Скандалы, интриги, расследования вокруг омского цирка
2 марта Омск посетил министр культуры РФ Владимир МЕДИНСКИЙ. Журналистов он пригласил с собой в вояж исключительно по области, хотя СМИ ожидали экскурсии по городским недостроям – «Галерке», Эрмитажу… И цирку, который уже сдан в эксплуатацию. Дело в том, что за неделю до приезда федерального чиновника нюансы этого ремонта активно обсуждались местной прессой.
Дареному коню…
Одним из главных подарков Омску на 300-летие стало открытие цирка, здание которого не обновлялось более сорока лет. Строительные работы начались там 1 сентября 2015 года. Помимо ремонта фойе, помещений для артистов и животных, манежа и зрительного зала, замены системы кондиционирования и других инженерных сетей, оснащения зала для представлений новым световым и звуковым оборудованием (об этом заявлено на официальном уровне), благоустроили и озеленили прилегающую территорию. Общая стоимость работ составила около 600 млн рублей.
Тендер на заказ от Федерального казенного предприятия «Росгосцирк» (455 млн рублей за капитальный ремонт объекта, 73 млн – за противоаварийные и общестроительные работы) выиграло московское ООО «Строительные технологии» (уставный капитал – 1 млн рублей, директор – Константин ВОСТРИКОВ, учредители – Константин ВОСТРИКОВ (49,5%), Алексей МУЛИН (49,5%), Анатолий МАТВЕЕВ (1%), заключившее контракты почти с двумя десятками субподрядчиков.
Руководитель одного из контрагентов – ООО «Аргис» – Антон КОЗЛОВ рассказал «КВ», что столичный заказчик уже год не выплачивает ему 1,5 млн рублей за выполненные работы (декоративное ограждение спусков в зрительном зале, установка решеток для касс, каркасов для гардеробных систем и др.). Со слов омича, расчет лично гарантировал ему директор ООО «Строительные технологии» Кирилл ИВКИН (12 февраля 2018 года он ушел с этой должности): «В конце 2016 года нас начали подгонять, чтобы успеть к открытию (24 декабря. – Прим. авт.), но документы нам не подписывали, потому что это должен был делать человек, который все время находился в Москве. Елена АГАФОНОВА, директор омского цирка, нас успокаивала, что не закроет акты о выполненных работах, пока с нами не рассчитаются. Перед новым годом нам выписали гарантийное письмо и дали часть денег. В итоге из 3,5 млн рублей мы получили только два. 1,5 млн для нашей небольшой компании – внушительная сумма, поскольку маржа у этого тендера и так была крайне низкой. Фактически ровно столько же денег мы вложили за четыре года работ и теперь просто пытаемся их вернуть. Да, невыгодно, но мы взялись за этот проект исключительно ради портфолио, так как стройка была достаточно статусной».
Помощь по-братски
Однако и когда цирк официально открылся, «Аргис» продолжал работать: «Елена Филипповна просила нас срочно установить ограждения на опасных перепадах в зале, и мы выходили на объект даже ночью. Потом она объявляла, что приезжает труппа и нужно приготовить туалеты, потом что оперативно требуется оборудовать здание поручнями для инвалидов и так далее. Мы всегда входили в положение».
Зато «Строительные технологии» своих наемников, мягко говоря, вниманием не баловали: «Были моменты, – рассказывает Антон КОЗЛОВ, – когда генподрядчик попросту не выходил на связь: руководство не отвечало на сотовые телефоны, а секретарь объясняла, что все в отъезде. Иногда они обещали в Viber, что скоро расплатятся. Так длилось около полугода. Потом они объясняли невыплаты проблемами с Ростехнадзором… В начале 2018-го они снова перестали отвечать на звонки. Их офис в Москве находится на закрытой военной территории, и приезжать туда бесполезно».
На вопрос, почему строители все-таки продолжали работу, несмотря на отсутствие оплаты, КОЗЛОВ ответил, что в Омске тяжело найти столь крупные объекты, плюс какую-то гарантию сулил статус государственной стройки. Впрочем схема с кидаловом субподрядчиков стара как мир. Достаточно вспомнить генподрядчика олимпийских объектов в Сочи ГК «Олимпстрой», задолжавшего миллиарды своим контрагентам: с долга заказчика 130 млн рублей и началось падение омского строительного гиганта – НПО «Мостовик».
