Все рубрики
В Омске воскресенье, 7 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 74,4275    € 88,9334

Десятилетие и век: в Омске отмечают 100-летие Худпрома

30 декабря 2020 12:03
0
1218

На юбилейной выставке собран обширный художественный и историко-документальный материал. 

В Омском музее изобразительных искусств открылась выставка «Худпром-100». Она посвящена 100-летию Сибирского художественно-промышленного техникума им. М.А. Врубеля – легендарного Худпрома.

В масштабном выставочном проекте участвуют Омский государственный историко-краеведческий музей, Омский музей Кондратия Белова, Государственный архив Омской области, Омская государственная областная научная библиотека имени А.С. Пушкина, Омский литературный музей имени Ф.М. Достоевского. В составе экспозиции графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, редкие издания, фото и архивные материалы – около 200 экспонатов.

Худпром недаром стал феноменальным явлением в истории Сибири, он – первое и единственное образовательное учреждение нового типа, открывшееся здесь в 1920 году и за десять лет существования давшее стране и региону большое количество знаменитых выпускников. Среди них: художники Тимофей КОЗЛОВ, Кондратий БЕЛОВ, Константин ЩЕКОТОВ, архитекторы Евгений СТЕПАНОВ, Василий КАСАТКИН и многие другие. Перед Худпромом стояла самая передовая задача – подготовить специалистов для работы на производстве. На синтез искусства и техники возлагались большие надежды: он должен был помочь создать красивую, здоровую, благоустроенную среду для жизни людей молодого государства.

Создание художественной школы в разрушенном Гражданской войной Омске представлялось затеей практически нереальной. И даже сейчас кажется удивительным, что в голодные и холодные 1920-е годы эту, как сказали бы теперь, «амбициозную задачу» удалось решить, и решить с блеском.

– Худпром – это такое уникальное учебное заведение, которое просуществовало десять лет, но оставило потрясающий след, – говорит представитель Омского исторического архива Наталья ХРАПОВА. – Это фактически продолжение Белой столицы. Те творческие люди, которые остались здесь, в сложное время, когда свирепствовал тиф, не было денег, всё было в нищете и разрухе, учили новое поколение художников и воспитали целую плеяду великих мастеров.

В экспозиции собраны работы, отражающие практически все учебные направления Худграфа: здесь есть этюды, портреты, натюрморты, проекты зданий, эскизы агитационных плакатов, рекламных афиш, календарей, макеты книг, рисунки модного текстиля. Примечательно, что из последнего сохранилась лишь одна работа – образец росписи ткани, сделанный Любовью УСОВОЙ. Работа поступила в музей в плохом состоянии, и реставраторам пришлось изрядно потрудиться, чтобы придать ей первозданный вид. Это касается и многих других произведений.

– Многие работы пришли собранными в рулончик, особенно бумага, также и некоторые живописные работы. Текстильная часть тоже была в рулончиках и уже скаталась, – рассказывает заведующая отделом реставрации графики и ткани Музея им.М.А. Врубеля Татьяна МАСЮК. – Очень много работ сделано на плохой бумаге, хотя Худпром получал бумагу хорошего качества, но, видимо, в недостаточном количестве. Часть работ попала в какой-то потоп: они были с затеками. У некоторых отслаивался красочный слой, у других были потери основы, которую мы восполняли. Бумага с годами разрушается, и укреплять ее сложно, трудоемко. К счастью, музей недавно закупил новое реставрационное оборудование, и мы впервые применили его здесь.

Особый раздел выставки включает произведения искусства из бывшего музея Худпрома. Экспонаты были бережно сохранены одним из его выпускников Сергеем ПАХОТИНЫМ. Вероятно, используя работы живописцев прошлого в качестве вдохновляющего примера, а предметы ДПИ – как натуру для натюрмортов, студенты оттачивали свое мастерство. И сейчас в витринах можно увидеть вазы императорского фарфора, японскую курительницу XVIII века, колоритную кавказскую посуду.

Знаковым объектом является воссозданный архитектурный эскиз 1928 года – праздничная трибуна-мачта, похожая на корабль с алыми парусами.

– У нас представлен большой блок архитектурной графики – студенческие работы в листах, – поясняет куратор выставки хранитель фонда советской и современной графики Светлана ИЗОТЕНКО. – Отчасти это были утопические проекты, чистые архитектурные фантазии, но студентам это разрешалось. Эта вещь тоже есть в листе, причем там не указан автор, что создает определенную таинственность. Мы ее называем трибуна-мачта, потому что у нее действительно образ летящего вперед корабля. Легкость, воздушность – это то, что было актуально для архитектуры в 1920-х годов. Интересно, что в архивах краеведческого музея есть фотография 1928 года, где на каком-то празднике в центре города стоит похожая конструкция и на ней находятся люди. Возможно, она сделана по этому эскизу.

Самое ценное в выставке «Худпром-100», наверное, то, что тут можно увидеть эскизы, зарисовки, пробные работы будущих известных художников, узнать их первые шаги и вспомнить, к чему они в результате привели. Особенно это будет интересно для учащихся художественных школ. Работа выставки продолжится до 11 апреля.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.