По традиции «Коммерческие вести» представляют своим читателям очередной финансовый документ целиком и без комментариев
Информация о результатах контрольного мероприятия
«Проверка финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Омский аэропорт», доля собственности Омской области в уставном капитале которого составляет более 50 процентов, за 2014 год»
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.61. плана работы Контрольно-счетной палаты Омской области на 2015 год, распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты Омской области от 29.04.2015 № 60 и от 06.05.2015 № 61.
2. Объект контрольного мероприятия: открытое акционерное общество «Омский аэропорт» (далее – Общество, Омский аэропорт).
3. Проверяемый период: с 01.01.2014 по 31.12.2014.
4. Сроки проведения контрольного мероприятия: с 05.05.2015 по 25.05.2015.
5. Результаты контрольного мероприятия:
В результате проведенного контрольного мероприятия установлено, что ОАО «Омский аэропорт» осуществляет свою деятельность в соответствии с целями определенными Уставом. По итогам деятельности за 2014 год Обществом получена чистая прибыль в размере 310 860,0 тыс. рублей, что на 31,1 процента выше уровня 2013 года. Финансовое состояние Общества можно охарактеризовать как устойчивое.
Положительным моментом в деятельности Омского аэропорта в 2014 году является рост доходов от авиационной и неавиационной деятельности на 27 379,0 тыс. рублей, без учета ООО «ТЗК Омск (Центральный)».
Основными причинами получения положительного финансового результата по итогам 2014 года стало сокращение расходов Общества по объективным причинам, в том числе за счет:
— сокращения инвестиционной программы по решению совета директоров на 55 072,0 тыс. рублей;
— сокращения расходов на оплату лизинговых платежей на 10 629,6 тыс. рублей.
А также за счет:
— получения дохода от продажи 50-процентной доли в уставном капитале ООО «ТЗК Омск (Центральный)» – 300 000,0 тыс. рублей;
— увеличения доходов от размещения свободных денежных средств (в том числе и от продажи доли в уставном капитале ООО «ТЗК Омск (Центральный)» на депозитных счетах в кредитных учреждениях – 33 563,0 тыс. рублей.
При этом в 2014 году среднемесячная заработная плата работников Общества снизилась на 0,3 процента по сравнению с 2013 годом, расходы на предоставление социальных льгот и гарантий работникам Общества сократились на 50 процентов.
Проверкой были установлены факты неэффективных расходов Общества в сумме 10 908,8 тыс. рублей в результате принятых управленческих решений, в том числе на:
— выплату компенсации при сокращении грузчиков и водителей спецмашин, должности которых с 30.04.2015 были восстановлены – 528,8 тыс. рублей;
— оплату зарубежных командировок генерального директора и работников Общества – 773,0 тыс. рублей;
— осуществление представительских расходов на организацию питания – 439,0 тыс. рублей, в том числе в период нахождения в командировках генерального директора – 68,9 тыс. рублей;
— выплату шести работникам дополнительной компенсации при увольнении по соглашению сторон – 2 769,2 тыс. рублей;
— оплату консультационных услуг – 2 510,0 тыс. рублей и рекламные услуги – 2 500,0 тыс. рублей;
— расходы по аренде неиспользуемого в хозяйственной деятельности недвижимого имущества – 1 229,2 тыс. рублей;
— расходы по аренде и содержанию автомобиля TOYOTA LAND CRUISER 200 для обслуживания генерального директора – 153,7 тыс. рублей.
Установлены факты не использования в хозяйственной деятельности нового аэродромного топливозаправщика АТЗ-10 стоимостью 6 640,0 тыс. рублей.
В результате неэффективных управленческих решений была осуществлена сдача в аренду площадей для оказания услуг по упаковке багажа. Данная сделка произведена с нарушением интересов Общества.
Выявлены случаи проведения закупок товаров, работ, услуг с единственным поставщиком без соблюдения принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, установленного п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Также в результате контрольного мероприятия выявлены нарушения и недостатки в деятельности представителей интересов Омской области в органах управления и контроля Общества, а именно:
— планирование советом директоров на 2014 год размера дивидендов по акциям, принадлежащим Омской области, не обеспечило выполнение утвержденного распоряжением Губернатора Омской области от 15.11.2013 № 215-р Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов областного бюджета и совершенствованию долговой политики Омской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в части обеспечения перечисления доходов в виде дивидендов по акциям акционерных обществ с участием Омской области более 50 процентов в 2014 и 2015 годах в размере не менее 25 процентов от чистой прибыли: плановое значение данного показателя, утвержденное советом директоров, составило 2,7 процента от запланированного размера чистой прибыли;
— согласно п. 1.1. ст. 13 Устава Общества в компетенцию совета директоров входит определение приоритетных направлений деятельности Общества, в том числе утверждение стратегии развития, годовых финансово-хозяйственных планов деятельности Омского аэропорта, определение кредитной, инвестиционной и дивидендной политики, а также политики по управлению рисками. При этом ни Уставом Общества, ни трудовым договором с генеральным директором обязанность генерального директора по разработке и предоставлению на утверждение совету директоров указанных документов не предусмотрена;
— стратегия развития Общества на 2010-2015 годы, утвержденная советом директоров 17.09.2010, не соответствует реальному положению дел и требует корректировки;
— отсутствие в Положении о генеральном директоре квалификационных требований в части наличия специального профессионального образования, стажа работы по профессиональной деятельности, а также аналогичных требований к лицам, исполняющим обязанности генерального директора Общества, создает риск принятия генеральным директором (лицом, исполняющим обязанности генерального директора) неверных управленческих решений, которые могут привести к невыполнению Обществом установленных действующим законодательством требований по обеспечению авиабезопасности;
— заключение ревизионной комиссии по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества за 2014 год не содержит данных о соответствии совершаемых Обществом финансово-хозяйственных операций законодательству, Уставу и внутренним документам Общества, что противоречит требованиям Положения о ревизионной комиссии Общества, утвержденного общим собранием акционеров. Кроме того, ревизионной комиссией не выявлены нарушения, установленные в ходе контрольного мероприятия. Это означает, что акционеры и совет директоров не обладают достоверной информацией о финансово-хозяйственной деятельности Общества и о наличии резервов по улучшению финансового состояния Общества, что в свою очередь влияет на недопоступления средств в доход областного бюджета в виде налоговых и неналоговых платежей.
6. По результатам контрольного мероприятия направлены:
— представление объекту контроля для принятия мер по устранению выявленных нарушений;
— информация по результатам контрольного мероприятия временно исполняющему обязанности Губернатор Омской области В.И. Назарову;
— информационные письма о выявленных нарушениях Министерству промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области и Министерству имущественных отношений Омской области;
— копия отчета о результатах контрольного мероприятия в комитет Законодательного Собрания Омской области по собственности.
Аудитор Л.В. Шевченко