Муниципалитет обжаловал все три судебных определения о принятии исков к производству. Но неудачно.
В августе-сентябре 2018 года в Арбитражный суд Омской области поступили три исковых заявления о признании банкротами ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2», МП «Пассажирское предприятие № 7» и «Пассажирское предприятие № 4».
ПП №7
Первым в череде судебных исков было заявление о несостоятельности МП Омска «Пассажирское предприятие № 7», поступившее в суд от Федеральной налоговой службы 20 августа.
Согласно бухгалтерской отчетности за 2016 год, размещенной в открытых Интернет-источниках, выручка предприятия составляла 383 миллиона рублей, а его убыток – 1,73 млн рублей.
На сегодня ПП № 7 является ответчиком по ряду арбитражных процессов. Общая сумма исковых требований к нему, по последним данным, превышает 84 миллиона рублей. Самый крупный кредитор предприятия – налоговая служба, долг ей составляет почти 57 миллионов рублей, из них налог – 52 миллиона 923,38 тысячи рублей, пени – 3 миллиона 800 рублей, штраф – 232,8 тысячи рублей.
Среди прочих кредиторов ООО «Газпромнефть – Корпоративные продажи» (сумма долга – почти 15 миллионов рублей, решение о взыскании обжалуется в суде апелляционной инстанции), АО «Омск РТС» (1 миллион 363 тысячи рублей, решение обжалуется), омский департамент имущественных отношений (8 миллионов 841,65 тысячи рублей), ППО работников МП Пп-7 Общероссийского профсоюза работников АТ и ДХ (863,27 тысячи рублей), ООО «Шины и диски Казань» (453,8 тысячи рублей), а также БУЗОО «КМСЧ № 7», ООО «Теплогенерирующий комплекс», ООО «СМП Импорт», БУЗОО «ГП № 15», АО «Омскэлектро» и другие. По нескольким искам есть «просуженные решения», среди которых требования ИП АНДРЕЕВА Виктора Анатольевича (2 миллиона 526,9 тысячи рублей), ООО «Ойл-Трэйд» (331,74 тысячи рублей) и другие.
Решение суда о принятии 27 августа к производству банкротного иска Пассажирское предприятие № 7 пыталось оспорить, подав на апелляцию. 10 октября Восьмой арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении этой жалобы, поскольку правовых оснований для ее удовлетворения не оказалось никаких.
ОАО «ПАТП № 2»
7 сентября ИФНС по Кировскому округу Омска подала в арбитражный суд аналогичный иск о признании несостоятельным ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2».
Рассмотрение этого дела о признании банкротом происходило по уже знакомой схеме: сразу после принятия иска к рассмотрению ответчик подал на это судебное определение апелляционную жалобу и вскоре получил на него Отказ.
Арбитражных процессов, в которых ПАТП-2 участвует в качестве ответчика, на сегодня шесть, а общая сумма исковых требований к нему составляет 76 миллионов 940 тысяч рублей.
Самые крупные кредиторы предприятия в рамках слушающихся судебных дел – ООО «Газпромнефть – Корпоративные продажи» (14 миллионов 488 тысяч рублей) и, конечно, ИФНС по Кировскому округу Омска, которая подала иск о банкротстве акционерного общества. Задолженность по обязательным налоговым платежам второго омского автопредприятия составляет 60 миллионов 773 тысячи рублей.
Также среди «просуженных» решений – взыскания задолженностей пассажирского предприятия перед ИП БОНДАРЕНКО Андрей Сергеевич (1 миллион 614 тысяч рублей), АО «Омскэлектро» (378,87 тысячи рублей), ООО «ТК «Автобусы Омска» (493,38 тысячи рублей), ООО «Газпромнефть-Региональные Продажи» (1 миллион 386,6 тысячи рублей; решение обжалуется) и другие.
Уставный капитал ПАТП № 2 значительно больше, чем у ПП № 7. И задолженность перед кредиторами у него немного меньше. Однако, согласно бухгалтерской отчетности уже в 2016 году предприятие несло гораздо большие убытки, чем его коллега. Так, два года назад выручка предприятия составила 423 миллиона рублей, но при этом его убыток составил 32,6 миллиона.
ПАТП № 2 тоже попыталось оспорить иск налоговой о банкротстве, но 23 октября Восьмой арбитражный апелляционный суд отказал в этом.
