«Коммерческие вести» представляют читателям полный текст проверки Контрольно-счетной палатой Омска фактов выделения департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска земельных участков. Об этом документе много говорят, но мало кто его читал. Даем Вам такую возможность. И даже не комментируем – все и так ясно.
Заключение
о результатах экспертно-аналитического мероприятия
по вопросу предоставления земельных участков для строительства
с предварительным согласованием мест размещения объектов в период 2013 года
г. Омск 08.09.2014
В соответствии с пунктом 2.4 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Омска на 2014 год, на основании удостоверения от 21.01.2014 № 4, от 17.03.2014 № 4/1 аудитором КСП г. Омска Клюхиным А.В., инспектором КСП г. Омска Даниловой Е.Н. проведено экспертно-аналитическое мероприятие в департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее – департамент архитектуры или ДАГ) по вопросу предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов в период 2013 года.
Юридический адрес департамента архитектуры: 644043, г. Омск, ул. Гагарина, дом 32 корпус 1.
Исследуемый период деятельности: 2013 год.
В исследуемом периоде директором департамента архитектуры, главным архитектором города Омска являлся Тиль Анатолий Генрихович.
В ходе исследования рассматривались обращения граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, направленные в департамент архитектуры.
Обращения граждан и юридических лиц, направленные для исполнения в департамент архитектуры по поручению Мэра города Омска, департаментом архитектуры для анализа не предоставлены.
В ходе подготовки настоящего заключения изучена судебная практика по состоянию на 01.08.2014.
1. Общие положения
Департамент архитектуры является структурным подразделением Администрации города Омска и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3 (далее – Положение о департаменте архитектуры).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области», начиная с 11 февраля 2013 года, к полномочиям органов местного самоуправления Омской области относится осуществление распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
С учетом изложенного, в соответствии с подпунктами 1 – 10 пункта 19 Положения о департаменте архитектуры в сфере земельных отношений департамент архитектуры осуществляет следующие функции:
— планирует использование земель, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена;
— разрабатывает и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов;
— обеспечивает выбор земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства (а в необходимых случаях и для установления их охранных или санитарно-защитных зон);
— запрашивает и получает сведения государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок ним в целях подготовки схем расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории для строительства, градостроительных планов земельных участков, извещения смежных землепользователей;
— определяет разрешенное использование земельных участков, предоставляемых для строительства;
— получает технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и согласования надзорных служб;
— разрабатывает и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства;
— информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства;
— в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена:
— принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта;
— осуществляет подготовку проекта правового акта Администрации города Омска о предоставлении земельного участка для строительства;
— обеспечивает проведение работ по определению границ земельных участков в рамках процедур установления публичных сервитутов, изъятия земельных участков для муниципальных нужд, резервирования земель для муниципальных нужд, а также земельных участков, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий местного значения.
2. Результаты мероприятия
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов (на торгах);
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (без проведения торгов).
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
— выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
— выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
— принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из этапов процедуры получения (предоставления) земельного участка для строительства.
Порядок выбора земельных участков для строительства определен в статье 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктами 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Необходимо отметить, что срок, в течение которого органом местного самоуправления (департаментом архитектуры) обеспечивается выбор земельного участка для строительства и принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Омск, а также в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, правовым актом не установлен.
При этом, Арбитражным судом Омской области (решения по делу А46-2863/2014, А46-5878/2014, А46-7296/2014 и др.) при рассмотрении споров по процедуре выбора земельных участков для строительства, осуществляемой департаментом архитектуры в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Омск, а также в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принимается срок, установленный для обеспечения выбора земельных участков из состава земель, находящихся в собственности Омской области. Так, согласно пунктам 1-3 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, обеспечивается органом местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа в течение шести месяцев со дня поступления. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка от органа местного самоуправления Омской области.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, — деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее — орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
На основании подпунктов 3, 9 пункта 19 Положения о департаменте архитектуры в функции департамента архитектуры входит обеспечение выбора земельных участков на территории города Омска и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решения об отказе в размещении объекта.
С учетом изложенного, выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения или решения об отказе в размещении объекта, осуществляемые департаментом архитектуры, являются муниципальной услугой.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Кроме того, пунктом 2.1. постановления Правительства Омской области от 24.11.2010 № 229-п «О разработке, утверждении (принятии) административных регламентов» органам местного самоуправления Омской области было рекомендовано до 1 апреля 2012 года разработать и принять административные регламенты исполнения муниципальных функций.
Несмотря на изложенное выше, функции в сфере земельных отношений по обеспечению выбора земельных участков и принятию решений о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта осуществляются департаментом архитектуры по настоящее время без административного регламента.
Согласно предоставленной информации в течение 2013 года департаментом архитектуры принято 212 решений о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающих акты о выборе земельных участков (из них 136 решений о предварительном согласовании места размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры) и 205 решений об отказе в размещении объектов.
2.1. Информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства
В процессе обеспечения выбора земельных участков для строительства объектов, в отношении которых заинтересованными лицами подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положенгия оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Процедура информирования населения (сроки, содержание информации и др.) законодательно не определена.
В результате отсутствия административного регламента предоставления муниципальной услуги по выбору земельного участка для строительства и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта департаментом архитектуры информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства осуществляется в произвольном порядке и без указания существенных характеристик предоставляемого земельного участка (его месторасположения, площади).