Некоторые из коллег «Аргиса» отправились в суд. ООО «ВАН» пытается взыскать с ООО «Строительные технологии» 6,3 млн рублей, однако иск пока оставлен без движения. Ремонтно-строительное управление «Ютис» требует 3,2 млн долга и неустойки. ООО «Снабремонт» присудили 909 тысяч рублей. Но КОЗЛОВ идти по этому пути не спешит: уповает на мирное урегулирование конфликта и честно признается, что не готов вкладываться в судебную борьбу, где нет гарантий успешного результата. Он рассказал, что уже направлял генподрядчику требование принять работы или дать мотивированный отказ. «Строительные технологии» ответили отказом подписывать дополнительные соглашения к договору подряда. Тогда КОЗЛОВ обратился с просьбой повлиять на ситуацию к врио губернатора Омской области Александру БУРКОВУ, написал заявления в местные прокуратуру и ОБЭП. Он также собирался обсудить сложившуюся ситуацию с МЕДИНСКИМ, но найти с ним контакт не удалось (об этом чуть позже). Приезжал в Омск и глава Росгосцирка Дмитрий ИВАНОВ, пообещавший разобраться с ситуацией, однако с руководителем «Аргиса» он не встречался. 2 марта «Строительные технологии» все-таки предоставили КОЗЛОВУ очередное гарантийное письмо о том, что рассчитаются с субподрядчиком в следующем квартале.
Глава ООО «Аргис» не теряет надежды получить причитающееся: «Генподрядчик отзеркаливает свои проблемы с цирком на субподрядчиков. По сути, они находятся в такой же ситуации, что и мы, потому что не могут сдать свои работы Росгосцирку. Еще не внесены изменения в проектную документацию и непонятно, кто должен оплачивать дополнительные работы проектировщику. Были проблемы с Ростехнадзором, сейчас ожидают госэкспертизу. «Строительные технологии» остаются на объекте устранять недоделки, поэтому есть вероятность, что они все-таки рассчитаются с нами».
Опасно? Или нет?
Трагизм ситуации, однако, далеко не в традиционной проблеме расчетов между компаниями. В «КВ» обратился один из бывших работников самих «Строительных технологий» (которому фирма должна зарплату за несколько месяцев), бьющий тревогу: он утверждает, что здание цирка находится в удручающем состоянии и небезопасно для посещения. Свое имя он попросил не называть (в редакции имеется аудиозапись разговора с ним), подчеркивая, что волнуется исключительно за тех, кто ходит в цирк. По его подсчетам, не менее 80% ремонта, произведенного в цирке, подлежит переделке:«Нужно чинить вентиляцию. Есть проблемы и с другими инженерными сетями. Протекает кровля, и весной, в период дождей, это даст о себе знать. Вокруг здания нет ограждения. Когда я там работал, то ходил и спрашивал у всех: как так можно работать? Ведь это же опасно! Но все только улыбались. Когда я довел свои претензии до Росгосцирка, то мне задали недвусмысленный вопрос: «А вы на чьей стороне-то?!».
Что потребуется сделать, чтобы привести цирк в порядок (если верить этому рассказу)? «Да практически переделать многое! – отмечает собеседник. – И чем дольше цирк находится в нынешнем состоянии, тем хуже. Не менее ста миллионов понадобится, чтобы довести до ума этот ремонт. Причем они есть у компании. В финансовой документации я не раз замечал, что оплаченными проходят те работы, которые на самом деле не выполнены. Навскидку, не менее 40 млн рублей было выделено впустую. Компания получала деньги и от фонаря подписывала КС, а теперь пытается подогнать правильно суммы. Естественно, Ростехнадзор не принял эти документы и совершенно правильно сделал».
Генеральный директор ФКП «Росгосцирк» Дмитрий ИВАНОВ считает эту точку зрения, уже вкратце опубликованную другими СМИ, не более чем провокацией, объясняя, что Российская цирковая компания и омский цирк как ее филиал никакого отношения к распрям «Строительных технологий» и их контрагентов не имеют.
