Ради новой выставки сотрудник омского историко-краеведческого музея выезжал в командировку в Салехард и на месте изучал нюансы установки чума.
18 февраля в Омском государственном историко-краеведческом музее открылась выставка «Коренные народы Сибири». На ней представлена культура коренных сибирских народов: хантов, манси, ненцев, эвенков, селькупов, шорцев, алтайцев, сибирских татар. На выставку пришли историки, краеведы, журналисты и представители коренных народов Сибири, проживающих в Омске и области.
Выставку открыл директор музея Петр ВИБЕ:
«В нашем музее уже не один десяток лет экспонируются уникальные вещи, относящиеся к культуре народов Севера. Сегодняшняя выставка пополнилась новыми предметами. Посетителям представлены чум и одежда. Например, для создания чума нашему научному сотруднику пришлось выехать в Салехард и все тонкости установки жилища изучить на месте. Привезли из Салехарда также оленьи шкуры и одежду. Даже в наше время коренные жители Севера носят традиционные одежды из оленьих шкур. С 1934 по 1944 годы Тюменская область входила в Омскую, и коренные народы Севера считались жителями нашей области. Татары всегда входили в состав населения Омской области. Сегодня значительная часть татарского населении проживает в ее северных районах».
Научный сотрудник музея Оксана ДЕРБУШ провела экскурсию для посетителей. Она рассказала:
«В основе хозяйственной деятельности народов севера Сибири лежат охота, собирательство, рыболовство и оленеводство. Традиционные занятия и социальные отношения во многом сохранили свои черты до настоящего времени. Большая часть населения ведет типично таежный образ жизни. Юг Сибири и Алтай были заселены в основном тюркскими этническими группами, среди которых – шорцы, алтайцы и сибирские татары. У данных народов к моменту появления русских основой хозяйства было скотоводство. Как вспомогательная отрасль, издавна существовало и земледелие. Значимую роль играли охота, рыболовство и собирательство. На выставке особый интерес представляют коллекция одежды, предметы, позволяющие осветить хозяйство и быт народов Сибири, а также музыкальные инструменты и предметы, отражающие верования».
Центральным экспонатом стала модель чума – традиционного жилища народов Севера. Чум имеет конусообразную форму, поэтому устойчив к сильным ветрам и метелям, а снег скатывается с крутой поверхности. При кочевке чум легко разбирается. Его основа – 30– 40 шестов, которые при переездах в тундре укладывается на нарты. В тайге шесты не возят с собой, а оставляют на определенных местах, куда семьи возвращаются из года в год. Размеры чума зависят от длинны шестов и их количества. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем больше жилище. Летом основа покрывается корой, берестой или мешковиной, а вход закрывается грубой тканью. Зимой для этого используют шкуры лосей и оленей, сшитых в одно полотнище.
В центре чума располагается печь для отопления и приготовления пищи. Жар от нее поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать вовнутрь. Для защиты от ветра к основанию с наружной стороны подгребают снег. Внутри чум застелен циновками и шкурами. У основания шестов складывают шубы-малицы и другие мягкие вещи. Постель расстилается на ночь. Она включает подушки перины и теплые спальные мешки из меха. Установка чума считается делом всей семьи.
Чум делится на три части: черную, красную, белую. Центр чума– красная часть. Главное в ней – очаг. У очага хранят заготовленные дрова, а зимой рядом вешают умывальник. Белая часть – напротив входа в чум, за очагом. Это мужская часть с постелью, мужской обувью, инструментами и охотничьими принадлежностями. Здесь находятся ящик со священными предметами культа. Зимой мужчины изготавливают мелкие домашние предметы, плетут арканы для ловли оленей, ремонтируют упряжь для нарт. Черная часть– женская, и она располагается у входа в чум. Здесь женщина готовит пищу, шьет одежду и хранит вещи и инструменты для рукоделия.
На выставке нижняя часть чума частично незакрыта – для лучшего обзора жилища. Можно увидеть: рукомойник, скамейку, корзину, сумку, блюда, чашки, стол, котел на треножнике и все, что необходимо для жизни в суровых условиях Севера.
На выставке для посетителей представлена краткая информация о численности коренных народов.
К моменту присоединения Сибири к русскому государству ее население составляло около 200 тысяч человек. За прошедшее столетия в результате интеграционных процессов и ассимиляции изменились структура и этнический состав населения.
Далее приводится численность современных народностей Сибири по переписи 2010 года. Западная Сибирь – регион формирования этнических общностей уральской языковой семьи. Народы угорской ветви живут в Обь-Иртышском бассейне: ханты (30 943 чел.) и манси (12 269 чел.). К самодийской ветви принадлежат ненцы (44 640 чел.) На Таймыре проживают нганасаны (862 чел.), между ними и ненцами селятся энцы (227 чел.), южнее располагаются селькупы (3 649 чел.). Наиболее распространенным являются народы относящиеся к алтайской языковой семье. К тюркской ветви принадлежат алтае-саянские народы: алтайцы (74 38 чел.), шорцы (12 888 чел.), чульмцы (355 чел.), карагасы или тофалары (762 чел.). Эти народы занимают нагорье Алтая и Минусинскую котловину, верховья бассейна Оби и Енисея. Сибирские татары: тобольские, тарские, барабинские, томские – расселены на территориях Омской, Томской, Тюменской, Новосибирской областей (6 779 чел.). На Крайнем Севере Восточной Сибири и в бассейне Лены живут якуты (478 078 чел.) и долганы (7 885 чел.). К монгольским народам принадлежат буряты (462 389 чел.), живущие в Прибайкалье. В тунгусскую общность входят распространенные в восточной части Сибири эвенки (37 843 чел.) и эвены (22 383 чел.). Чукчи (15 908 чел.) занимают северо-восточную оконечность Сибири.
В заключение экскурсии по выставке Оксана ДЕРБУШ пригласила посетителей на концерт обертонной музыки от этно-проекта «Siberian Sound Healers».
Фото © Алексей ОЗЕРОВ