Так, установлено, что период от подачи гражданином или юридическим лицом заявления о выборе земельного участка для строительства до непосредственной публикации информационного сообщения в средствах массовой информации варьируется от 29 дней до 976 дней, в том числе:
1. По заявлению ЗАО «МЕТТЭМ-Строительные технологии» от 27.02.2013 Вх. № ДАГ/1297 публикация о возможном предоставлении земельного участка для строительства объекта дошкольного образования в границах улиц: Перелета — 1-я Островская — Взлетная — Крупской в КАО г. Омска проведена через 29 дней в газете «Третья столица» № 13 (751) от 28.03.2013. Схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории утверждена после публикации информационного сообщения распоряжением департамента архитектуры от 19.04.2013 № 730-р.
2. По заявлению ГСК «Мотор-125» от 13.03.2013 Вх. № ДАГ/1529 публикация о возможном предоставлении земельного участка для строительства многоэтажного гаража-стоянки вблизи строения № 85а по проспекту Карла Маркса в ЛАО г. Омска проведена через 36 дней в газете «Третья столица» № 16 (754) от 18.04.2013.
3. По заявлению Абрамян О.В. от 09.03.2011 Вх. № 04-02/405 публикация о возможном предоставлении земельного участка для строительства пристройки торгового зала кафетерия вблизи строения 38 по ул. Ленина в ЦАО г. Омска проведена через 911 дней в газете «Третья столица» № 45 (783) от 05.09.2013.
4. По обращению Главного управления по земельным ресурсам по Омской области от 10.08.2009 Вх. № 04-02/6419 публикация о возможном предоставлении земельного участка для строительства торгового комплекса вблизи строения № 12 по проспекту Комарова в КАО г. Омска проведена через 976 дней в газете «Третья столица» № 16 (685) от 12.04.2012.
5. По заявлению Сидоренко К.В. от 24.08.2011 Вх. № 02-02/1117 публикация о возможном предоставлении земельного участка для строительства магазина товаров первой необходимости в 7 м от строения № 12 по ул. Заводская в САО г. Омска проведена через 589 дней в газете «Третья столица» № 14 (752) от 04.04.2013, и др.
Период от публикации информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта также на практике варьируется от 13 дней до 1835 дней, в том числе:
1. После рассмотрения заявления ООО «Агроинновация» от 17.06.2013 Вх. № 3689 в газете «Третья столица» от 26.09.2013 № 48 (786) проведена публикация о возможном предоставлении земельного участка для строительства промышленного объекта и производства, коммунально-складского объекта IV-V классов опасности (машиностроительное производство) по ул. 2-я Солнечная в КАО г. Омска. Распоряжение о предварительном согласовании места размещения указанного объекта принято департаментом архитектуры через 13 дней после публикации № 2588-р от 09.10.2013.
2. После рассмотрения заявления ООО «Акра» от 13.03.2013 Вх. № 1573 в газете «Третья столица» от 17.10.2013 № 51 (789) проведена публикация о возможном предоставлении земельного участка для строительства гостиницы, многофункционального культурно-развлекательного комплекса, административного здания и офисов коммерческих организаций по ул. Волгоградская в КАО г. Омска. Распоряжение о предварительном согласовании места размещения указанного объекта № 2894-р от 01.11.2013 принято департаментом архитектуры через 15 дней после соответствующих публикаций.
3. После рассмотрения заявления Рубина И.В. от 04.04.2013 Вх. № 771 публикация о возможном предоставлении земельного участка для строительства проведена в газете «Третья столица» от 03.10.13 № 49 (787) и от 30.05.2013 № 24 (762). Распоряжение о предварительном согласовании места размещения указанного объекта № 2871-р от 30.10.2013 принято департаментом архитектуры через 27 дней и 153 дня после публикации соответственно.
4. После рассмотрения заявления Омской областной общественной организации «Ассоциация фотографов «Сибирь» от 14.12.2010 Вх. № 04-02/1335 в газете «Третья столица» от 14.04.2011 №18 (623) проведена публикация о возможном предоставлении земельного участка для строительства фотоателье по проспекту Менделеева в Советском административном округе города Омска. Распоряжение о предварительном согласовании места размещения указанного объекта № 2968-р от 11.11.2013 принято департаментом архитектуры через 942 дня после публикации.
5. После рассмотрения заявления Басецкого И.П. от 07.06.2011 Вх. № 02-02/822 в газете «Третья столица» от 22.03.2012 № 12 (681) проведена публикация о возможном предоставлении земельного участка для строительства гостиницы в 580 метрах северо-восточнее строения № 1/2 по бульвару Архитекторов в КАО города Омска. Распоряжение о предварительном согласовании места размещения указанного объекта № 2101-р от 27.08.2013 принято департаментом архитектуры через 523 дня после публикации.
6. После рассмотрения заявления ООО «Омск УАЗ» от 10.10.2007 Вх. № 04-02/1749 в газете «Третья столица» от 30.09.2008 № 47 (469) проведена публикация о возможном предоставлении земельного участка для строительства автоцентра по обслуживанию автотранспорта по ул. Кондратюка в КАО города Омска. Распоряжение о предварительном согласовании места размещения указанного объекта № 2609-р от 09.10.2013 принято департаментом архитектуры через 1835 дней после публикации.