В черном пиаре для достижения своих целей обвиняет спикеров и Елена АГАФОНОВА:
– Мне непонятно, почему в отношения между генподрядчиком и субподрядчиками пытаются вмешать цирк, испортив нашу репутацию. Для меня это выглядит как попытка за счет нас привлечь внимание к проблеме, к которой мы не имеем отношения. Те строители, которые активно высказываются в прессе на тему аварийного состояния здания, последний раз были на этой площадке год назад. Какое представление о нынешнем состоянии цирка они могут иметь? Конечно, ремонт продолжается, и я никогда это не отрицала. Я действительно просила провести некоторые работы, например установить ограждения в зале, но обращалась за этим к генподрядчику. Эти работы были выполнены и оплачены, я лично контролировала это.
Директор цирка отмечает, что аварийность здания совершенно исключена – речь все-таки идет о детях, жизнями которых рисковать никто бы не стал, а то, что здание приняли в эксплуатацию, служит главным доказательством того, что все в порядке.
Бывший работник «Строительных технологий» ставит эти заявления под сомнение: он утверждает, что АГАФОНОВА в курсе плачевного состояния здания и сама неоднократно делилась переживаниями по этому поводу. Почему же, со слов экс-работника генподрядчика, директор цирка сама не поднимает этот вопрос на высшем уровне?«Все просто, – рассуждает собеседник, – на самом высшем уровне (читай – премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ)уже доложено, что работы завершились. Приходящие же в цирк с проверкой эмчеэсовцы закрывают глаза на все недостатки».
Цирк уехал, а… остальные остались
Можно бы согласиться с тем, что люди, с которыми не рассчитались, действительно сводят счеты с бывшим работодателем, чтобы придать максимальную огласку своей проблеме. Однако неожиданно серьезные претензии к безопасности здания цирка «КВ» подтвердили два не связанных друг с другом источника из правоохранительных органов – местных и столичных.
Представитель омских дал понять, что доводы экс-работника генподрядчика обоснованны и идет речь о возбуждении уголовного дела в связи с хищением бюджетных средств на стройке омского цирка. Московский же информатор утверждает, что «Строительные технологии», возможно, не более чем типичная «прокладка», вынужденная нанимать реальные строительные компании, чтобы осуществлять хоть какие-то работы.
Источник подтвердил слова экс-работника генподрядчика о том, что в здании так и не был осуществлен полноценный капитальный ремонт крыши, инженерных сетей. Сэкономили и на остеклении, и на фасаде. «Задачи качественно отремонтировать цирк и не стояло, – уверил источник. – Возможно, это просто был проект для освоения средств. Некоторые субподрядчики согласились на выполнение работ, не предусмотренных контрактом, поведясь на обещания, что те будут оформлены отдельно как дополнительные соглашения. Этих работ нет в техзадании к контракту и выполнять их под честное слово было абсурдно. Правовых оснований для оплаты установки заграждений, например, нет».
Цифры
По первоначальному контракту, все еще размещенному на сайте госзакупок, срок окончания работ – до 1 июля 2016 года. 24 декабря 2016 года в омском цирке прошло первое после ремонта представление. На торжественное открытие приехали министр культуры России Владимир МЕДИНСКИЙ и руководитель Росгосцирка Дмитрий ИВАНОВ.
Однако, по данным сайта госзакупок, 17 июля 2017 года было подписано дополнительное соглашение о продлении срока окончания работ до конца 2017 года. Ранее, 11 апреля 2017 года, «Строительным технологиям» было перечислено 78,8 млн руб. Интересно, что он платеж значится как авансовый, хотя вроде бы цирк уже торжественно открыли. 17 августа было перечислено еще 1,52 млн руб.
2 марта 2018 года в завершение визита в Омскую область министра культуры РФ Владимира МЕДИНСКОГО в региональном правительстве состоялось совещание, на которомглава Росцирка заявил, что ремонтные работы в цирке продолжаются (!).
Что касается ООО «Строительные технологии», которое ведет работы и на некоторых других объектах Министерства культуры РФ, в 2012 году его выручка была 12,7 млн руб., в 2014-м – 157,2 млн, в 2015-м – 246,1 млн, в 2016-м – 526,2 млн. И соответственно, если в 2012 году компания отмечала 386-тысячный убыток, то 2016-м – уже 373-тысячную чистую прибыль.
Ранее полный текст был доступен только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 7 марта 2018 года.