Попытки предпринимателей убрать НТО с муниципальной земли на частную встретили противодействие власти.
На сайте администрации города Омска появился проект постановления мэра Омска Оксаны ФАДИНОЙ «О совершенствовании механизмов реализации схемы размещения нестационарных торговых объектов в городе Омске».. В проекте говорится о дальнейших намерениях администрации Омска в отношении НТО. Особенно любопытно приложение, где рассказывается вся омская история введения нестационарных торговых объектов в законодательные рамки, а также объясняются пути дальнейшего их регулирования. По традиции «Коммерческие вести» представляют читателям этот документ целиком, как он есть:
«О совершенствовании механизмов реализации схемы размещения нестационарных торговых объектов в городе Омске».
Руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Омска, постановляю:
1. Принять к сведению информацию о совершенствовании механизмов реализации схемы размещения нестационарных торговых объектов в городе Омске согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Администрациям административных округов Администрации города Омска:
1) разработать в 2019 году перечень специализаций торговли для использования в схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации города Омска 4 августа 2014 года № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» (далее – схема размещения нестационарных торговых объектов);
2) провести в 2019 году актуализацию схемы размещения нестационарных торговых объектов с целью приведения к единообразию с перечнем специализаций торговли;
3) провести в 2020 году анализ обеспеченности населения города Омска площадью торговых объектов в разрезе комитетов территориального общественного самоуправления с целью расширения количества мест для объектов нестационарной и выездной торговли;
4) обеспечить в 2020 году разработку предложений в части изменения положений Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, установленного постановлением Администрации города Омска от 23 декабря 2014 года № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска», в отношении регулирования отдельных сегментов мелкорозничной торговли.
3. Администрациям административных округов Администрации города Омска, Казенному учреждению города Омска «Управление информационно-коммуникационных технологий» обеспечить в 2020 году разработку визуализированной схемы размещения нестационарных торговых объектов;
4. Департаменту правового обеспечения и муниципальной службы Администрации города Омска обеспечить в 2019 году рассмотрение возможность установления запрета размещения нестационарных торговых объектов на территориях, прилегающих к жилым зданиям, находящимся в общем пользовании проживающих в них лиц (придомовые территории), предложить варианты возможного правового регулирования.
5.Департаменту городской экономической политики Администрации города Омска:
1) продолжить работу по координации деятельности структурных подразделений Администрации города Омска в сферах внесения изменений в постановление Администрации города Омска от 23 декабря 2014 года № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска» и постановление Администрации города Омска 4 августа 2014 года № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска»
2) рассмотреть в 2020 году на заседании рабочей группы по проработке предложений по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Омска возможность пролонгации договоров на размещение нестационарных торговых объектов;
Департаменту информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Омска.
Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Мэр города Омска О.Н. Фадина
Приложение к постановлению Администрации города Омска
от _____________________ № _____
ИНФОРМАЦИЯ
о совершенствовании механизмов реализации схемы размещения нестационарных торговых объектов в городе Омске
Работа по совершенствованию механизмов размещения нестационарных торговых объектов является одним из приоритетных направлений деятельности Администрации города Омска при решении вопросов взаимодействия с предпринимательским сообществом.
Правовые основы организации и развития мелкорозничной нестационарной торговли были заложены еще в конце 2009 года статьей 10 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Именно в тот период была утверждена первая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (постановление Администрации города Омска от 22 ноября 2011 года № 1556-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска»). Тогда органом, уполномоченным на размещение нестационарных торговых объектов, был департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена возможность размещения нестационарных торговых объектов без предоставления земельных участков.
Таким образом, в мае 2015 года было принято решение о передаче полномочий по размещению нестационарных торговых объектов от департамента имущественных отношений Администрации города Омска в администрации административных округов города Омска.
В этот период начался новый этап реформы мелкорозничной торговли, целью которого стало введение новых принципов размещения, функционирования и администрирования мелкорозничной торговли с одновременным решением самых острых и назревших вопросов, которые никак не решались в предыдущие годы.
Без их решения невозможно было говорить о дальнейшем развитии этого сегмента торговли из-за назревших в нем экономико-социальных и эстетических проблем: в первую очередь неприглядного внешнего вида многих точек.
Системность подхода к размещению нестационарных торговых объектов исходя из принципов минимального давления на городскую инфраструктуру при одновременном выполнении социальных задач (приближение товаров и услуг к потребителям) призвана выполнить схема размещения нестационарных торговых объектов.
Схема призвана решить важнейшую задачу – освобождение городских магистралей от хаотически размещенных неформатных объектов в местах, наиболее неблагоприятных для развития города и комфорта людей.