В ходе исследования содержания информированности населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства установлено, что информирование населения осуществляется без указания существенных характеристик предоставляемого земельного участка (его месторасположения и площади).
Так, во всех информационных сообщениях отсутствует сведения о предполагаемой площади земельного участка, в некоторых информационных сообщениях отсутствует привязка земельного участка к зданиям, а указывается только наименование улицы и административный округ, что делает невозможным определение месторасположения земельного участка, в том числе:
1. На основании обращения ООО «Акра» распоряжением департамента архитектуры от 01.11.2013 № 2894-р утвержден акт о выборе земельного участка. Публикация информационного сообщения проведена в газете «Третья столица» от 17.10.2013 № 51 (789) в следующем контексте: «В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ информируем общественность о возможном предоставлении земельного участка для строительства гостиницы, многофункционального культурно-развлекательного комплекса, административного здания и офисов коммерческих организаций по ул. Волгоградская в Кировском административном округе города Омска».
2. На основании обращения Рубина И.В. распоряжением департамента архитектуры от 30.10.2013 № 2871-р утвержден акт о выборе земельного участка. Публикация информационного сообщения проведена в газете «Третья столица» от 17.10.2013 № 51 (789) и от 30.05.2013 № 24 (762) в следующем контексте: «В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ информируем общественность о возможном предоставлении земельного участка для строительства кафе по ул. 70 лет Октября – ул. Дмитриева в Кировском административном округе города Омска».
3. На основании обращения Штукерт Л.В. распоряжением департамента архитектуры от 15.10.2013 № 2670-р утвержден акт о выборе земельного участка. Публикация информационного сообщения проведена в газете «Третья столица» от 07.02.2013 № 5 (743) в следующем контексте: «В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ информируем общественность о возможном предоставлении земельного участка для строительства магазина товаров первой необходимости по ул. Багратиона в Центральном административном округе города Омска».
4. На основании обращения ООО «Вальтер» распоряжением департамента архитектуры № 2649-р от 15.10.2013 утвержден акт о выборе земельного участка. Публикация информационного сообщения проведена в газете «Третья столица» от 18.04.13 № 16 (754) в следующем контексте: «В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ информируем общественность о возможном предоставлении земельного участка для строительства торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска».
5. На основании обращения ООО «Омск УАЗ» распоряжением департамента архитектуры № 2609-р от 09.10.2013 утвержден акт о выборе земельного участка. Публикация информационного сообщения проведена в газете «Третья столица» от 30.09.08 № 47 (469) в следующем контексте: «В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ информируем общественность о возможном предоставлении земельного участка для строительства автоцентра по обслуживанию автотранспорта по улице Кондратюка в Кировском административном округе города Омска».
6. На основании обращения ООО «Агроинновация» распоряжением департамента архитектуры № 2588-р от 09.10.2013 утвержден акт о выборе земельного участка. Публикация информационного сообщения проведена в газете «Третья столица» от 26.09.2013 № 48 (786) в следующем контексте: «В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ информируем общественность о возможном предоставлении земельного участка для строительства промышленного объекта и производства, коммунально-складского объекта IV-V классов опасности (машиностроительное производство) по ул. 2-я Солнечная в Кировском административном округе города Омска».
7. На основании обращения Заборского Ю.А. распоряжением департамента архитектуры № 2549-р от 07.10.2013 утвержден акт о выборе земельного участка. Публикация информационного сообщения проведена в газете «Третья столица» от 25.07.2013 № 36 (774) в следующем контексте: «В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ информируем общественность о возможном предоставлении земельного участка для строительства мойки легковых автомобилей по ул. Светловская в Ленинском АО административном округе города Омска».
8. На основании обращения ООО «ГенераторСтройИнвест» распоряжениями департамента архитектуры № 2529-р и № 2530 от 03.10.2013 утверждены акты о выборе земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Публикация информационного сообщения проведена в газете «Третья столица» от 18.07.2013 № 34 (772) в следующем контексте: «В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ информируем общественность о возможном предоставлении земельного участка для строительства магазина по ул. Бетховена в Кировском административном округе города Омска».
9. На основании обращения ООО «ГенераторСтройИнвест» распоряжением департамента архитектуры № 2436-р от 27.09.2013 утвержден акт о выборе земельного участка. Публикация информационного сообщения проведена в газете «Третья столица» от 18.07.2013 № 34 (772) в следующем контексте: «В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ информируем общественность о возможном предоставлении земельного участка для строительства магазина товаров первой необходимости по ул. 6 Станционная в Ленинском административном округе города Омска».
10. На основании обращения ООО «Строительная инвестиционная группа» распоряжением департамента архитектуры № 2313-р от 16.09.2013 утвержден акт о выборе земельного участка. Публикация информационного сообщения проведена в газете «Третья столица» от 07.03.2013 № 10 (748) в следующем контексте: «В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ информируем общественность о возможном предоставлении земельного участка для строительства гостиницы по улице Масленникова Октябрьском административном округе города Омска».
