много, а дел мало. В какой-то момент устал и сказал, что не готов это финансировать. Проект написать недолго, а вот внедрить… Поэтому и распределили 70 на 30: разработка, на мой взгляд, составляет 30 процентов усилий, а административные барьеры, общение с чиновниками – 70 процентов. Олег уже два года этим занимается…

ОК: Да, через два месяца будет два года.

ИО: А разработка длилась два месяца. Вот и посчитайте!

– Чем будет заниматься ООО «Сигма цифровые технологии»?

ОК: Ключевой продукт – платежные решения с возможностью проводить безналичные платежи. Это не требует наличия терминалов, банки, которые предоставляют эквайринг, могут не вкладываться в аппаратную часть. Наиболее заметна выгода на примере общественного транспорта. Чтобы по старой технологии NFC рассчитываться картами в транспорте, на устройства для каждого троллейбуса и автобуса потребуется порядка 2 млн. долларов. При этом модернизация подвижного состава займет около полугода. В Нижнем Новгороде ее делали в течение 10 месяцев. В нашем случае, чтобы запустить весь общественный транспорт в Омске, нужно меньше месяца. Мы 14 февраля начали, и думаю, после мартовских праздников уже все автобусы будут бегать с SIGMA. В троллейбусах и трамваях она работает с февраля.

– Маршрутки тоже входят в вашу сеть?

ИО: Пока нет. Думаю, с ними будет намного проще. Они кровно заинтересованы в этом.

ОК: Крупный город можно подключить в худшем случае за месяц, а в лучшем – за две недели: напечатать коды, научить сотрудников работать с этой системой, тесты провести. Согласитесь, десять месяцев и две недели – гигантская разница.

Это наш ключевой продукт. Он интересен не только для транспорта, но и для розничных торговых точек. Когда ты приходишь в киоск, магазин «у дома», там не всегда есть терминал, люди все больше рассчитываются безналично. Я сам хожу только туда, где есть оплата по карте. Данный сегмент не закрыт полностью ни одним банком, поэтому – наш потенциальный клиент. Хотя Сбербанк пытается решить данную задачу. Это второе направление работы компании «Сигма цифровые технологии».

– Как насчет привычных всем чеков? Когда речь идет о крупных покупках, хотелось бы иметь какой-то подтверждающий документ.

ИО: Основная идея – микроплатежи, и бумага здесь не уместна.

ОК: Когда вы совершаете расчет, приходит смс-сообщение, что списана сумма, а продавцу на смартфон либо на кассовый аппарат, подключенный к Интернету, – уведомление, что поступила оплата. Электронный чек имеет такую же силу, как и бумажный. Это обычный расчет, который проводит в данном случае наш партнер Сбербанк.

ИО: В судебной практике электронное письмо уже имеет юридическую силу.

– Каким чудом удалось привлечь на свою сторону Сбербанк?

ОК: До этого я встречался с кучей разных банков, провалил много переговоров. И не планировал к ним идти, думал – гигант, им и так хорошо.

ИО: Казалось, что это что-то недостижимое.

ОК: А в 2017 году у нас был ИТ-форум, на который пришли ребята из омского СберТеха. Я им рассказал об идее, они заинтересовались и познакомили меня с сотрудниками здешнего представительства Сбербанка. Им тоже все понравилось. Они удивлялись, почему до этого раньше никто не додумался.

ИО: Почти никто. Когда Олег пришел ко мне с этой идеей, я был уверен, что он не пробьет административные барьеры. Ну, значит, времена меняются.

ОК: Иван мне тогда сказал: «Мне тебя так жалко. Ты сам не понимаешь, во что ввязываешься». И мы с ним договорились, что я встречаюсь с банками, и если у меня получается, то мы с ним планируем совместную деятельность.

Сбербанк идею одобрил и отправил нас в МП «Пассажирсервис», у которого есть потребность сделать безналичную оплату в общественном транспорте. Они познакомили нас с Владимиром ТЫШКЕВИЧЕМ, начальником информационно-вычислительного центра МП «Пассажирсервис», и началась история совместного движения. В какой-то момент Сбербанк сделал предложение, с которым никто спорить не стал. В августе позвонили из их тюменского офиса и дали отмашку: ребята, работаем.

