Все рубрики
В Омске суббота, 20 Октября
В Омске:
-1
Пробки: 1 балл
Курсы ЦБ: $ 65,8140    € 75,3241

Вадим ЧЕЧЕНКО, министр финансов: «Бюджетная обеспеченность на душу населения в Омском районе –7,2 тыс. руб., а в Большеуковском районе — 14,7 тысячи рублей»

5 мая 2018 18:25
2
1226

Но сравнивать, какой район получил больше дотаций, какой меньше, некорректно – это зависит от огромного количества факторов. 

В конце марта  Министерство финансов Омской области сообщило о запуске процедуры защиты районных бюджетов на 2018 год. По результатам защиты Минфин рассчитывает внедрить при распределении средств нецелевой поддержки муниципалитетов так называемый модельный подход. Модельный подход, напомним, сформулирован Минфином РФ и подразумевает переосмысление межбюджетных отношений с точки зрения обоснованных потребностей регионов. Как областные финансисты намерены применить федеральный тренд на уровне муниципальных районов, корреспонденту «КВ» Светлане КОНДРАТЬЕВОЙ рассказал глава регионального Минфина Вадим ЧЕЧЕНКО.

– Вадим Александрович, не очень понятно, что значит термин «защита бюджетов», и почему районы должны свои доходы или расходы защищать.

– Под защитой мы подразумеваем подробный анализ доходных и расходных параметров районных бюджетов текущего года, который наши специалисты произведут в ближайшие месяцы. Разумеется, сегодня каждый желающий может найти в открытом доступе информацию о том, сколько район имеет в распоряжении финансов и на что тратит. Но достаточно ли выделяется средств в том или ином муниципалитете на исполнение конкретного полномочия? Задача правительства региона –
проследить за тем, чтобы каждому без исключения району было по силам профинансировать все основные направления, для этого мы и планируем сформировать модели районных бюджетов, которые учтут все необходимые траты. В соответствии с этими моделями будет скорректировано и распределение дотаций из регионального бюджета.

– С нехваткой финансирования ясно, а при обнаружении лишних расходов как Минфин намерен реагировать?

– Смысл здесь в том, чтобы обнаружить и устранить какие-либо перекосы или ошибки в формировании расходов, которые могут привести к избыточному или недостаточному финансированию по тем или иным направлениям. При обнаружении таких ситуаций будем предлагать скорректировать недочеты. Прежде всего мы нацелены понять, в каком объеме районам к концу года понадобится наша дополнительная поддержка и есть ли у них ресурсы для того, чтобы перераспределить расходы и максимально сбалансировать свои бюджеты самостоятельно.

– О какой поддержке идет речь – о дотациях? Какой объем дотаций в целом получат районы Омской области в 2018 году?

– Нецелевая поддержка – это прежде всего дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотации на сбалансированность. В общей сложности на дотирование районам в 2018 году мы выделяем 4,9 млрд. рублей – это 3,2 млрд. рублей дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, 800 млн. рублей – дотация на сбалансированность местных бюджетов и около 860 млн. будет направлено в качестве субвенций районам на предоставление дотаций на выравнивание бюджетов поселений. С учетом дополнительных нормативов по НДФЛ объем нецелевой поддержки в текущем году сохранится на уровне прошлого года.

– Кстати, любопытный ресурс – дополнительные нормативы по НДФЛ. Расскажите подробнее, как этот налог сегодня делится.

– Порядок следующий. Согласно федеральному законодательству от общего объема поступлений по НДФЛ, собранному на территории региона, в региональный бюджет зачисляется не более 70%. То есть 30% от общего сбора по этому налогу идет в местные бюджеты. Гарантированно в консолидированном бюджете каждого муниципального района (городского округа) от сбора по НДФЛ остается 15% – это доля, закрепленная за муниципалитетами федеральным законодателем. Помимо этого, Бюджетным кодексом РФ на регион возложена обязанность передать муниципалитетам единые и (или) дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ в таком объеме, чтобы на долю всех местных бюджетов пришлось еще не менее 15% от общей суммы поступлений по НДФЛ в консолидированный бюджет. И здесь пропорции – какой дополнительный объем от поступлений по НДФЛ останется в бюджете конкретного муниципалитета – уже варьируются.  Как известно, в Омской области решением субъекта для всех муниципальных образований, в том числе и для города Омска, установлен, во-первых, единый норматив – это 5%, во-вторых, для районов мы устанавливаем еще и допнормативы, с учетом которых в районном бюджете может оставаться до 100% от поступлений по НДФЛ.

– Как определяется размер допнорматива для конкретного района?

– Передавая допнорматив отчислений по НДФЛ конкретному району, мы заменяем этими средствами часть полагающейся ему дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и преследуем понятную цель – повысить заинтересованность муниципалов в развитии собственной налоговой базы. Таким образом, средства, которые получает район в рамках допнорматива, – это те же дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, только в другой форме. И в случае если поступления в рамках дополнительного норматива у конкретного района снизились, мы можем восстановить баланс, увеличив этому муниципальному образованию размер дотации. Могу сказать, что сегодня практически у всех районов поступления по допнормативам существенно превышают объем прочих собственных доходов. Например, у Азовского района по итогам 2017 года объем налоговых и неналоговых доходов составил около 120 млн. рублей, из этой суммы порядка 70 млн. рублей – отчисления по допнормативам. Плюс район получил за год почти 76 млн. рублей в качестве дотаций.

– Образно говоря, дотации – это песок, который засыпают в сосуд с крупными и мелкими камнями, чтобы заполнить пустые пространства и бреши.