11. На основании обращения ООО «Строительная инвестиционная группа» распоряжением департамента архитектуры № 2278-р от 16.09.2013 утвержден акт о выборе земельного участка. Публикация информационного сообщения проведена в газете «Третья столица» от 07.03.2013 № 10 (748) в следующем контексте: «В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ информируем общественность о возможном предоставлении земельного участка для строительства крытого физкультурно-оздоровительного комплекса (боулинг-центр) по улице Масленникова Октябрьском административном округе города Омска», и др.
Кроме того, в информационном сообщении, опубликованном в газете «Третья столица» от 22.10.2009 № 42 (535), по обращению ООО «УНО» от 24.08.2009 № 04/09 о выборе земельного участка под строительство оздоровительного комплекса с объектами обслуживания отсутствует не только привязка к зданию, но и информация о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Публикация указанного информационного сообщения проведена в следующем контексте: «В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ информируем общественность о намечаемом строительстве санатория-профилактория по улице Суворова в Кировском административном округе города Омска».
Также установлен случай, когда в информационном сообщении указывается расположение земельного участка, несоответствующее фактическому расположению рассматриваемого земельного участка. Так, в информационном сообщении, опубликованном в газете «Третья столица» от 01.11.2012 № 56 (725) на основании обращения ООО «Перспектива», указано о возможном предоставлении земельного участка для строительства санатория вблизи строения № 66 по улице Куломзинская в Кировском административном округе города Омска. Тогда как, фактическое расположение рассматриваемого земельного участка находится вблизи строений с адресами: улица Суворова, 110, Суворова, 92, Суворова, 90.
Указанные выше факты свидетельствуют о возможности введения департаментом архитектуры в заблуждение населения и юридических лиц о месте расположения и размерах земельных участков, которые планируются к предоставлению для строительства.
2.2. Предоставление земельных участков на торгах
Проведение торгов, как способ предоставления земельных участков, отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ.
В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов, целью которых является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Постановлением Мэра города Омска от 11.07.2008 № 581-п «О рациональном и эффективном использовании земель, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» определено, что приоритетным направлением предоставления земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством, являются торги.
Согласно информации департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее – департамент имущественных отношений) по итогам аукционов по продаже земельных участков для коммерческого использования за период январь — апрель 2014 года средняя стоимость продажи 1 кв.м составила 554,8 руб. (Приложение № 1).
Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» в статью 30 ЗК РФ внесены изменения, согласно которым, начиная с 01.01.2010 органам местного самоуправления предоставлено право установления перечня случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
С учетом вышеуказанных изменений ст. 6 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» была дополнена пунктом 1.1., предусматривающим, что органы местного самоуправления Омской области вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Также, постановлением Правительства Омской области от 24.08.2011 № 163-п «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Омской области» органам местного самоуправления Омской области рекомендовалось установить перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Фактически, перечень объектов, в случае строительства которых предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, и земельных участков, государственная собственность не разграничена, расположенных на территории города Омска (далее – земельные участки), осуществляется исключительно на торгах, был утвержден только спустя 3 года Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах» (далее – Решение № 131). Также, Постановлением Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 (далее – Постановление № 655) дано официальное толкование применения во времени Решения № 131.
Кроме того, предоставление земельных участков для строительства на торгах осуществляется также и в иных случаях, определенных законодательством.
2.3. Заинтересованность нескольких лиц в предоставлении земельного участка для строительства
В соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений в ходе осуществления выбора земельных участков для строительства информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
После проведения департаментом архитектуры публикаций о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства в порядке ст. 31 Земельного кодекса РФ в департамент архитектуры поступали обращения иных претендентов, заинтересованных в предоставлении земельных участков, указанных в публикации.
В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Кроме того, согласно части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, в соответствии с принципами земельного законодательства, а также соблюдением гарантий недопущения, ограничения, устранения конкуренции, наличие нескольких заявок на предоставление земельного участка является основанием для выставления права на заключение договора аренды либо продажи земельного участка на торгах.
Целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Публичная процедура (торги) не позволяет предоставлять кому-либо преимущества, либо ущемлять интересы иных лиц.
Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 14.09.2010 № 4224/10, при наличии нескольких заинтересованных лиц на земельный участок при его предоставлении по процедуре предварительного согласования места размещения объекта право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ.
Установлено, что в течение 2013 года в нарушение земельного и антимонопольного законодательства департаментом архитектуры, несмотря на наличие обращений нескольких лиц о заинтересованности в предоставлении земельных участков для строительства, принимались решения о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающие акты выбора земельных участков, в том числе:
1. распоряжением департамента архитектуры от 30.10.2013 № 2871-р принято решение о предварительном согласовании места размещения кафе по ул. 70 лет Октября – ул. Дмитриева, заявителю – Рубину И.В., тогда как после осуществления публикации в газете «Третья столица» № 24 (762) от 30.05.2013 и в газете «Коммерческие вести» № 24 от 03.07.2013 о возможном предоставлении земельного участка для строительства в департамент архитектуры поступили обращения 3-х лиц, заинтересованных в предоставлении данного земельного участка, в том числе путем проведения аукциона:
— ООО «Декор-Строй» (вх. № Вх-ДАГ/3331 от 03.06.2013);
— ООО «Софт-Сервис» (вх. № Вх-ДАГ/4961 от 30.07.2013);
— Карев С.В. (вх. № ДАГ-ОГ/1409 от 11.06.2013).