Придание мелкой рознице нового, цивилизованного, внешнего облика путем внедрения типовых архитектурных решений и типовых требований вот та задача, которая лежит в основе разработанного департаментом городской экономической политики Администрации города Омска постановления, регламентирующего порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
Перестройка и модернизация сохраняющихся объектов также должна производиться по согласованным проектам исходя из общей логики создания лучшего внешнего облика торговли.
Таким образом, приведение в соответствие внешнего облика нестационарного торгового объекта стала наиболее сложной частью начавшейся работы.
Нужно отметить, что новые принципы были сформулированы и введены впервые, практики их реализации и администрирования не было, все инструменты их реализации создавались в рамках реформы.
С целью урегулирования ряда проблемных вопросов, в 2014 году появился целый ряд нормативно-правовых актов Администрации города Омска, направленных на решение задач упорядочения размещения нестационарных торговых объектов.
В первую очередь, Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 23 декабря 2014 года № 1812-п (далее – Порядок).
Данным Порядком предусмотрены механизмы оперативного рассмотрения и внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, противодействия размещению нестационарных торговых объектов без правовых оснований, устранения несоответствий специализации, площади, внешнего вида нестационарного торгового объекта, уборки и благоустройства прилегающей территории.
Порядком определена процедура взаимодействия всех структурных подразделений Администрации города Омска при рассмотрении обращений о внесении изменений в схему размещения НТО, а так же введен исчерпывающий перечень ограничений на размещение НТО, установленный в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
В этом же году департаментом архитектуры впервые были разработаны и утверждены Требования к объемно-пространственным характеристикам киосков и павильонов.
Установление требований к внешнему виду нестационарного торгового объекта предусмотрены в проекте Федерального закона № 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли), разработанном Минпромторгом России, что говорит о приоритете единого архитектурного облика территорий городов над без системным размещением любого рода и вида торговых объектов.
Итогом проделанной работы является постановление Администрации города Омска от 4 августа 2014 года № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска», которым утверждена обновленная схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
Вместе с тем, упорядочиванию размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска препятствует размещение нестационарных торговых объектов без правовых оснований, создающее предпосылки для возникновения нездоровой конкуренции на рынке продажи товаров и предоставления услуг.
Для борьбы с этим негативным явлением в том же 2014 году издано постановление Администрации города Омска от 30 января 2014 года № 95-п «Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске», которым регулируется вопрос выноса самовольно размещенных объектов движимого имущества в том числе нестационарных торговых объектов.
В 2018 году вышеназванные правовые акты претерпели ряд значительных изменений.
Были утверждены новые требования к архитектурному облику нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
Кроме этого появились новые типы торговых объектов – торговые галереи и 2019 году торгово-остановочные комплексы.
Порядок выноса незаконных объектов дополнился процедурой демонтажа таких объектов во внесудебном порядке – это еще один существенный шаг в сторону упорядочения нестационарной торговли.
На первом этапе реализации поставленной задачи:
1. Осуществлен переход на более прозрачный порядок заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов сроком на 5 лет, чего ранее не было.
2. Введены новые аукционные процедуры по размещению нестационарных торговых объектов.
3. Мелкой рознице придан (в большинстве случаев) новый, цивилизованный, внешний облик путем внедрения типовых архитектурных решений и типовых требований.
4. Введен принцип платности размещения нестационарных торговых объектов на новых условиях. Если к примеру в 2014 году плата в бюджет города Омска за размещение нестационарных торговых объектов составляла 108 млн. руб. в год, то в 2018 эта сумма возросла до 275 млн. руб. (при приблизительно одинаковом количестве торговых объектов).
5. Введен принцип специализации торговых объектов – принцип социально-обусловленного развития мелкой розницы, в случае, когда город через узкую товарную специализацию предоставляется долгосрочный ориентир развитию мелкорозничного торгового бизнеса.
В целом, к концу первого этапа, новые принципы удалось реализовать, однако движение вперед ставит новые проблемы и обозначает новые риски. Тем не менее, названные новые принципы продемонстрировали свою, востребованность и необходимость, и подлежат дальнейшему развитию, уточнению и дополнению с учетом новых реалий.
Итак, можно выделить следующие основные проблемы и риски, которым необходимо адекватно противодействовать в ближайшее время путем внесения изменений в нормативно-правовые акты Администрации города Омска:
1. Создать механизм системного и планомерного размещения нестационарных торговых объектов для восполнения дефицита торговых площадей, так как одна из функций нестационарной торговли – восполнение дефицита стационарных магазинов шаговой доступности.
