«Вечер с Владимиром СОЛОВЬЕВЫМ» раскрыл омичам безграничные возможности омского губернатора.
Сейчас все СМИ говорят о коронавирусе, омские не исключение. Количество вновь заболевших, количество в карантине. Штабы заседают, руководство не спит. «Коммерческие Вести» же опять считают деньги. Большей частью, чужие. Когда региональный бизнес задается вопросом, как выжить в режиме закрытия и самоизоляции, оправдывать скатывание в банкротства и безработицу можно, только убеждая себя, что каждый день может перевесить чашу весов – быть в городе масштабной эпидемии или не быть. Но, главное, мы готовы.
Неожиданная гордость
В период, когда всему миру жизненно необходимы аппараты искусственной вентиляции легких, Александр БУРКОВ 7 апреля, рассказывая в ток-шоу «Вечер с Владимиром СОЛОВЬЕВЫМ» о готовности региона противостоять угрозе коронавируса, сообщил о предстоящем пополнении больниц такими устройствами:
– Что касается коечного фонда на случай чрезвычайной ситуации, связанной с возможной вспышкой коронавирусной инфекции, мы откроем 1900 коек, в том числе 675 – реанимационных с аппаратами искусственной вентиляции легких. На сегодняшний день имеем 402 аппарата ИВЛ. Еще 160 поступает в ближайшую неделю. И 200 нам федеральный центр выделяет дополнительно.
Для понимания, насколько это феерично, нужно иметь в виду, что российские производители (редакция общалась с двумя) по состоянию на начало прошлой недели готовы были принимать заявки на отгрузку не ранее 120-150 дней от момента заказа. Иностранные же производители такого оборудования частично совсем не отгружают на наш рынок – им уже есть куда, другая часть из них готова думать об отгрузке на осень. Эта информация появилась у редакции после общения с их представителями. Но есть еще китайцы, которые технику производят много, быстро и недорого. Их аппараты возможно получить летом. А еще, возможно, связи нового главы омского Минздрава, недавно назначенной Ирины СОЛДАТОВОЙ, дали нам, омичам, допуск к какой-то сказочной заначке.
Правда, портал «Медвестник.ру» 8 апреля привел слова главы Минпромторга РФ Дениса МАНТУРОВА президенту, что, как и защитные костюмы, аппараты ИВЛ являются крайне дефицитной позицией. Сейчас выпуск российских аппаратов составляет 80 штук в неделю. Есть перспективы наращивания, но они зависят от деталей иностранного производства.
Омские нюансы
В это тяжелое время государство выделило регионам деньги на медицину. Помимо 77 миллионов, пришедших на доплаты омским врачам и другому медицинскому персоналу от области, область получила на те же цели еще 108 миллионов дополнительно в качестве федеральных доплат. Но главное, распоряжением Правительства РФ от 27 марта 2020 года наша губерния обрела целый миллиард (1025 млн. рублей) на создание дополнительного коечного фонда и обеспечение этого фонда всем необходимым. Только вот есть опасения, что осваиваться эти деньги будут с «капремонтной» эффективностью. Нет смысла рассуждать, насколько эффективно сначала сокращать коечный фонд, а потом его героически наращивать в сжатые сроки. Но вот если губернатор вопреки мировой и российской тенденциям все «зарешал» по аппаратам ИВЛ, то честь ему и хвала.
Публичные заявления политических лидеров чаще всего несколько расходятся с практической деятельностью. И возникает вопрос. Если уже на этой неделе в область придет 160 аппаратов искусственной вентиляции легких (кстати, чьего производства, кто поставщик, каковы условия контракта и где он опубликован?), а потом Федерация пришлет еще 200 штук (откуда, кто производитель, почему столько именно в Омск?), то что за контракт 205002 с закупкой N2550307931020000096 у единственного поставщика? И еще вопрос. А контракт 205002-1 с закупкой № 2550307931020000124 у того же единственного поставщика? Оба контракта от 1 апреля 2020 года каждый на сумму 103,5 млн. рублей на покупку аппаратов ИВЛ Mindray SV300 с ООО «ДМ-Групп». Срок поставки аппаратов – 30 июня 2020 г. Количество – по 45 штук. Цена – 2,3 млн. за каждый. Предоплата по 30%. Поставка по адресу Минздрава на Красный Путь без указания места установки. Срок действия контрактов – конец декабря 2020 года. Отличаются датой размещения на госзакупках и позицией плана-графика закупок. Да, кстати, а 8 апреля подписан в качестве «контрольного в голову» с тем же ООО «ДМ-Групп» контракт еще на 5 аппаратов на 11,5 млн. рублей вдогонку полностью с теми же вводными. От заказчика, Минздрава Омской области, подписал контракты Александр ПАВЛОВСКИХ. Зачем эти 95 штук в июле в самом лучшем случае? Ведь их еще должны установить, подключить, людей обучить. Не раньше июля. А они еще нужны будут в эти сроки при уже обещано случившемся ивээлном изобилии?