– Какую часть нагрузки проекта выполняет Сбербанк, а какую — «Пассажирсервис»?

ОК: Сбербанк проводит платежи. Главное, что сделал «Пассажирсервис», – это рискнул внедрить нашу идею. Перевозчик платит порядка двух процентов от транзакции оператору – Сбербанку. В эти два процента включена и наша прибыль.

ИО: Пока заработали около 10 рублей.

– Планируете взаимодействовать с «Омскоблавтотрансом» – выходить на область?

ОК: Да, начали обсуждать эту возможность. Но у них немножко другие задачи.

ИО: «Омскоблавтотранс» и безнал – это будет не так скоро. Мы посчитали, что надо вложить несколько сотен тысяч рублей в доработку программы, чтобы сделать геопозиционирование, учет пассажиропотока и т. д. Сколько  человек будут платить картой? Может быть, на всю Омскую область 50 человек в день.

– Для студентов вы проезд сделали не 22 рубля, а 19, а у пенсионеров льгот нет? Или сервис на них не рассчитан?

ОК: У нас функционал позволяет предоставлять льготы кому угодно. Но в пилотном режиме МП «Пассажирсервис» решило предоставить их только студентам. Видимо, попытались трезво оценить рынок, что пенсионеры реже будут заходить в Google Play и скачивать приложения. Хотя три последних сообщения в службу поддержки были от людей, которым 66, 58 и 64 года. Они просили объяснить, почему не привязывалась карта – просто галочку не поставили.

– Иван, заложена ли вашими программистами защита от мошенничества?

ИО: Любую систему можно взломать. И мы, как разработчики, знаем, как это сделать. Для внедрения основного средства защиты мы ждем реализации технической возможности со стороны "Пассажирсервиса".

– Что получите вы, как авторы и разработчики сервиса?

ИО: Наша прибыль – это разница в эквайринге, о которой мы договорились со Сбербанком. Он делится с нами своими копеечками. Все! «Пассажирсервис» нам ничего не платит. Он даже получил хорошую льготу по эквайрингу от Сбербанка. Это социальный проект для Омска. В 2012 – 2013 годах мне все чиновники говорили: сделаете для Омска бесплатно, и вы сможете заработать на других регионах. И мы делаем.

ОК: Нам повезло с Иваном. С другим инвестором ничего бы не получилось. — В России считается нормальным, если ты вложил деньги и они отбились за год. Когда говорят – два года, люди напрягаются.

ОК: Проект долгосрочный. Он будет приносить доходы, если начнет работать не в одном городе. Никаких вложений от департаментов транспорта других городов не потребуется, и там тоже есть Сбербанк, который заинтересован, чтобы все транзакции шли через него.

– Не могут регионы украсть идею, подключить своих программистов и ничего никому не платить?

ОК: Кажется, что запрограммировать такой проект легко. Вот сяду и «запилю». Но гарантий, что при больших нагрузках он не рухнет, нет. Там куча нюансов. Для меня общение с командой Ивана было крайне полезным. Смогли бы сделать сервис в другом городе? Возможно. Но даже при том, что у нас он отлажен до совершенства, периодически всплывают какие-то ошибки. Команда мобилизуется и моментально их решает. Ее сила не в том, что она не допускает ошибок, а в том, что моментально умеет их исправлять. Плюс организационный нюанс. Разобраться в эквайринговом бизнесе, найти свое место было сложно. Ушло около года, чтобы появилось понимание, с чем идти к банкам.

ИО: Это никто не сделал, потому что не выгодно. Нам просто интересно создавать что-то глобальное для нашего города. Вся команда вдохновлена этим проектом.

– Когда собираетесь выходить на другие регионы?

ОК: У нас есть план блицкрига по внедрению системы в городах, где летом пройдет чемпионат мира по футболу. Обсуждаем его со Сбербанком. Такого решения в России пока нет.

– Чемпионат ведь в июне, успеете?

ОК: На подключение одного города нужно две недели.

ИО: У нас все готово. Речь идет почти о всех крупных европейских городах России. Это не просто фишка, приедут иностранцы, им вся эта возня с наличкой не понятна. За рубежом почти везде безнал. Из всех стран, где я был, наверное, только в Колумбии платят наличными.