Ответы по результатам рассмотрения обращений ООО «Софт-Сервис» и Карева С.В. даны департаментом архитектуры без рассмотрения их по существу. В частности ответы не содержат информации о возможном или не возможном предоставлении указанного земельного участка на торгах, а лишь указано, что информация о проведении аукционов размещается в средствах массовой информации, определенных органом местного самоуправления.
Промежуточный ответ о рассмотрении обращения ООО «Декор-Строй» (исх. № 06/6956 от 01.07.2013) направлен заявителю по истечении 27 дней с даты поступления заявления и содержал информацию о том, что обращение принято к сведению и о результатах его рассмотрения будет сообщено дополнительно. Окончательный ответ департаментом архитектуры направлен ООО «Декор-Строй» после принятия решения о предварительном согласовании места размещения кафе от 30.10.2013 № 2871-р и по истечении 7-ми месяцев с даты поступления обращения (исх. № 06/731 от 24.01.2014). В указанном ответе департамент архитектуры проинформировал заявителя о том, что в соответствии с Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 4 предоставление земельных участков в аренду для строительства не входит в полномочия департамента архитектуры, в связи с чем, предложено принять участие в аукционах на земельные участки, ранее сформированные и направленные в департамент имущественных отношений для реализации с торгов. При этом, в тексте ответа допущена опечатка – указано Решение Омского городского Совета от 11.04.2012 № 4 вместо Решения Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3.
Кроме того, от заявителя ООО «Софт-Сервис» поступило обращение о выборе данного участка в порядке ст. 31 ЗК РФ с указанием назначения объекта, предполагаемого места его размещения, обоснованием примерного размера земельного участка, испрашиваемого права на земельный участок (№ Вх-ДАГ/5152 от 02.08.2013). В ответе департамента архитектуры на данное обращение (исх. № 06/10176 от 30.08.2013) указано, что в соответствии с Решением № 131 кафе входит в перечень объектов, под строительство которых предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах. В связи с чем, а также с учетом того, что имеется заинтересованность третьих лиц, предоставление земельного участка на перекрестке ул. 70 лет Октября – Дмитриева для строительства кафе будет предоставляться без предварительного согласования места размещения объекта путем проведения аукциона.
Несмотря на наличие данных обращений и информирования заявителя о том, что предоставление участка будет осуществляться на торгах, департаментом архитектуры продолжалось осуществление процедуры выбора земельного участка заявителю Рубину И.В.
В октябре 2013 года департаментом архитектуры была проведена повторная публикация о предоставлении вышеуказанного участка для строительства в порядке ст. 31 ЗК РФ в газетах «Третья столица» № 49 (787) от 03.10.2013 и «Коммерческие вести» № 39 от 16.10.2013. Основание и цель проведения повторной публикации у департамента архитектуры отсутствовала.
После повторной публикации вновь поступило обращение ООО «Декор-Строй» (№ Вх-ДАГ/7354 от 18.10.2013), на которое департаментом архитектуры дан формальный ответ, содержащий только сведения о том, в каких официальных источниках средств массовой информации размещается информация о торгах, проводимых Администрацией города Омска.
Кроме того, после повторной публикации повторно обратилось и ООО «Софт-сервис» (№ Вх-ДАГ/8160 от 18.11.2013) указав, что на обращение в июле 2013 года департаментом архитектуры дан ответ о предоставлении данного участка на торгах, вместе с тем при устном обращении ООО «Софт-Сервис» в департамент архитектуры о ходе подготовки материалов для выставления участка на аукцион был дан ответ о том, что данный участок на аукцион не готовится. В связи с публикацией в газете «Коммерческие вести» № 39 от 16.10.2013 вновь сообщения о предоставлении участка в порядке ст. 31 ЗК РФ ООО «Софт-Сервис» просило подтвердить, что предоставление данного земельного участка будет осуществляться на аукционе, а также сообщить, где можно получить информацию о ходе подготовки документации для предоставления участка на аукционе. Ответ на данное обращение департаментом архитектуры дан не по существу заданных вопросов. В частности в ответе на указанное обращение департамент архитектуры сообщил, что ранее заявитель уже был проинформирован о том, где размещаются сведения об аукционах, кроме того, сообщено, что согласно положению, утвержденному Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452, организатором торгов по продаже земельных участков, а также по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков является департамент имущественных отношений.
Несмотря на вышеизложенное, распоряжением департамента архитектуры от 30.10.2013 № 2871-р в нарушение положений земельного и антимонопольного законодательства принято решение о предварительном согласовании места размещения кафе по ул. 70 лет Октября – ул. Дмитриева, утверждающее акт о выборе, заявителю Рубину И.В., тогда как предоставление данного земельного участка должно было осуществляться в порядке п. 4 ст. 30 ЗК РФ без предварительного согласования места размещения объекта, т.е. путем проведения торгов.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 11.06.2013 № 1128-р, ориентировочная площадь земельного участка, предоставляемого для строительства, составила 450 кв.м.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 249,7 тыс.руб.
