Почему районное ЖКХ магнитом притягивает любителей разбазаривать бюджетные деньги?
Писать в газету меня заставила критическая ситуация, которая сложилась в Русско-Полянском районе по теплоснабжению. Как известно, в районе нет леса, нет месторождений угля, торфа, нефти, газа. Но этот район один из основных в области поставщиков зерна, причем зерна высоких хлебопекарных качеств. Район целинный, многие села организовывались в 1954 году с палаток и передвижных вагончиков. Население района в основном приезжее. Для жителей-степняков топливом в то время служил … кизяк. Для молодежи поясню: это высохший навоз. Конечно, до этого дело не дойдет. Про кизяк я пошутил. Так же как «пошутил» заместитель губернатора на совещании по вопросам задолженности района за поставленный газ, посоветовав отапливаться дровами.
Откуда долги?
Ну а теперь по существу проблемы. Долги у коммунальщиков Русско-Полянского района перед ЗАО «ГазПромМежрегионГаз Омск» есть, и немалые. Русско-полянскую проблему я хорошо знаю, так как являюсь конкурсным управляющим ООО «Управление предприятиями коммунального комплекса Русско-Полянского муниципального района». А это означает, что располагаю всей документацией, переданной мне бывшим руководителем этого предприятия Шулепко А.А.
Почему же образовалась задолженность у коммунальщиков района перед поставщиком природного газа ЗАО «ГазПромМежрегионГаз Омск»? Газ поставлялся потребителю ООО «Теплосервис», которое отапливало население, учреждения и предприятия райцентра. Учредителями ООО «Теплосервис» являлись администрация Русско-Полянского городского поселения, администрация Солнечного сельского поселения и одно физическое лицо. Основным видом деятельности предприятия было: производство тепловой энергии котельными. Дополнительно: распределение тепловой энергии, обеспечение работоспособности котельных, обеспечение работоспособности тепловых сетей. Таким образом, ООО «Теплосервис» осуществляло весь комплекс работ по теплоснабжению райцентра. Для этого владельцы, а именно администрация городского и сельского поселений передали ООО «Теплосервис» в арендное пользование котельные, теплосети.
ООО «Теплосервис» отвечало всем требованиям теплоснабжающего предприятия. Оно работало по договорам по теплоснабжению, заключенным с учреждениями соцкультбыта, предприятиями, населением. Поставки природного газа ЗАО «ГазПромМежрегионГаз Омск» для предприятия осуществлялись также по договорам.
В каждом сельском поселении, а их десять (бывшие совхозы), были организованы предприятия ЖКХ в виде обществ с ограниченной ответственностью, в состав учредителей которых входят администрации сельских поселений, которые, имея на своем балансе (в собственности) котельные, скважины на воду, водонапорные башни, тепло- и водокоммуникации и т. д., передают их в арендное пользование предприятиям ЖКХ.
Используя данное арендованное у администрации имущество, предприятия ЖКХ обеспечивали население теплом и водой, соблюдая при этом сохранность и надлежащую эксплуатацию этого имущества, включая его ремонт и техническое перевооружение. Деятельность предприятий ЖКХ регламентировалась Уставом, решениями собраний учредителей, существующим законодательством. Предприятия ЖКХ района являлись самостоятельными юрлицами, самостоятельными хозяйствующими субъектами. Доходные части этих предприятий формировались из денежных поступлений за водо- и теплоснабжение от населения, хозяйствующих субъектов, а также бюджетов всех уровней. Курировал всю систему ЖКХ один из заместителей главы администрации района.
Здравствуйте, я ваш УПКК!