ОК: Идея с чемпионатом мира для нас значима, но даже если мы в эту струю не попадем, не страшно, у нас уже есть приглашения от трех городов.

ИО: Причем они появились еще до того, как мы начали работать здесь.

– Почему назвали систему SIGMA?

ОК: Это лучший вопрос! Название продукта или компании – всегда мучительная вещь. Я перебрал огромное количество имен, а потом стал читать историю, как придумывали хорошие названия. У создателей  VISA тоже была куча неудачных вариантов, но в конце им поставили условие: название должно быть коротким, на любом языке произноситься примерно одинаково, легко записываться и употребляться. Исходя из этого, я и придумал SIGMA.

– Вы запатентовали разработку, название?

ИО: Работаем над этим.

ОК: Будем патентовать название и некоторые части системы.

– Отслеживаете популярность вашей системы?

ОК: У нас сейчас около 700 скачиваний программы. Постоянно пользуются телефоном для оплаты 300-400 человек. Но троллейбусы – это не самый популярный вид транспорта, когда появятся QR-коды в автобусах, количество пользователей увеличится. Можете зайти на Google Play и посмотреть отзывы. У нас сплошные пятерки – средний балл 4,1. Не так много приложений имеет настолько высокую оценку.

– Сейчас есть нерешенные проблемы с реализацией программы?

ОК: Проблем нет, есть риски. Я себе напоминаю летчика над морем. Если выберу неправильный курс, то керосина до берега не хватит и приземляться надо будет в море (смеется).

– О каких рисках речь?

ОК: Когда команда работает, ей, конечно, нужна зарплата, но необходим и результат. Если проект его не достигает – мы его выложили, а там два пользователя, у ребят мотивация заниматься его улучшением может пропасть. Но в «ИСС Арт» так не бывает.

ИО: Бывает. Никто не любит работать в корзину. Когда человек ходит по кругу, то устает от того, что нет результата.

ОК: Команда Ивана действительно работает на результат, не важно, выходной у них или нет.

ИО: Нам были поставлены сроки: «Пассажирсервис» сказал, что мы должны создать программу к 30 ноября. Сделали. А они удивились, думали, что это не реально. И потом все ждали 14 февраля, когда они свою часть работы проведут. Мы часто делаем невозможное – это наше основное преимущество на рынке. Кстати, 24 марта нам исполнится 15 лет.

– Иван, охарактеризуйте программу.

ИО: Больше тысячи часов было потрачено на ее создание. Аналитики, разработчики, тестировщики работали. Некоторые спрашивают, когда будет работать программа под iOS. iOS – это максимум 10 процентов рынка, из них катается в общественном транспорте – 1–1,5 процента. Разработка под iOS будет дороже, чем под Андроид. Когда она окупится? Никогда! Но я думаю, мы ее сделаем, просто чтобы была. Есть вещи, которые не окупаются никогда, как, например, парк у транспортного университета, но мы их делаем, потому что это наша родина.

– Вы принимали участие в его строительстве?

ИО: Да, я в 2014-2015 годах был президентом Ротари-клуба «Омск – Достоевский», когда принималось решение строить парк. Это другая плоскость. Вот завтра придут люди по огромному проекту, который за свой счет не потяну. Хотим сделать Омск центром ИТ-индустрии, создать виртуальный технопарк, биржу, куда будут приходить заказчики за ИТ-разработками.

– Иван, жалеете, что уже не президент ИТ-кластера?

ИО: Нет. Слава богу, что живой остался. На излете моей карьеры в ИТ-кластере я заработал ишемическую болезнь сердца, потом был тромб, операция, врачи сказали, что есть подозрения на рак крови. И все это на фоне борьбы. Я реально бился с ветряными мельницами, потратил кучу денег. У меня дочь выросла средняя, а я и не видел. Вот в 2016 году у нас появился третий ребенок. И все диагнозы и проблемы со здоровьем позади!

– Почему вы остались в Омске, если все так сложно, а 95 процентов ваших клиентов зарубежные?

ИО: От себя не убежишь. У меня родители здесь, родственники. Климат в Омске устраивает. Очень люблю кататься на квадроцикле по снегу. Ты ценишь лето, когда видел зиму.