При высоком фактическом уровне обеспеченности населения города Омска площадью торговых объектов в среднем по городу имеет место неравномерность размещения торговых объектов.
В разрезе комитетов территориального общественного самоуправления норматив обеспеченности торговыми площадями выполняется только на территории 31 КТОСа из 76.
Кроме этого, в условиях отсутствия в отдельных микрорайонах стационарных розничных объектов недостаточно стабильно организована торговая деятельность в форматах нестационарной и выездной торговли.
2. Проблема недостаточного правового регулирования отдельных сегментов мелкорозничной торговли, необходимых современному мегаполису и востребованных как гражданами, так и предпринимателями.
Мобильная торговля (торговля через специализированные автомагазины) – мелкорозничный формат, который наиболее подходит для условий мегаполиса с его дефицитом пространства, объективно меняющимися планами по развитию территорий.
В связи с тем, что осуществление мобильной торговли предполагает серьезные инвестиции хозяйствующего субъекта, то данный вид нестационарной торговли должен быть освобожден от излишнего администрирования.
Необходима разработка иных принципов юридического оформления права на размещение таких объектов, коренным образом отличающихся от общих принципов размещения нестационарных торговых объектов.
3. Проблема сроков заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта как одна из основных проблем устойчивого и цивилизованного развития малого торгового бизнеса.
В действующих нормативных актах ни федерального, ни местного уровня не урегулирован вопрос о продлении права на размещение нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора для субъектов – участников аукционов.
Вместе с тем не имеется экономического или иного смысла в том, чтобы каждые пять лет производить перераспределение мест размещения нестационарных торговых объектов. Это приводит участников бизнес сообщества в нестабильные, временные условия, хотя и на более длительный срок, чем до 2015 года, но недостаточный в масштабах планирования и развития любого бизнеса.
Возможность продления договоров без проведения конкурентных процедур, была рассмотрена Министерством промышленности и торговли Российской Федерации еще в 2014 году при утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 – 2016 годы и период до 2020 года.
На сегодняшний день пролонгация договоров на размещение нестационарных торговых объектов успешно применяется в следующих городах: Санкт-Петербург, Ульяновск, Волгоград, Киров.
4. Проблема отсутствия должного контроля за размещением нестационарных торговых объектов, расположенных в границах земельных участков, находящихся в собственности или во владении и пользовании граждан и юридических лиц.
Эта проблема в первую очередь касается размещения нестационарных торговых объектов на придомовых территориях.
В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» – порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пункту 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденного постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64 на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, павильоны, летние кафе.
Пунктом 74 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» предусмотрено, что временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.
Кроме того, существует муниципальная практика установления запрета на размещении нестационарных торговых объектов на придомовой территории, закрепленная в следующих нормативных правовых актах муниципальных образований Российской Федерации:
— постановление Мэрии г. Череповца от 9 июня 2011 года № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города»;
— постановление Администрации ЗАТО город Североморск от 9 апреля 2014 года № 300 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача подтверждений на право осуществления торговой деятельности в нестационарных торговых объектах»;
— постановление Администрации города Нефтеюганска от 14 мая 2019 года № 88-нп «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Нефтеюганска»;
— постановление администрации городского округа «Город Чита» от 17 мая 2012 года № 151 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов».
5. Проблема визуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В настоящее время в Администрации города Омска существует два программных продукта, позволяющих систематизировать, хранить, анализировать и графически визуализировать пространственные (географические) данные, связанные с размещением в том числе нестационарных торговых объектов.
Одна из этих программ (Интерактивная карта мест размещения нестационарных объектов) активно используется в управлении делами Администрации города Омска для учета рекламных конструкций.
Введение визуализированной схемы размещения НТО позволит повысить уровень управления размещением НТО на территории города Омска, даст возможность более качественно вести учет заключаемых договоров и отслеживать незаконно размещенные НТО.
Работа по подготовке графической схемы размещения нестационарных торговых объектов уже начата и к концу 2020 года будет закончена.
Таким образом, рассмотрев вопрос совершенствования механизмов реализации схемы размещения нестационарных торговых объектов, можно сделать вывод, что схема размещения нестационарных торговых объектов является развивающейся системой, преобразующейся вместе с потребностями города, его жителей и бизнеса, которая должна быть предсказуема для функционирования мелкой розницы.
Для выполнения поставленных задач необходимо обеспечить решение определенных технических, процедурных и юридических вопросов, не нашедших отражения в действующих нормативно правовых актах Администрации города Омска.