И вот здесь-то начинается нечто интересное. По чьему-то хотению или велению 4 мая 2010 года учреждается ООО «Предприятие коммунального комплекса Русско-Полянского муниципального района Омской области» с уставным капиталом 10 000 руб. Учредителями являются Шулепко А.А. – 5200 руб., Торопова В.В. – 4800 руб. Директором избран Шулепко А.А. Однако, видимо, не совсем продумали или поторопились с созданием этого предприятия, поэтому уже 15 июня 2010 года созданное предприятие преобразуется в ООО «Управление предприятиями коммунального комплекса Русско-Полянского муниципального района Омской области» с тем же уставным капиталом, с теми же учредителями, с тем же директором. Таким образом, преобразованное предприятие становится как бы управляющей компанией предприятий ЖКХ всего района. Основной вид деятельности указан: «Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием». Организация и оказание услуг по тепло- и водоснабжению не указаны. Значит, делать это предприятие не имеет права. Таким образом, два гражданина – Шулепко А.А. и Торопова В.В. зарегистрировали сугубо частную компанию по оказанию консультационных услуг с претензией на роль управляющей компании в сфере ЖКХ района.
Ни одна из администраций (районная, поселковая, сельские), ни одно из предприятий ЖКХ района ни прямо, ни косвенно не входили в состав учредителей ООО «УПКК», а значит не имели права участвовать в управлении деятельностью этого предприятия, получать свою долю от прибыли. За весь период деятельности 2010-2015 гг. директором ООО «УПКК» не было организовано даже собственного офиса, производственной базы, не было приобретено (кроме служебных автомобилей) ни одной единицы техники для организации обслуживания предприятий ЖКХ, устранения аварий (землеройные и подъемные механизмы, газоэлектросварочные аппараты и т.д.), не было организовано оперативных групп для обслуживания предприятий ЖКХ. Ведь основной смысл организации управляющей компании, коим значилось ООО «УПКК», заключалось именно в этом.
Смешно говорить, но, видимо, в целях оздоровления и организации досуга всех работников ЖКХ района Шулепко А.А. закупил за счет предприятия стол бильярдный (93 195 рублей), беговую дорожку электрическую (49 983 рубля), стол теннисный (23 330 рублей), 50 шт. стульев металлических (27 900 рублей), стол обеденный (22 680 рублей), палатки брезентовые (29 000 рублей), кушетку медицинскую (3 800 рублей), кондиционеры (37 449 рублей), «кремлевский забор» (21 585 рублей) и пр. Всего приобретено инвентаря подобного рода на сумму 317 888 рублей 11 копеек. За 2012-2014 гг. с расчетного счета ООО «УПКК» произведены авансовые платежи в ОАО «Омскэнергосбыт» за потребляемую электроэнергию жилого дома, принадлежащего Шулепко А.А. на сумму 85 332 рубля 49 копеек.Оплачена с расчетного счета предприятия также ипотека в ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» за квартиру в Омске на сумму 608 002 рубля.
Ежегодно, как и положено, директор Шулепко А.А. утверждал штатное расписание ООО «УПКК» и вместе с тем по документам явствует, что в августе 2011 г. Торопова В.В. получила заработную плату в сумме 150 тыс. рублей, в декабре 2011 года Питеримов В.В. – 400 тыс. рублей, в январе 2012 года Питеримов В.В. получил 950 тыс. рублей, Смирнова В.Н. в январе 2012 года получила 950 тыс. рублей. Подчеркиваю: не премию, а заработную плату, превышающую в разы указанную в штатном расписании. Все эти сведения получены из бухгалтерской и банковской документации предприятия.
Читатель подумает – а что здесь удивительного, ведь речь идет о частном предприятии, да и суммы смешные, далеко не миллиардные.Но есть одно обстоятельство. По данным заместителя главы Русско-Полянского района по финансам и экономике, председателя комитета финансов и контроля администрации Русско-Полянского муниципального района Сидоренко О.А. (письмо № 204 от 09.10.2015 г.) ООО «Управление предприятиями коммунального комплекса Русско-Полянского муниципального района Омской области» получило за 2011-2014 гг. из районного бюджета 60,7 млн рублей, из бюджетов сельских (городского) поселений 16,1 млн рублей. Всего: 76,8 млн рублей. Указанные денежные средства поступили на расчетный счет ООО «УПКК». Кроме этого, деньги поступали от отделения Федерального казначейства. Всего за указанный период на расчетный счет ООО «УПКК» поступило по данным ОАО «Сбербанк России» и АО «Россельхозбанк» бюджетных средств на сумму 81,4 млн рублей.