2. распоряжением департамента архитектуры от 24.10.2013 № 2857-р принято решение о предварительном согласовании места размещения промышленного объекта и производства (обработка пищевых проектов и вкусовых веществ) в 150 м северо-восточнее двухэтажного здания по ул. Заводская, дом 19, заявителю – Лялюшкину С.М., тогда как после осуществления публикации в газете «Третья столица» № 42 (780) от 22.08.2013 о возможном предоставлении земельного участка для строительства, т.е. до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, поступило обращение Карева С.В. (вх. № ДАГ-ОГ/2454 от 30.09.2013) о заинтересованности в предоставлении данного земельного участка, в том числе путем проведения аукциона. Несмотря на наличие данного обращения, департаментом архитектуры была завершена процедура выбора земельного участка в порядке ст. 31 ЗК РФ, тогда как его предоставление должно было осуществляться в порядке п. 4 ст. 30 ЗК РФ без предварительного согласования места размещения объекта, т.е. путем проведения торгов. При этом ответ по результатам рассмотрения обращения Карева С.В. департаментом архитектуры дан не по существу поданного заявления. В частности ответ не содержит информации о возможном или не возможном предоставлении указанного земельного участка на торгах, а лишь указано, что информация о проведении аукционов размещается в средствах массовой информации, определенных органом местного самоуправления.
Кроме того, согласно протоколу заседания комиссии по градостроительству и землепользованию № 10 от 26.07.2013 при рассмотрении обращения Лялюшкина С.М. (вх. № ДАГ-ОГ/1752 от 11.07.2013) было высказано особое мнение члена комиссии, депутата Омского городского Совета, — предложено предоставить данный участок путем проведения аукциона.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 27.08.2013 № 2109-р, ориентировочная площадь земельного участка, предоставляемого для строительства, составила 1763 кв.м.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 978,1 тыс.руб.
3. распоряжением департамента архитектуры от 27.09.2013 № 2436-р принято решение о предварительном согласовании места размещения магазина товаров первой необходимости по ул. 6-я Станционная заявителю – ООО «ГенераторСтройИнвест», тогда как после осуществления публикации в газете «Третья столица» № 34 (772) от 18.07.2013 о возможном предоставлении земельного участка для строительства поступило 2 обращения от иных лиц о заинтересованности в предоставлении данного земельного участка, в том числе путем проведения аукциона:
— обращение ООО «Декор-Строй» (вх. № Вх-ДАГ/5447 от 12.08.2013);
— обращение Карева С.В. (вх. № ДАГ-ОГ/1841 от 22.07.2013).
Кроме того, в департамент архитектуры поступило обращение физического лица Устяна А.А. (вх. № ДАГ-ОГ/2254 от 06.09.2013) о выборе земельного участка в порядке ст. 31 ЗК РФ по указанному адресу для строительства магазина.
Несмотря на наличие заявлений нескольких претендентов на предоставление данного земельного участка для строительства магазина, департаментом архитектуры была осуществлена процедура выбора одному заявителю – ООО «ГенераторСтройИнвест», тогда как его предоставление должно было осуществляться в порядке п. 4 ст. 30 ЗК РФ без предварительного согласования места размещения объекта, т.е. путем проведения торгов.
Ответы по результатам рассмотрения обращений ООО «Декор-Строй», Карева С.В. департаментом архитектуры даны не по существу поданных заявлений и содержат только сведения о том, где размещается информация о проведении аукционов.
На заявление Устяна. А.А. о выборе данного земельного участка для строительства департаментом архитектуры был дан ответ о том, что согласно Решению Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 предоставление земельных участков для строительства магазина осуществляется исключительно на торгах, а также указаны сведения о том, где размещается информация о проведении аукционов.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 23.08.2013 № 2085-р, ориентировочная площадь земельного участка, предоставляемого для строительства магазина, составила 636 кв.м.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 352,9 тыс.руб.
4. распоряжением департамента архитектуры от 27.09.2013 № 2435-р принято решение о предварительном согласовании места размещения магазина по ул. Гашека, заявителю – ООО «ГенераторСтройИнвест», тогда как после осуществления публикации в газете «Третья столица» № 34 (772) от 18.07.2013 о возможном предоставлении земельного участка для строительства в департамент архитектуры поступило 2 обращения от иных лиц о заинтересованности в предоставлении данного земельного участка, в том числе путем проведения аукциона:
— обращение ООО «Декор-Строй» (№ Вх-ДАГ/5445 от 12.08.2013);
— обращение Карева С.В. (вх. № ДАГ-ОГ/1843 от 22.07.2013).
Ответы по результатам рассмотрения данных обращений департаментом архитектуры даны не по существу поданного заявления. В частности в ответе указано только то, что информация о проведении аукционов размещается в средствах массовой информации, определенных органом местного самоуправления.
Помимо обращений, поступивших после публикации, в период осуществления процедуры выбора земельного участка для строительства магазина по ул. Гашека поступило также обращение Устяна А.А. (вх. № ДАГ-ОГ/2255 от 06.09.2013) о выборе земельного участка для строительства магазина западнее строения № 2 по ул. Гашека. Данный испрашиваемый участок расположен поблизости от участка, в отношении которого осуществлялась процедура выбора. В ответе по результатам рассмотрения обращения Устяна А.А. в выборе земельного участка было отказано по причине того, что в соответствии с Решением ОГС № 131 предоставление земельных участков для строительства магазина осуществляется исключительно на торгах. Кроме того, указано, что в границах испрашиваемого участка находится земельный участок с кадастровым номером 55:36:170101:3078, на котором расположен магазин «Магнит», в связи с чем, формирование земельного участка на аукцион для строительства магазина невозможно. При этом возможность реализации на аукционе земельного участка, в отношении которого осуществлялась процедура выбора в порядке ст. 31 ЗК РФ по заявлению ООО «ГенераторСтройИнвест» по ул. Гашека для строительства магазина, департаментом не рассматривалась.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 21.08.2013 № 2067-р, ориентировочная площадь земельного участка, предоставляемого для строительства магазина по ул. Гашека, составила 325 кв.м.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 180,3 тыс.руб.