– Вы давно друг с другом знакомы?

ОК: Мы познакомились, когда я с Региональным фондом поддержки и развития гражданских инициатив в 2013 году начал делать социальный проект «Электронный регион» – портал, где можно оставить заявку на какую-то коммунальную проблему и увидеть, как она и другие решаются. Нас стали звать на разные мероприятия, и там — то ли я к Ивану подошел, то ли он ко мне.

ИО: Да, мы взялись помочь вам, потому что я увидел, что проект классный. Это электронная демократия – все видят, что происходит в городе, могут управлять им сами.

– И чем закончилась история с «Электронным регионом»?

ОК: Она еще продолжается. При ДВОРАКОВСКОМ удалось заключить соглашение с городом, чтобы он использовал нашу систему в качестве официальной связи для работы с гражданами. Раньше власти отказывались нестандартными способами принимать сообщения о проблемах. Только письменно или по телефону. Теперь в связи с трендом на цифровизацию интерес к проекту стал возрастать. У нас уже с новой городской властью идет период активных согласований.

– Олег, в 2016 году вы баллотировались в депутаты Государственной думы РФ. Зачем вам это?

ОК: Это личная особенность: если вижу, что что-то плохо сделано, сразу возникает желание улучшить. Мы долгое время с преподавателями ОмГУ социальные акции устраивали, боролись за то, чтобы образование было лучше. А тут возникло предложение одной из партий попробовать свои силы. Мне дали шанс, и я решил поэкспериментировать.

– И как опыт?

ОК: Отрезвляющий. Знаете, после выборов 2016 года больше всего депрессии было не у тех, кто проиграл, а у волонтеров. Они в фейсбуке делились между собой, как люди принимают решения: «Этот давно у власти, значит, уже наворовался», «Этот новый, придет и будет воровать больше», «Этот старый, ему уже ничего не нужно» и проч. Никто программы не читает, не анализирует точки зрения. Трудно надеяться на хороший исход, если люди таким образом принимают решения. У меня был интересный опыт. Параллельно со мной баллотировался кандидат от другой партии. Спрашиваю: как будешь действовать? Он говорит: сейчас документы отдам и поеду в Турцию до конца августа. В итоге он, ничего не делая, набрал на 20 процентов больше голосов, чем я, который бегал. Механизмы победы здесь совсем другие. Нужны люди, которые понимают, как все это устроено.

– Ну а положительные эмоции остались?

ИО: Выжил (смеется).

ОК: Это правда. Я весь отпуск провел в беготне и потом еще полгода приходил в себя. Плюсом было то, что я понял: туда так просто – снизу – не впрыгнешь и нужно заниматься вещами, в которых ты понимаешь. Кстати, моим конкурентом был Олег Николаевич СМОЛИН.

– Олег, вы родом из Северного Казахстана. Как попали в Омск?

ОК: В 1996 году после окончания вуза я приехал сюда искать место в аспирантуре. Оно нашлось в ОмГУ. Меня тогда отправили к Игорю Викторовичу ШИРОКОВУ до которого я сразу не дошел, поскольку пригласил к себе Климентий Николаевич ЮГАЙ. Он предложил мне место на физике сверхпроводимости, и я остался. За три месяца изучил тему, сдал экзамены. Но через несколько лет все-таки познакомился основательно с Игорем Викторовичем и в итоге работаю с ним. Этой мой научный руководитель, идеал ученого. Его научное кредо – решать задачи, которые кажутся невозможными.

ИО: Это только кажется, что Омск – болото. А у нас много талантливых людей. Я вот все ГОРОХОВА не могу найти, хочу фильм про него снять. Это он создал первый персональный компьютер. Его кто-то из журналистов обсмеял, и он теперь ни с кем общаться не хочет. У меня тоже есть такой научный руководитель – Виктор Ильич ПОТАПОВ, ему скоро будет 85 лет. Он у нас в школе вел что-то вроде информатики. В 60-е годы запатентовал первый нейрокомпьютер. Из тех, кого я знаю, это самый великий человек.

Ранее полный текст интервью был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 марта 2018 года

Loading...




Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.