Осуществлялся ли контроль?
На мой запрос пришел ответ министра финансов Омской области В.А. Чеченко № 04-3-27/8849 от 10.11.2015 г. Цитирую:
«Министерство финансов Омской области (далее – Министерство), рассмотрев Ваш запрос в отношении ООО «Управление предприятиями коммунального комплекса Русско-Полянского муниципального района» (далее – Предприятие) от 16.10.2015 г. № 148, сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным Указом Губернатора Омской области 24.02.2004 г. № 36 (далее – Положение), Министерство является органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики Омской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Омской области в этой сфере.
Согласно подпункту 21 пункта 1 Положения Министерство наделено полномочием по представлению Омской области в договоре о предоставлении бюджетного кредита, а также в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением.
По состоянию на 10.11.2015 г. задолженность Предприятия по предоставленным бюджетным ссудам и кредитам перед областным бюджетом отсутствует, в связи с чем Министерство не имеет требований к Предприятию.
Кроме того, Министерство не наделено полномочиями предоставлять разъяснения о порядке оплаты за счет средств муниципальных образований Омской области услуг по теплоснабжению.
На основании изложенного Министерством не может быть представлена запрашиваемая информация».
Понял ли что-либо читатель? Оказывается, область выделяет бюджетные деньги району, но их расходование не контролирует. Мне же советуют не лезть не в свое дело. Так тогда можно предположить, что одной Газпром нефти будет мало, чтобы бюджет области исполнял все свои обязательства.
В платежных банковских документах указано, что плата произведена ООО «УПКК» за оказание услуг по отоплению только муниципальных учреждений, к примеру Сибирской средней школы, детского сада или Дома культуры и т.д. Логично было бы оплату производить на расчетный счет ООО «Сибирское ЖКХ», однако деньги поступали на расчетный счет ООО «УПКК».
Повторяю, что бюджетные деньги в сумме 81,4 млн рублей перечислены комитетом финансов и контроля района и Управлением Федерального казначейства Омской области непосредственно ООО «УПКК», предназначенные за теплоснабжение муниципальных и региональных учреждений, которое осуществляли другие предприятия ЖКХ района.
В ООО «УПКК» нет и не было в собственности, ни в арендном пользовании ни одной котельной, ни одной скважины на воду, ни одного метра тепло-, водосетей. Получается, что главным распределителем бюджетных средств по линии ЖКХ в Русско-Полянском районе явилось ООО «УПКК».
Я написал заявление в прокуратуру Русско-Полянского района с подробным изложением всех этих фактов и просьбой выяснить: какими распорядительными документами (когда и кем подписывались) руководствовалась председатель комитета по финансам и контролю, перечисляя бюджетные деньги ООО «УПКК», предназначенные предприятиям ЖКХ района за оказанные услуги по теплоснабжению муниципальных предприятий? Законно ли это? То же самое по Федеральному казначейству. Перечисляя бюджетные деньги ООО «УПКК», предназначенные для предприятий ЖКХ, осуществлялся ли контроль за их расходованием администрацией района, комитетом по финансам и контролю района, Министерством финансов Омской области?
Таким образом, ООО «УПКК» выполняло роль посредника или на предпринимательском языке роли прокладки. Допустимо ли это, ведь речь идет о целевых бюджетных средствах?
С момента подачи заявления прошел 1 год. Ответа на вопросы я не получил, хотя и возбуждено уголовное дело в отношении бывших руководителей ООО «УПКК».
Странные обязанности
При передаче документов от бывшего директора ООО «УПКК» Шулепко А.А. я получил «Соглашение о взаимодействии управляющей компании ООО «Управление предприятиями коммунального комплекса Русско-Полянского муниципального района» и Администрациями поселений района», подписанное Шулепко А.А. и всеми главами администраций городского и сельских поселений, кроме Добровольского и Солнечного.