Дело в том, что через ООО «ДМ-Групп» Минздрав пообещал, видимо, закупить не 95, а 100 аппаратов ИВЛ. И эта пятерочка касается контракта, заключенного от 1 апреля в те же сроки поставки и на те же аппараты Mindray SV300 с той же комплектацией. Вот только заключала контракт уже инфекционная больница, а не Минздрав, а потому и возможности у них, очевидно, разные. По деньгам, например. Больница взяла пять аппаратов ИВЛ без предоплаты и по цене (внимание!) 1,95 млн. рублей за каждый. Что на 350 тысяч рублей дешевле, чем каждый из 95 минздравовских. А на таком объеме это уже 33 миллиона рублей разницы. И стало это возможным потому, что бюджет на это был скромный – 10 049 900 рублей. Тут не разгуляешься. Про выделение средств адресно на 5 аппаратов омскому Минздраву наши коллеги уже писали. Бюджет же Минздрава на покупку 95 аппаратов ИВЛ распаковывает присланный миллиард. И это только первая ласточка.
Сибирский размах
8 апреля новый министр здравоохранения заключает контрактна 568 миллионов 976 тысяч рублей. На поставку целого перечня медицинского оборудования из 18 позиций. С ООО «НикМед», компанией с двумя генеральными директорами, адресом в Санкт-Петербурге и бурятским ИНН. Внутри перечня помимо прочего еще 100 аппаратов Mindray SV300, и тоже по 2,3 млн. рублей. Причем все 18 наименований медоборудования не имеют отдельных спецификаций, и так что любимый омским Минздравом Mindray вполне может быть базовой комплектации. А кстати, разница между базовой и максимальной комплектацией, по отзывам медиков, не слишком велика. Только база стоит около 1,4 млн. рублей (найдено и за 1 млн. – см. фото вверху). А еще помимо прочего здесь и компьютерный томограф Siemems Somatom go за 55 млн. рублей (тот же Siemems Somatom go вариации предыдущего года за 40 млн. рублей в контракте от 9 апреля этого года) и передвижной рентгенаппарат за 21 млн. И многое другое. Все без описания опций. Зато с 30% предоплаты. 170 млн. рублей порадуют ООО «НикМед» в течение 10 дней со дня выставления счета. И да, поставка производится экстренно и неотложно – до 30 июня 2020 года.
Запросов цен для всего этого мегалота проведено не было. Омский Минздрав не счел это обязательной процедурой. В отличие от наших соседей на востоке и западе, у которых и денег в бюджете побольше, и уровень свободы, следовательно, тоже. Так вот, для Новосибирска запрос цен по позициям – нормальная практика. Для Тюмени – тоже. Нет, в Омске знают про эту процедуру. Например, КМХЦ Минздрава Омской области или ОКБ ею пользуются. Но не сам омский Минздрав. Но если закупки производятся экстренно и неотложно, то, наверное, со складов? Или если срок поставки аппаратуры составит почти 3 месяца, то, может, стоило запросить предложения?
«Коммерческие Вести» все же верно ранее замечали, что омский Минздрав покупает дорого. Да хоть бы и любимый Mindray, широко известный по watsapp-переписке Александра ПАВЛОВСКИХ со своей бывшей коллегой по Алапаевску Оксаной МЕДВЕДЕВОЙ.
Справедливости ради, Минздрав закупил еще 50 отечественных аппаратов ИВЛ контрактом от 10 апреля. Сумма контракта 205006 составила 93,1 млн. рублей с ценой российского аппарата «Авента-М» в 1млн. 862 тыс. рублей. Правда, предоплата 100% в течение 3 дней с момента заключения контракта. Срок поставки – не позднее 150 дней с даты заключения контракта, что подтверждает информацию редакции о сроках поставки от российских производителей.
Непреодолимая силища
Что же позволяет так лихо и без больших условностей осваивать вполне приличные по региональным меркам суммы? Да форс-мажор же, господа! ФАС, Минфин и МЧС России сошлись на том, что распространение новой коронавирусной инфекции носит чрезвычайный и непредотвратимый характер и является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем заказчики вправе закупать товары, работы и услуги у единственного поставщика по пункту 9 части 1 статьи 93 44-ФЗ.
СПРАВКА "КВ":
Пункт 9 части 1 статьи 93 44-ФЗ:
9) осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
И кстати, если неотложно и экстренно закупленные почти на миллиард девайсы не придут в срок, то это не страшно. Для поставщиков. Ведь стандартно начисляемая пеня за задержку исполнения контракта может не оплачиваться (п.10.9 контракта), если, согласно контракту, сторона докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Как, по-вашему, это может работать? Непреодолимая сила в условиях официально признанной непреодолимой силы?