Все рубрики
В Омске вторник, 20 Октября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 77,9241    € 91,3115

Миссия достать еды в условиях самоизоляции выполнима

10 мая 2020 10:50
0
2236

В Омске растет популярность сервисов дистанционных заказов продуктов и готовой пищи. 

Самоизоляция резко повлияла на рынок услуг доставки еды на дом. Омск вошел в число городов-миллионников по приросту числа компаний общепита с доставкой блюд. За прошлый месяц количество ресторанов, кафе, баров и столовых, переориентировавшихся на доставку готовых блюд, заметно выросло во всех крупнейших городах страны, больше всего, само собой, в обеих столицах – более чем на 50%. Поиск услуги по доставке еды из ресторанов и кафе вырос в целом по России на 42%. Таковы данные картографического сервиса 2gis.ru, основанные на активности пользователей 330 городов России в феврале и марте 2020 года.

Согласно этому же источнику, Омск вошел в топ-10 городов-миллионников по приросту числа компаний общепита с доставкой готовых блюд. Наш показатель – 19,7%. Помимо Москвы, Санкт-Петербурга и Омска, в список вошли Уфа (34%), Самара (29%), Воронеж (24%), Новосибирск (21%), Нижний Новгород (19,8%), Екатеринбург (19,3%), Казань (16%).

По данным департамента городской экономической политики, в службе доставки ресторана «Шато» чиновникам рассказали, что для сохранения покупательского интереса устраивают различные акции: снижают цены на отдельную продукцию. Например, они в два раза скидывали цену на вишневый пирог. Ставку там же делают на продажу замороженных продуктов, которые можно купить впрок – манты, вареники, котлеты.

Но судя по высказываниям новосибирских рестораторов в статьях наших коллег из деловой газеты «Коммерсантъ», перебиться в тяжелые времена доставкой не выгодно тем, кто работаем в премиум-сегменте. «Мы работаем с дорогими продуктами, у нас высокая себестоимость блюд, и мы физически не в состоянии отдавать 35% агрегатору доставки еды. Мы только на него тогда будем работать», – сетовал на прошлой неделе совладелец ресторанов New Mexico и «Гриль и бутыль» Даниил ПРИЦКАУ. Само собой, в выигрыше производители более доступной еды: о росте заказов на доставку заявляют бургерные, пиццерии, хинкальные.

Одной бумагой сыт не будешь

Опять же, омичи стали чаще готовить сами. Так, пресс-служба мэрии сообщила следующее. Начальник отдела дополнительного сервиса супермаркетов «Победа» Елена ПОЗДНЯКОВА отмечала в начале апреля, что спрос на доставку продуктов вырос в 8-10 раз. В период ажиотажного спроса, пришедшегося на вторую половину марта, стоимость среднего чека доходила до 4,5 тысячи рублей. Большим спросом пользовались продукты длительного срока хранения – крупы, масло, из непродовольственных товаров – дезинфицирующие средства, туалетная бумага, салфетки. Теперь ажиотаж прошел и стоимость чека вернулась к привычной для онлайн-магазина отметке – от 2,5 до 3,3 тысячи рублей.

Об увеличении количества заявок почти вдвое сообщили и в супермаркете «Океан», в котором омичи стали покупать чаще овощи и фрукты. В «Сытной площади» спрос вырос на стандартные продуктовые наборы. В два раза участились заказы у СберМаркета, занимающегося доставкой товаров из «Ленты» и Metro Cash&Carry‎. Им пришлось резко увеличить количество сборщиков и курьеров. Стоимость заказа в Омске в период ажиотажа (опять же, вторая половина марта) доходила до 5,5 тысячи рублей, а вес мог достигать 40 кг. Ситуация начала стабилизироваться и стоимость среднего чека снизилась до привычных отметок – 4 – 4,5 тысячи рублей, вес в пределах 17-25 килограммов. Снизился спрос на продукты длительного срока хранения – успокоившиеся омичи стали больше заказывать молочных продуктов, овощей и фруктов.