Удивительно, но администрации поселений в соответствии с cоглашением берут на себя обязательства, по которым они не обязаны ни перед кем отчитываться как самостоятельный административный субъект. Не менее странными являются «обязанности УПКК», а именно некоторые из них: контроль за организацией бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ; доведение до предприятия заданий по целевому использованию полученных бюджетных финансовых средств и контроль за их использованием; оперативное руководство и контроль за использованием технических средств, принадлежащих предприятиям ЖКХ (автотранспорт, спецтехника, оборудование) для решения возникающих производственных проблем; практическая помощь предприятиям в вопросах комплектации материально-технического снабжения (расчеты по необходимому оборудованию, материалов, выписка счетов, при необходимости доставка).
Спрашивается, по какому праву глава местного поселения, организовав предприятие ЖКХ, являясь одним из его учредителей, передав предприятию ЖКХ имеющееся на балансе администрации в арендное пользование имущество, дает ООО «УПКК», созданное из двух физических лиц, право контроля и руководства этим предприятием?
На мой запрос все главы администраций местных поселений в письменной форме заявили о том, что никакого соглашения они не подписывали и разрешения предприятиям ЖКХ заключать договоры с ООО «УПКК» не давали. Все ответы написаны «под копирку», а значит, по чьей-то команде.
Хотя есть все подписи и печати администраций. При встречах некоторые говорили, что их заставили подписать. И вот это «Соглашение» впоследствии стало основой для последующих действий Шулепко А.А.
Я просил следственные органы выяснить: кто заставил (убедил, уговорил?..) глав местных поселений заключить «Соглашение» с ООО «УПКК»? Какими распоряжениями, решениями это было сделано? Кто способствовал организации управляющей компании ООО «УПКК», созданной двумя физическими лицами? Почему в состав учредителей ООО «УПКК» не вошли администрации сельских поселений, предприятия ЖКХ района? Почему администрацией района в 2010-2014 гг. не осуществлялся контроль за производственно-финансовой деятельностью ООО «УПКК» как управляющей компанией всеми предприятиями ЖКХ района, хотя деньги из бюджета перечислялись именно на расчетный счет ООО «УПКК»?
Ответов также нет.
Вопросы главам
В условиях бесконтрольности и безнаказанности Шулепко А.А. развил бурную деятельность, которой может позавидовать любой предприниматель с сомнительной репутацией. Между ООО «УПКК» и предприятиями ЖКХ района были заключены, мягко говоря, сомнительные договоры оказания услуг. Так, например, по договорам оказания «консультационных услуг по организации коммерческой деятельности» за 2010–2011 гг. на расчетный счет ООО «УПКК» поступило 9,1 млн рублей, в том числе от работников этого предприятия. Получается, что эти работники прошли обучение приемам оказания услуг по организации коммерческой деятельности и внесли деньги в кассу ООО «УПКК». Отличились также директора нескольких предприятий ЖКХ, внесших в кассу ООО «УПКК» более 6 млн рублей. Уважаемые русскополянцы, поясните мне, человеку, не живущему в Русско-Полянском районе уже 25 лет, какую коммерческую деятельность можно вести в котельной и водокачке? И почему директора предприятий ЖКХ отнюдь не из собственного кармана заплатили эти деньги ООО «УПКК» в лице Шулепко А.А. и Тороповой В.В.? Ведь эти деньги можно было направить на ремонт котельных, теплосетей, увеличение заработной платы.
По договорам уже оказания услуг по «управлению предприятием ЖКХ» опять же ООО «УПКК» получило за 2011 г. – 1,6 млн рублей. Мне не удалось выяснить, в чем же заключались эти консультационные услуги. Я адресую вопрос главам администраций сельских поселений: почему, создавая предприятия ЖКХ, вы формировали управленческий аппарат предприятия, избрали директора из числа людей неспособных вести делопроизводство, наладить бухгалтерский учет, принимать управленческие решения и т.д.?
