Омская область занимает по этому показателю 48 место из 81
Журнал "Профиль" запустил собственный проект рейтингования российских регионов на основе данных статистики и бюджетных показателей, в котором сравниваются уровень жизни, экономического развития и дотационности. Новые регионы, присоединенные к РФ, и субъекты без входящих в них рейтингумых отдельно регионов приведены справочно. В первом выпуске список благополучия возглавляет Московская область, а замыкает Алтайский край (81 место). При этом качество жизни слабо коррелирует с экономикой региона: половина первой десятки по уровню жизни входит в число лидеров по экономическому развитию.
"Семь регионов в первой десятке по уровню экономического развития (ЭР) напрямую связаны с добычей нефти и газа, еще два – Москва и Нижегородская область – косвенно: в Москве находятся офисы большинства нефтяных компаний. Там они платят львиную часть налогов и ведут финансовую деятельность. Нижегородская область – один из центров нефтепереработки и химии", — отмечают авторы рейтинга.
За Омскую область, как еще один центр переработки нефти, купоны стрижет "застойный" Санкт-Петербург: 79 место по экономической динамике, зато 4 — по уровню жизни и 11 — по уровню экономического развиития. При этом Омская область по росту экономики занимает 22 место, по уровню экономического развития — 45, а по уровню жизни — 48 место. Субсидии и субвенции из федерального бюджета составляют 22,9% регионального.
Можно заметить, что у самых бедных регионов Сибири экономические показатели еще выше: находящаяся на предпоследнем месте по уровню жизни Бурятия занимает 6 место по темпам роста. Новосибирская область с 11 местом по динамике и 26-м — по уровню экономического развития занимает только 75 место по уровню жизни. Из Москвы бюджет республики получает 15,6% доходов.
Анализируя бюджетную систему, составители рейтинга не делают открытий — о бюджетных перекосах и их убийственном воздействии на регионы много лет говорит Наталья ЗУБАРЕВИЧ. "Федеральные власти давно проводят политику стягивания доходов в центральный бюджет и перекладывания расходов на регионы и муниципалитеты. После майских (2012 года) указов президента РФ эта тенденция только усилилась: выполнять требования президента по социальным расходам должны в основном регионы, но никаких перераспределений финансовых средств на эти цели сделано не было.... Вероятно, для решения проблем бездефицитности субъектов и снижения их дотационности стоит увеличить долю регулирующих налогов, оставляемых в бюджетах регионов", — советуют авторы.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ
Инфографика © www.profile.ru