– Да, дотации призваны довести вес муниципального бюджета до требуемого значения. И самый важный вопрос здесь – определиться, сколько песка нужно досыпать в каждый из сосудов, чтобы закрыть все пустоты и при этом не переборщить, потому что районов много и средств для достижения минимального веса должно хватить всем. В конце года так или иначе мы стараемся выделить дополнительные средства в рамках дотаций на сбалансированность, чтобы дефициты районных бюджетов свести к минимуму.

– С дотацией на сбалансированность понятно. А с формулировкой «выравнивание бюджетной обеспеченности» не совсем ясно. Что вы выравниваете с помощью средств нецелевой поддержки, если по факту бюджетная обеспеченность в расчете на душу населения в каждом муниципальном образовании все равно отличается?  И где справедливость в этом случае?

– Выравнивая бюджетную обеспеченность, мы предусматриваем для каждого муниципалитета возможность выполнить все первоочередные обязательства перед жителями. Сколько для этого понадобится денег в расчете на одного человека? Универсального ответа на этот вопрос нет, везде по-разному. К примеру, возьмем два села в пределах одного района: в одном живет 500 человек, а в другом 1500 и в каждом из сел есть по средней школе. Затраты на содержание учреждения, которые возложены на местные бюджеты, будут примерно одинаковыми. А в расчете на душу населения затраты в двух этих селах на содержание школ будут сильно разниться. Что мы здесь хотим с помощью модельного бюджета выяснить? Определить вилку расходов местного бюджета на каждое конкретное полномочие с учетом особенностей конкретных муниципальных образований.

И раз уж вы упомянули о справедливости, приведу конкретный пример. По итогам исполнения бюджета 2017 года в городе Омске налоговых и неналоговых доходов на душу населения поступило на уровне 7 014 рублей (с учетом дотаций – 7 102 рубля), а в близлежащем к нему Омском районе за счет налоговых и неналоговых доходов в расчете на человека обеспеченность составила только 2,7 тысячи рублей. К налоговым и неналоговым доходам 272 млн. рублей Омский район получил 257 млн. рублей в виде допнорматива по НДФЛ и почти 198 млн. рублей дотаций, и за счет трех этих источников его бюджетная обеспеченность стала сравнима с показателем по городу Омску – составила 7,2 тысячи рублей в расчете на душу населения, то есть мы выровняли условия, справедливость восстановили, так сказать. Вместе с тем в Омском районе живет более ста тысяч человек. А вот в Большеуковском районе население составляет только 7 360 человек, и собственных доходов там меньше, чем в любом другом районе, но ведь и там должны функционировать школы, детсады, Дома культуры и так далее, верно? Поэтому к 13,8 млн. рублей налоговых и неналоговых доходов Большеуковского района мы добавили в 2017 году более
27 млн. рублей по допнормативу и 67,5 млн. рублей дотаций, и это позволило нам сбалансировать доходы района с расходами. И бюджетная обеспеченность на душу населения за счет собственных доходов и дотаций в этом районе превысила 14,7 тысячи рублей. С одной стороны, да, это в два раза больше, чем в Омском районе, но, с другой стороны, это объективная реальность – чем меньше численность населения, чем удаленней район от областного центра, тем больше средств требуется местному бюджету на исполнение конкретных полномочий в расчете на душу населения. Чтобы учесть всю эту специфику, в расчетах и применяются поправочные коэффициенты.

– В общем, если район неплохо зарабатывает сам, это еще не значит, что ему потребуется меньше дотаций.

– Конечно, те районы, которые в финансовом плане являются «живчиками», требуют меньших затрат от областного центра, но в абсолютном выражении сравнивать объемы дотаций, которые получают разные районы, некорректно – это зависит от очень большого количества факторов. Это и удаленность от города, и удаленность поселений от райцентра, и количество населения, и состояние инфраструктуры, состояние учреждений и масса других факторов. Задача – все эти факторы еще раз проанализировать и понять, что происходит с местными бюджетами после того, как мы оказываем им нецелевую поддержку. Сколько бы ни зарабатывал тот же Омский или Азовский район, нельзя сказать, что они живут в шоколаде. Главой региона Александром БУРКОВЫМ сегодня поставлены однозначные задачи: независимо от того, где живет человек – в областном центре, в близлежащем районе или удаленном, качество жизни должно быть на достойном уровне.

– Есть мнение, что глава района должен быть пробивным, а если не ходить с раскрытым клювиком по высоким кабинетам и не просить, то ничего и не получишь.

– Это не совсем так. С одной стороны, под лежачий камень вода не течет и каждый глава это понимает. С другой стороны, важна способность руководителя реально обосновать свои потребности. Опять же, существующие методики распределения средств исключают субъективный подход. А вот пробивная сила главы муниципального образования сегодня, наверное, должна заключаться в способности организовать процессы по разработке проектов и смет для участия в региональных и федеральных программах, по подготовке документации для участия в конкурсных отборах, по своевременному и качественному освоению средств. Другими словами, финансирование районов сегодня действительно в немалой степени зависит от профессионализма руководителей.

Ранее интервью было полностью доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 4 апреля 2018 года

Loading...




Комментарии через Фейсбук

siv 6 мая 2018 в 19:22:
Что значит «качество жизни на достойном уровне»? Если разбитая дорога, если нет воды, нет газа, а денег хватает на школу — это уровень?
сэм 6 мая 2018 в 03:24:
в Б-Уках живут круче всех
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий

При поддержке

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.