Как выяснилось, Шулепко А.А. приходилось разрабатывать для десяти предприятий ЖКХ района штатные расписания, должностные инструкции, устанавливать уровень оплаты труда, т.е. должностные оклады, премиальные и пр. Сам бы не поверил, если б не читал эти договоры, отчеты и пояснения.
В 2010-2013 гг. директором ООО «УПКК» Шулепко А.А. с предприятиями ЖКХ района заключались договоры «о совместной производственно-хозяйственной деятельности», по которым получено 5,1 млн рублей. Одновременно по этим же договорам за указанный период ООО «УПКК» перечислило уже предприятиям ЖКХ района 22,1 млн рублей. Мне не удалось выяснить, в чем же заключалась совместная производственно-хозяйственная деятельность ООО «УПКК» с предприятиями ЖКХ? Из каких средств ООО «УПКК» перечислило столь весомую сумму, не есть ли это «отмывание» бюджетных средств? Пока молчит комитет по финансам и контролю, молчит прокуратура, молчат следователи.
За 2013 г. работник ООО «УПКК» бухгалтер Смирнова В.Н. внесла на расчетный счет предприятия 3 250 тыс. рублей, за 2014-2015 гг. она же внесла 350 тыс. рублей, главный бухгалтер Гиблер О.Г. – 450 тыс. рублей.
Выяснить, что за платные услуги (населению? предприятиям ЖКХ?) оказывали данные работники ООО «УПКК», кто их уполномочивал оказывать услуги лично, на основании каких договоров, чьих распоряжений они осуществляли указанную деятельность – мне не удалось.
Таким образом, из всех источников (бюджет, договоры и пр.) ООО «УПКК» получило за 2010-2014 гг. 114,5 млн рублей.
Да, это не миллиарды, возможно, эти цифры требуют уточнения, но у всякого нормального человека возникают вопросы: почему это стало возможным? Почему управляющей компанией ООО «УПКК» не был сформирован «Фонд развития производства Русско-Полянского УПКК» (так он именован)? Положение это было разработано Тороповой В.В. 20.01.2011 г. Текст Положения находится у меня. Почему управляющей компанией ООО «УПКК» не был сформирован план реконструкции (технической модернизации, оптимизации затрат и пр.) предприятий ЖКХ района, если эта компания была создана именно для этого? Почему, получив значительные денежные средства, в т.ч. бюджетные, ООО «УПКК» не создало своей необходимой производственной базы для осуществления своих договорных обязательств перед предприятиями ЖКХ, оставив при этом на собственные нужды солидную часть от всех полученных средств? Каким образом при штатной численности ООО «УПКК» от 10 до 24 чел. (в разные годы) осуществлялся весь комплекс договорных услуг? Почему в спешном порядке, после ухода бывшего главы администрации Русско-Полянского муниципального района Молоканова А.А. были расторгнуты все договоры между ООО «УПКК» и предприятиями ЖКХ района?
Кто дал команду на расторжение всех прочих договоров, если эти договоры были на пользу дела, неизвестно. Почему опять же в спешном порядке директор Шулепко А.А. подал заявление в Арбитражный суд Омской области на самобанкротство ООО «УПКК», не рассчитавшись с работниками предприятия?
После экстренного расторжения договоров ООО «УПКК» с предприятиями ЖКХ района ими была проведена аудиторская проверка совместной деятельности и установлено, что ООО «УПКК» осталось должно десяти теплоснабжающим предприятиям 66,3 млн руб., в т.ч. ООО «Теплосервис» – 27,8 млн руб.
Указанных денежных средств на расчетном счете и в кассе ООО «УПКК» не оказалось.
Решениями Арбитражного суда Омской области была установлена задолженность ООО «УПКК» перед предприятиями ЖКХ района (по их заявлениям) на сумму 56,1 млн рублей. Эти требования включены в реестр кредиторской задолженности и подлежат оплате. А это означает, что своими действиями бывший руководитель ООО «УПКК» Шулепко А.А. нанес убытки предприятию.Отказались в суде взыскивать задолженность с ООО «УПКК» руководители НЕКОТОРЫХ предприятий ЖКХ. Почему отказались? Это вопрос к главам этих сельских поселений, да и пожалуй к следователю.