ПП №4
В один день с иском к ОАО «ПАТП №2» в арбитражный суд поступило заявление Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным МП Омска «Пассажирское предприятие №4».
Только в рамках слушающихся судебных дел с предприятия требуют более 102 миллионов рублей. ПП № 2 выступает ответчиком в восьми арбитражных процессах и несколько аналогичных дел о взыскании задолженностей уже завершены.
Крупнейшим кредитором муниципального предприятия, как и в двух предыдущих случаях, является налоговая инспекция, долг перед которой – 91 млн 92,38 тысячи рублей. Среди прочих кредиторов организации можно отметить департамент имущественных отношений Омска, взыскивающий 9 миллионов 681 тысячу рублей. ООО «Газпромнефть – Корпоративные продажи» уже дождалась удовлетворения иска о взыскании в его пользу с ПП №4 11 миллионов 667,45 тысячи рублей. Еще 23 миллиона 392 тысячи рублей у предприятия пыталось истребовать МП Омска «Электрический транспорт», но истцу вернули заявление. Возможно, его еще подадут заново.
По итогам 2016 года выручка должника составляла 350 миллионов рублей, но при этом вместо прибыли у него был зафиксирован убыток в размере 38 миллионов рублей, а стоимость его активов упала в цене на 95 миллионов рублей.
Автопредприятие традиционно попыталось оспорить иск налоговой о банкротстве, но 9 ноября 2018 года получила отказ от апелляционной инстанции.
Необходима скорая помощь
Напомним, финансовые проблемы у всех трех перечисленных омских ПАТП начались не в 2018 году, а значительно раньше.
Именно с этим была связана проведенная в мае-июне этого года реорганизация: объединение трех проблемных ПАТП в составе более-менее стабильного МП «Пассажирское предприятие № 8». В частности, в него были переданы подвижные составы, гаражи, часть имущественного комплекса и работники «убыточных», последние же были сохранены как юрлица и получают с «восьмерки» арендную плату.
Все это было сделано как бы для оптимизации убытков, но, как видно, пока не слишком помогло.
До реорганизации в хозяйственном ведении ПП № 7 находились 17 объектов недвижимого имущества и 142 автобуса, ездивших по 23 городским и пригородным маршрутам. ПП № 4 обслуживало 11 садовых и пригородных маршрутов и 11 городских на 175 автобусах. ПАТП № 2 имел более 200 единиц подвижного состава и обслуживал более 25 городских и пригородных маршрутов.
Переориентация работает
Ситуацию с банкротством трех омских пассажирских предприятий для «КВ» прокомментировал директор департамента имущественных отношений Омска Денис ДЕНЕЖКИН:
– Наша позиция какова: больше не будет практики прошлых лет, когда город мог бросить эти предприятия на боку и просто так оставить. Четверка и Семерка впервые за пять или шесть лет стали прибыльными, не имея автобусов. То есть оказалось, что сдавать автобусы в аренду гораздо выгоднее, чем их эксплуатировать. У них теперь даже есть прибыль – они платят налог. Больше 10 миллионов рублей ежемесячно ПП-8 направляет за аренду, раньше такой практики не было. То есть переориентация все же пошла этим предприятиям на пользу. Мэром была поставлена цель, и она уже почти выполнена: полностью погасить до конца года задолженность ПП-7. То есть мы имели ситуацию: 2015 год – 300 миллионов рублей убытка, потом 350 миллионов, 400 миллионов рублей налоговой задолженности. В этом году мы планируем ее сократить примерно до 170 миллионов. Семерку мы закроем, а потом должны закрыть Четверку и Двойку. Могу сказать однозначно, что мы не собираемся бросать кредиторов, налоговую. Ситуация была такая, что неэффективность менеджмента в этой сфере была настолько высокой, что долги росли, как снежный ком. На текущий момент ПП-8 мало того что рентабельно при действующих тарифах, но оно также смогло гасить и задолженность за предыдущие годы. Понятно, что не без поддержки муниципалитета. Но понимаете, вот то, что мы даем 400 миллионов предприятию, – раньше это просто улетало в трубу, а сейчас, обновив парк, мы получили то, что 280 миллионов у нас уходит на лизинг, и это вложение в будущее, это обновление. За три года мы должны полностью закрыть всю задолженность. Там есть еще долги за дизельное топливо, в бюджет и прочим кредиторам.
Ранее текст был полностью доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 6 ноября 2018 года
Фото http://zanews.ru