— Стоимость сборки и доставки заказа составляет 98 рублей за первый заказ, 158 рублей – за каждый последующий. Клиенты могут оформить заказ на нашем сайте или в мобильном приложении. Большая часть нашей аудитории – женщины и матери с детьми. Однако сейчас, конечно, нашим сервисом пользуется самая широкая аудитория: семьи, молодые люди, пенсионеры, – рассказали «Коммерческим Вестям» в пресс-службе учреждения.

Борьба двух титанов

Отдельная история со вскользь упомянутыми агрегаторами по доставке еды. В России за первые же изоляционные выходные количество заказов увеличилось и у Delivery Club, и у Яндекс Еды – двух основных игроков этого рынка. Сервисы получают возможность не только увеличить выручку, но и нарастить аудиторию за счет скидок для новых пользователей. Доставщикам пришлось адаптироваться под новые реалии.

— Мы усилили меры безопасности в сервисе, чтобы снизить риски для клиентов и курьеров. Все курьеры получили рекомендации по профилактике вирусных заболеваний, средства дезинфекции они могут бесплатно получить в офисах служб. Многие рестораны, подключенные к платформе, отслеживают состояние здоровья курьеров при каждой передаче заказа: изменяют температуру, а также просят продезинфицировать руки и короб. Мы минимизируем контакт между клиентами и курьерами. В сервисе нет наличного расчета, и все заказы по умолчанию доставляются бесконтактно. Курьер кладет заказ на термосумку и отходит на расстояние нескольких метров, пока клиент забирает заказ. Для контроля за соблюдением правил бесконтактной доставки курьеры фотографируют заказы на термосумке и отчитываются по каждой доставке. В случае нарушений курьера могут заблокировать в сервисе. В нашем приложении есть возможность оставить курьерам чаевые в электронном виде. Всем клиентам мы рекомендуем использовать такой способ выразить благодарность, так как наличные деньги являются фактором риска. К слову, сейчас электронные чаевые клиенты стали оставлять чаще в два раза, – пояснили «Коммерческим Вестям» в пресс-службе Яндекса.

К слову, о курьерах:

– У нашего сервиса нет своего штата курьеров, мы работаем с профессиональными курьерскими службами и с самозанятыми – в тех регионах, где действует специальный налоговый режим. Доходы доставщиков зависят от количества выполненных заказов. За заказы во время повышенного спроса курьеры получают бонусы. При этом курьеры сами решают, в какие дни и на сколько часов им выходить на работу. Максимальная длительность рабочего дня курьера ограничена: он не может доставлять заказы больше 12 часов в день. Кроме того, если курьер выбирает слоты длительностью больше 40 часов в неделю, система выдает предупреждение о чрезмерной нагрузке. Сейчас, во время пандемии, мы совместно с Яндекс.Такси создали фонд, из которого будут осуществляться выплаты курьерам и водителям в случае заболевания коронавирусом или вынужденной самоизоляции из-за контакта с заболевшим. Для всех остальных случаев с октября 2019 года курьеры застрахованы на всех активных слотах на сумму до 2 миллионов рублей.

Курьеры известные и не очень

В начале апреля Forbes писал о том, что московский предприниматель, владелец агентства «Руки» с оборотом млн. Сергей НОЧОВНЫЙ, устроился работать курьером в Яндекс.Еду развозить еду по московским квартирам. Он объяснил свой выбор тем, что захотел взглянуть на жизнь с нового ракурса:

– Да, я знаю, что такое онлайн-обучение, Netflix, YouTube, уборка квартиры, йога, разбор фотографий на смартфоне, чтение толстых книг. Но у меня много энергии, я привык регулярно заниматься спортом, поэтому перспектива сидеть 24 на 7 взаперти один на один с компьютером меня не вдохновляла. Я слежу за ситуацией в Европе, моя семья живет в Барселоне в режиме карантина уже больше двух недель. Понятно, что эта история надолго, а курьер – одна из немногих профессий со свободным выходом. И я решил совместить приятное с полезным.