5. распоряжением департамента архитектуры от 11.07.2013 № 1511-р принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта – курсы водителей автотранспортных средств, вблизи строения № 186, корпус 1 по ул. 7-я Линия, заявителю – Кузнецову Е.Б., тогда как после осуществления публикации в газете «Третья столица» № 10 (748) от 07.03.2013 о возможном предоставлении земельного участка для строительства в департамент архитектуры поступило 2 обращения от иных лиц о заинтересованности в предоставлении данного земельного участка, в том числе путем проведения аукциона:
— обращение Карева С.В. (вх. № ДАГ-ОГ/596 от 19.03.2013);
— обращение Устяна А.А. (вх. № ДАГ-ОГ/712 от 29.03.2013).
Ответ по результатам рассмотрения обращения Карева С.В. департаментом архитектуры дан не по существу поданного заявления. В частности ответ не содержит информации о возможном или не возможном предоставлении указанного земельного участка на торгах, а лишь указано, что информация о проведении аукционов размещается в средствах массовой информации, определенных органом местного самоуправления.
В ответе по результатам рассмотрения обращения Устяна А.А. указано, что оформление испрашиваемого участка осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ, т.е. для предоставления без предварительного согласования места размещения объекта путем проведения торгов, при этом фактически в отношении данного участка была осуществлена процедура выбора.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 11.03.2013 № 363-р, ориентировочная площадь земельного участка, предоставляемого для строительства объекта – курсы водителей автотранспортных средств, вблизи строения № 186, корпус 1 по ул. 7-я Линия составила 1200 кв.м. В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 665,8 тыс.руб.
6. распоряжениями департамента архитектуры от 03.10.2013 № 2529-р и от 03.10.2013 № 2530-р приняты решения о предварительном согласовании места размещения магазина по ул. Бетховена заявителю – ООО «ГенераторСтройИнвест», тогда как после осуществления публикации в газете «Третья столица» № 34 (772) от 18.07.2013 о возможном предоставлении земельного участка для строительства поступило обращение Карева С.В. (вх. № ДАГ-ОГ/1842 от 22.07.2013).
Ответ по результатам рассмотрения обращения Карева С.В. департаментом архитектуры дан не по существу поданного заявления. В частности ответ не содержит информации о возможном или не возможном предоставлении указанного земельного участка на торгах, а лишь указано, что информация о проведении аукционов размещается в средствах массовой информации, определенных органом местного самоуправления.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 15.08.2013 № 2012-р, ориентировочная площадь земельных участков, предоставляемых для строительства магазина по ул. Бетховена составила 264 кв.м (из земель, государственная собственность на которые не разграничена) и 356 кв.м (из земельного участка муниципального образования город Омск).
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 344,0 тыс.руб.
Также необходимо отметить, что согласно утвержденной схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории участок площадью 356 кв.м образован из земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, общей площадью 37 859 кв.м, с разрешенным использованием – земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения, право собственности муниципального образования на который было зарегистрировано в 2012 году. Согласно письму департамента имущественных отношений от 19.09.2013 № Вн-ДИО/12888 формирование указанного участка осуществлялось департаментом имущественных отношений при реализации долгосрочной целевой программы города Омска «Формирование объектов недвижимости для решения вопросов местного значения» на 2010 – 2016 годы, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 28.10.2009 № 834-п, при этом схемы границ земельных участков, занимаемых полосой отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения, подготавливались департаментом архитектуры. За счет бюджета города Омска были оплачены расходы по выполнению кадастровых работ по формированию данного участка, а также по государственной регистрации права собственности.
Также муниципальному образованию г. Омск потребуются дополнительные расходы на формирование и государственную регистрацию права собственности по вновь образованному земельному участку для полосы отвода автомобильной дороги местного значения.
7. распоряжением департамента архитектуры от 12.09.2013 № 2270-р принято решение о предварительном согласовании места размещения станции технического обслуживания легковых автомобилей без малярно-жестяных работ, мойки легковых автомобилей, шиномонтажной мастерской, авторемонтных и автосервисных предприятий (в том числе выполняющих малярные и жестяные работы, обслуживающих грузовые автомобили), мойки грузовых автомобилей вблизи строения № 15 по ул. 3-я Молодежная, заявитель – ООО «Планета-Центр», тогда как после осуществления публикации в газете «Третья столица» № 33 (771) от 11.07.2013 о возможном предоставлении земельного участка для строительства в департамент архитектуры поступило обращение физического лица Карева С.В. (вх. № ДАГ-ОГ/1846 от 22.07.2013).
В аналогичном порядке департаментом архитектуры дан ответ, не содержащий рассмотрения обращения по существу.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 29.08.2013 № 2134-р, ориентировочная площадь земельного участка, предоставляемого для строительства, составила 2000 кв.м.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 1 109,6 тыс.руб.
