Все рубрики
В Омске четверг, 15 Ноября
В Омске:
-6
Пробки: 2 балла
Курсы ЦБ: $ 67,9975    € 76,7556

Коллекционер Андрей МАЕВСКИЙ приглашает омичей в «Царство Флоры»

28 августа 2018 10:59
0
1137

В Государственном областном художественном музее «Либеров-центр» состоялось открытие выставки «Царство Флоры» из частного собрания известного коллекционера, искусствоведа Андрея МАЕВСКОГО.

Экспозицию составили живописные, графические работы и произведения декоративно-прикладного искусства рижских и санкт-петербургских художников.

Выставка небольшая — всего около 60 работ. Авторы разные, разные техники и жанры, но все представленные произведения объединяет тема цветов, тема чарующего царства Флоры. Это вечная тема, всегда притягательная, всегда любимая разными художниками и самыми разными зрителями всех времён. К цветочным мотивам художники обращаются в стремлении показать природную красоту окружающего мира — её совершенство, её изменчивость и мимолётность.

Центральным экспонатом выставки, её лицом, владелец коллекции избрал работу молодого художника Наталии ЦИЛЕВИЧ «Флора» (холст, акрил.), написанную в 2018 году. Заметим, что в экспозиции представлены и 4 работы самого Андрея МАЕВСКОГО, выполненных в разных техниках: «Азалия», «Иван чай цветёт», «Фрезии» и «Вечерний букет».

Научный сотрудник музея, куратор проекта Галина ЛУЗЯНИНА подчёркивает:

— Выставочный проект знакомит зрителя с широко известными, но мало экспонируемыми в Омске, мастерами: Артуром НИКИТИНЫМ, Ларисой ШЕЛЛАР, Марисом АБИЛЕВСОМ, Леонидом ТКАЧЕНКО, Феликсом ВОЛОСЕНКОВЫМ, Иваном СЕВАСТЬЯНОВЫМ, Алексеем ПАРЫГИНЫМ, Эдуардом АНТОНОВЫМ и другими. Авторы демонстрируют интерес к сложным и выразительным графическим техникам: офорту, литографии, шелкографии, акварели и другим. Произведения прибалтийских авторов отличаются новизной и экспериментами, обогащением пластического и образного языка. Здесь и традиционные художественные постановки, декоративные композиции и символические фантазии. За кажущейся простотой изображения скрыто множество смыслов. В них отражается авторское осмысление реальности. Особое место в экспозиции занимают стилизованные цветочные композиции.

По мнению специалистов, жемчужиной коллекции можно назвать графические листы Мариса АБИЛЕВСА «Душистый горошек» и «Цветы в вазе» (работа сухой иглой — редкая техника), а также цветную литографию этого же автора «Плод». Как пояснил Андрей МАЕВСКИЙ, этот художник — именитый график, известный и в нашей стране, и на Западе, в 1990-е годы принял решение поменять творческое направление и сейчас выступает только как скульптор и живописец. Тогда же, в 90-е он передал в коллекцию МАЕВСКОГО всю остававшуюся в мастерской графику. Графические работы АБИЛЕВСА хранятся в Латвийском национальном художественном музее, в частных коллекциях. Их очень мало — это большая редкость. 

У другой латвийской художницы Ларисы ШЕЛЛАР — прямо противоположная история. Она была известна как живописец, а затем увлеклась графикой. В экспозиции — две работы этого автора, выполненных в технике цветной ксилографии «Ночной мотылёк. (Ирис)» и «Шизофрения 1-4».

На выставке представлены произведения, созданные в период с 50-х годов прошлого века по сегодняшний день. Одна из самых свежих работ, представленных в экспозиции, — большая по формату пастель мэтра латвийского искусства Артура НИКИТИНА «Ночной букет», написанная им в ночь перед отправкой экспозиции в Омск. В экспозиции зритель также сможет увидеть и другие, более ранние работы НИКИТИНА, 1960-х годов — например линогравюру «Южное растение (Монстера)», акварели «Южный натюрморт» и «Бегония».

Андрей МАЕВСКИЙ поясняет, что в технике акварели работали многие рижские художники: 

— Школа рижской акварели была хорошо известна в Советском Союзе и за его пределами. В 50-80-е годы ХХ века в Латвии проводилось множество выставок акварельных работ. Выпускались художественные альбомы рижских акварелей и наборы открыток. 

Не менее ярким художником коллекционер считает Леонида ТКАЧЕНКО, старейшего художника( ему 92 года)- характерного представителя ленинградской школы, а также Ивана СЕВАСТЬЯНОВА, творчество которого представлено на этой выставке работой 1957 года «Лотосы. Шанхай» (бумага, темпера).

Особое внимание МАЕВСКИЙ уделил творчеству Эдуарда АНТОНОВА;

— Мастеру 88 лет, он до сих пор работает. В музее имени Врубеля хранится небольшая коллекция его работ. В моей коллекции — более 70 его работ. Хочется провести его персональную выставку, сопроводив её показом видеофильма об этом удивительном человеке. Выставка запланирована. Хочется поделиться со зрителем этим уникальным материалом.

Далее МАЕВСКИЙ в обзоре коснулся керамики Юлии КИРИЧЕНКО, работ Всеволода ВОЛОСЕНКОВА, Евгения ГИНДПЕРА и заострил внимание зрителей на эскизных узорах для огранки по стеклу Ивана ШУБИНА — единственного непрофессионального художника из всех представленных на выставке — необыкновенно талантливого, мечтавшего стать художником, но попавшего в 1937 году в лагеря. В 50-е годы ШУБИН вернулся в Ленинград, но ему отказали в прописке и он поселился под Новгородом, работал художником-гравёром в цехе обработки стекла на заводе «Восстание», был автором 3 рацпредложений по нанесению рисунка на стекло методом печати с применением машинки, — этим методом на стекольных заводах пользуются по сей день. Его работа «Георгины» (акварель, гуашь. 1960-е гг.) занимает центральное место в экспозиции. 

Директор музея Елена БУЙНОВА напомнила присутствующим, что это уже второй совместный проект музея и Андрея МАЕВСКОГО, поблагодарила коллекционера за те дары, которые он передал в музей, и за ту просветительскую работу, которую он ведёт, в том числе участвуя в нескольких проектах, связанных с детьми, «а это — воспитание души, воспитание чувств соприкосновением с прекрасным, соприкосновением с искусством», — подчеркнула директор Либеров-центра и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество. К этим словам присоединился директор Музея имени Кондратия Белова Владимир БЕЛОВ, который поблагодарил Андрея МАЕВСКОГО за подвижничество и добавил, что двери омских музеев для него всегда открыты.

На открытии выставки присутствовал Георгий КАТИЛЛО-РАТМИРОВ, которого Андрей МАЕВСКИЙ в шутку называет своим творческим дедом, поскольку КАТИЛЛО-РАТМИРОВ — учитель его учителя, Владимира БЕЛОУСОВА. В Риге и Санкт-Петербурге в связи с юбилеями омских художников Анатолия ЧЕРМАШЕНЦЕВА и Георгия КАТИЛЛО-РАТМИРОВА недавно состоялись две выставки, в которых экспонировались работы юбиляров. Альбом-каталог выставочных работ своей юбилейной выставки Георгий Сергеевич с благодарностью принял в дар, отметив в ученике редкое качество, которое считает особенно ценным — преданность искусству. 

Выставка ждёт посетителей по адресу ул. Думская, 3.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ

Loading...




Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.