Но и в Омске не без героев. Вдохновить своих студентов из музыкально-педагогического колледжа личным примером решил заслуженный артист России, известный актер и режиссер Александр ГОНЧАРУК, выбравший главного конкурента Яндекс.Еды – Delivery Club. Он рассказал нашим омским коллегам:

– Мы преподаем им искусство быть живыми, а лучше всего показывать это на своем примере – и вот тогда это работает! Если образовалась пауза, хотя для меня нынешний период вовсе не похож на паузу, то нужно использовать время, чтобы стать лучшей версией самого себя. В конце 80-х, когда мне было чуть больше двадцати лет, я в Нижнем Тагиле работал курьером – носил заказные письма. Страшно любил Театр на Таганке и летал туда на самолете смотреть спектакли. Вот на эти культурные вояжи в Москву и ставил себе задачу зарабатывать.

За день курьер ГОНЧАРУК развозит до 25 заказов. Зарплата – выше прожиточного минимума. Судя по вакансиям на сайтах по поиску работы, это действительно так. Разброс, правда, большой: от 12 до 39 тысяч рублей в месяц – до 2 500 рублей в день. Выплаты обещаются еженедельные. К претендентам требования не велики – наличие смартфона, паспорта и минимум 18 прожитых лет. Самокаты, велосипеды, личный автомобиль приветствуются. На выбор смены по 4, 6, 8, 10 и 12 часов. Впрочем форумы изобилуют жалобами – зарплата-то способна быть хорошей, но при условии высокой скорости обслуживания. При отказе же брать какой-то слот (например, если точка Б маршрута курьера находится от него слишком далеко и до нее неудобно добираться), можно нарваться на довольно ощутимый штраф в 500 рублей. «Можно даже уйти в минус. Заработок крайне нестабильный», – сетуют некоторые доставщики.

Кстати, некоторые службы такси наделили своих водителей функциями курьеров – в том же Яндексе есть сервис по доставке продуктов или лекарств до подъезда дома или до двери квартиры клиента. Забавно, но в столице, в которой режим самоизоляции значительно жестче, чем у нас, резко повысились в цене фирменные желтые сумки и плащи Яндекс. Еды – с 5 тысяч рублей до 50 тысяч за комплект! Таким образом, находчивые москвичи разгуливают по городу по своим делам «под прикрытием», «скрывающим» от обзора полицейских патрулей.

Дело за роботами

В пресс-службе Яндекса нам тоже охотно рассказали о заказах:

– Спрос в сервисе Яндекс.Еда сейчас повышен и держится на том же уровне, что и в популярные праздники. Средний чек вырос примерно на 100 рублей. Топ самых популярных блюд при этом не изменился. Увеличилось и количество ресторанов, работающих с сервисом: новых подключений сейчас в несколько раз больше, чем раньше. На доставку начинают работать в том числе рестораны высокой кухни и независимые кафе. Чтобы упростить для новых заведений подключение к Яндекс.Еде, мы запустили форму саморегистрации, с помощью которой они могут самостоятельно подключиться к платформе за считанные часы. Мы также приняли пакет мер по поддержке локальных ресторанов. Рестораны, подключившиеся к платформе с 15 марта, смогут получать заказы от пользователей сервиса с нулевой комиссией при доставке собственными силами, а также смогут получить 100 доставок курьерами Яндекс.Еды за счет сервиса. Поддержкой смогут воспользоваться независимые рестораторы и сети, в которые входит до 3 заведений.

Выигрыш и конкуренция налицо: Яндекс Еда анонсировала запуск в апреле сервиса доставки в 32 новых городах, а Delivery Club планируют заниматься доставкой лекарств совместно с агрегатором товаров из аптечных сетей «Все аптеки» от Mail.ru Group. Стартует проект в Санкт-Петербурге. Возможно, это только начало смены облика рынка – в США и Великобритании для доставки продуктов уже используются роботы.

Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 22 апреля 2020 года. 



Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.