8. распоряжением департамента архитектуры от 15.10.2013 № 2670-р принято решение о предварительном согласовании места размещения магазина товаров первой необходимости по ул. Багратиона, заявитель – Штукерт Л.В., тогда как после осуществления публикации в газете «Третья столица» № 5 (743) от 07.02.2013 о возможном предоставлении земельного участка для строительства поступило 2 обращения от:
— физического лица Устяна А.А. (вх. № ДАГ-ОГ/333 от 14.02.2013);
— ООО «КД-Компани» (вх. № Вх-ДАГ/1232 от 25.02.2013).
Как и по другим обращениям о заинтересованности в предоставлении земельных участков для строительства департаментом архитектуры даны ответы, не содержащие рассмотрения заявления по существу.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 01.04.2013 № 568-р, ориентировочная площадь земельного участка, предоставляемого для строительства, составила 2080 кв.м.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 1 154,0 тыс.руб.
9. распоряжением департамента архитектуры от 24.10.2013 № 2758-р принято решение о предварительном согласовании места размещения магазина товаров первой необходимости в 7 м от строения № 12 по ул. Заводская, заявителю – Сидоренко К.В., тогда как после осуществления публикации в газете «Третья столица» № 14 (752) от 04.04.2013 о возможном предоставлении земельного участка для строительства поступили обращения иных лиц о заинтересованности в предоставлении земельного участка по ул. Заводская для строительства магазина товаров первой необходимости, в том числе:
— обращение ООО «Декор-Строй» (№ Вх-ДАГ/2224 от 10.04.2013);
— обращение ООО «Юнитекс» (№ Вх-ДАГ/3174 от 29.05.2013).
Ответы по результатам данных обращений департаментом архитектуры даны не по существу поданных заявлений. В частности в ответах не содержится информация о возможном или не возможном предоставлении указанного земельного участка на торгах, а лишь указано, что информация о проведении аукционов размещается в средствах массовой информации, определенных органом местного самоуправления.
Несмотря на наличие данных обращений, департаментом архитектуры была завершена процедура выбора земельного участка в порядке ст. 31 ЗК РФ, тогда как его предоставление должно было осуществляться в порядке п. 4 ст. 30 ЗК РФ без предварительного согласования места размещения объекта, т.е. путем проведения торгов.
Необходимо отметить, что после поступления обращений иных лиц о заинтересованности в предоставлении земельного участка департаментом архитектуры в адрес первоначального заявителя – Сидоренко К.В. направлялось письмо (Исх. № 09/4839 от 07.05.2013) о том, что ввиду обращений нескольких лиц в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» департаментом ведется подготовка необходимых документов для реализации с аукциона данного земельного участка.
Пояснения департаментом архитектуры об изменении позиции и продолжении процедуры выбора земельного участка в порядке ст. 31 ЗК РФ и принятии решения о предварительном согласовании места размещения магазина товаров первой необходимости в 7 м от строения № 12 по ул. Заводская не представлены.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 27.09.2013 № 2438-р, ориентировочная площадь земельного участка, предоставляемого для строительства, составила 1600 кв.м.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 887,7 тыс.руб.
10. распоряжением департамента архитектуры от 07.10.2013 № 2549-р принято решение о предварительном согласовании места размещения мойки легковых автомобилей по ул. Светловская заявителю – Заборскому Ю.А., тогда как после осуществления публикации в газете «Третья столица» № 36 (774) от 25.07.2013 о возможном предоставлении земельного участка для строительства в департамент архитектуры поступило обращение от юридического лица – ООО «Стройавтосервис» (№ Вх-ДАГ/5539 от 15.08.2013) о заинтересованности в предоставлении земельного участка по ул. Светловская для строительства мойки легковых автомобилей.
Согласно ответу департамента архитектуры данное обращение принято к сведению, при этом информация о возможном или не возможном предоставлении указанного земельного участка на торгах в ответе не содержится, а лишь указано в каких официальных источниках средств массовой информации размещается информация об аукционах, проводимых Администрацией города Омска.
Необходимо отметить, что в период осуществления выбора земельного участка в департамент архитектуры обратилось физическое лицо – Скачков К.А., о выборе земельного участка в указанном месте для строительства автокомплекса (автомойка и шиномонтаж) (вх. № ДАГ-ОГ/1621 от 02.07.2013). Обращение рассмотрено на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска 26.07.2013, по результатам которого принято решение о том, что учитывая требования Решения № 131, предоставление данного участка для строительства возможно только в порядке п. 4 ст. 30 ЗК РФ, т.е. без предварительного согласования места размещения объекта.
Несмотря на наличие решения комиссии и данных обращений, департаментом архитектуры была завершена процедура выбора земельного участка в порядке ст. 31 ЗК РФ, тогда как его предоставление должно было осуществляться в порядке п. 4 ст. 30 ЗК РФ без предварительного согласования места размещения объекта, т.е. путем проведения торгов.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры от 21.08.2013 № 2069-р, ориентировочная площадь земельного участка, предоставляемого для строительства, составила 1000 кв.м.
В случае проведения департаментом архитектуры мероприятий, направленных на подготовку участка для реализации его на аукционе, в бюджет города Омска (при средней стоимости продажи 1 кв.м земельных участков на аукционе – 554,8 руб./кв.м) могли поступить денежные средства от продажи данного земельного участка ориентировочно в размере 554,8 тыс.руб.