Для привлечения к ответственности виновных в такой «хозяйственно-финансовой деятельности» 30.11.2015 г. мною было направлено заявление в прокуратуру Русско-Полянского района. Несмотря на то, что за 2014-2015 гг. из всех источников, включая бюджет, ООО «УПКК» получило 9,8 млн рублей, оно было объявлено несостоятельным (банкротом). Банкротство было признано фиктивным, но в возбуждении уголовного дела в отношении Шулепко А.А. было отказано. Об этом я получил извещение, подписанное начальником ОВД Пономаревым, хотя в УВД были представлены все соответствующие документы.
Ничего личного
В период с 2004 г. по 2014 г. главой администрации Русско-Полянского района работал Молоканов А.А., причем в декабре 2004 г. он был избран 65,1 % голосов избирателей. Работал в русско-полянском тресте «Сельхозводстрой», затем директором СПТУ-42. Откровенно говоря, мне не совсем понятно, почему он не обеспечил контроль за расходованием бюджетных средств, почему за его спиной происходили все эти странности. Тем более, ранее он работал вместе с Шулепко А.А. и должен был знать, что это за «управленец».
Задолженность по оплате за поставленный газ возникла именно за период 2010-2014 гг. Ответственность за это несет ООО «УПКК» в лице бывшего директора Шулепко А.А. ООО «УПКК» оплатило ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» и ОАО
«Омскгазстройэксплуатация» за 2011-2012 гг. – 14,9 млн рублей. Затем платежи прекратились.
Крайним же оказалось ООО «Теплосервис», которое находится сейчас в стадии банкротства, хотя до этого на этом предприятии было введено внешнее управление, попросту говоря, процедура финансового оздоровления с целью сохранения предприятия. Для этого необходимо было провести реструктуризацию задолженности, дать возможность до конца провести процедуру внешнего управления и предприятие смогло бы за 1,5-2 года рассчитаться по долгам. Каким образом? Ликвидировав сомнительные, мягко говоря, сделки и вольное использование бюджетных денежных средств. К сожалению, это не получило поддержки у «газовиков» и руководства Омской области. Хотя и тем и другим я докладывал и устно и письменно о причине возникшей задолженности по поставкам природного газа.
Мне трудно судить о причинах, но ранее в Русско-Полянском районе было организовано (27.04.2009 г.) ООО «Производственная фирма – Рустепло», а затем по причине банкротства оно было ликвидировано (30.03.2013 г.). Одним из учредителей этого предприятия был Шулепко А.А. До этого (03.07.2006 г.) было создано ООО «Рустепло». По причине банкротства оно также было ликвидировано (02.03.2012 г.). В настоящее время действует ООО «Русвод», организованное 03.07.2006 г. Учредителями этого предприятия являются: комитет по управлению имуществом при администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области, имеющий долю в уставном капитале – 2,4 %, Коршунов С.И. – 25,4 %, Торопова В.В. – 24,4 %, Шулепко А.А. – 47,8 %. Это предприятие также получает бюджетные деньги. На этот счет у меня есть письмо председателя комитета по бюджету и контролю администрации района.
Все сведения, приведенные в статье, получены из официальных источников, из документов бухгалтерии ООО «УПКК», ФНС и банков. Ничего личного. Только надлежащее исполнение обязанностей конкурсного управляющего, возложенных на меня законом. В своем письменном заявлении и на личном приеме у исполняющего обязанности начальника УМВД России по Омской области я просил поручить следствие по данному вопросу органам областного уровня, однако меня заверили, что следователи в русско-полянской полиции высококвалифицированные и что им будет оказана помощь, а также установлен контроль за ходом следствия.
Верю. Как верю и в то, что в Омской области ведется борьба с коррупцией.
Иван НАЗАРОВ, арбитражный управляющий
Первая публикация – в газете «Коммерческие вести» от 1 февраля 2017 года