Омичей приглашают постигать премудрости Востока.
В Музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля начинается череда мероприятий, приуроченных к 95-летию музея (праздничная дата отмечается в декабре). Первым из них стала выставка «Тропой лотоса», знакомящая зрителей с искусством Востока.
В двух залах представлено свыше 250 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства Бурятии, Вьетнама, Индии, Индонезии, Китая, Монголии, Японии.
Экспозиция разделена на два тематических блока: «Храм» и «Дом». Один из них посвящен буддийскому культовому искусству во всем его многообразии. Второй демонстрирует наиболее интересные светские традиции стран, объединенных культурой буддизма.
– Эта выставка располагает к медленному, неспешному созерцанию, – говорит директор Музея им. М.А. Врубеля Фарида БУРЕЕВА. – Конечно, здесь есть вещи, которые бросаются в глаза, вызывают такой «wow-эффект». Но большинство из них предполагает вдумчивое рассматривание. Коллекция «восточных редкостей» начала формироваться еще в XIX веке. Первые экспонаты поступили из Западносибирского отдела Императорского русского географического общества, которое снаряжало свои экспедиции на Восток, и, соответственно, оттуда привозились различные этнографические сборы. Позже к нам поступали вещи из Государственного музейного фонда, что-то передавалось в дар. Десять лет мы не показывали искусство Востока, поэтому на выставке будет много «премьер».
Так, впервые сегодня демонстрируется масштабная вьетнамская храмовая скульптура, рельефы и детали культовых сооружений. Гипсовые слепки с подлинных образцов XVIII столетия привозились в Московский государственный музей Востока в 1960 году, многое тогда осталось в запасниках. Часть предметов передали омскому музею лишь спустя полвека.
Была проведена большая исследовательская работа, в результате которой стало известно, какими именно мифологическими персонажами являются безымянные Будды. Например, среди выполненных в человеческий рост скульптур есть «Нагасена, прочищающий ухо» или «Будда Шакьямуни в заснеженных горах» – фигуры из храма Тэйфыонг.
Впервые можно увидеть и предметы, любезно предоставленные коллекционерами Омска для нынешней выставки. Среди них – собрание нэцкэ. Традиционные японские фигурки представляют такие же традиционные для Японии сюжеты: «Мышь на персике», «Крыса с просяным колосом», «Лягушка на грибе» и др.
Зрителям наверняка будет интересно познакомиться с китайской живописью шань-шуй и хуаняо, узнать, что такое «сто драгоценностей» и «пять видов счастья».
– «Сто драгоценностей» – это название китайского декора, основанного на символике благопожеланий, – поясняет куратор выставки Ирина СИМОНОВА. – Вот мы видим вазу, расписанную таким образом. Здесь есть и буддийские символы, а даоистские. Лотос – символ Просветления, он тоже является одной из ста драгоценностей. Пион – символ весны, пробуждения природы. А цветущая слива майхуа относится к символам зимы, потому что расцветает первой, когда еще лежит снег. И вот каждый из этих символов несет в себе какую-то смысловую нагрузку, а в целом – это такое благопожелание, где всего много и все сразу.
Кстати, китайцы любят оперировать цифрами. Рядом с вазой можно увидеть тарелки с декором «четыре благородных искусства» (поэзия, каллиграфия, живопись, игра в го) и «Пять видов счастья». Для каждого вида изображена летучая мышь, которая соответствует либо долголетию, либо здоровью, либо легкой смерти. Да, это тоже считается счастьем.
Все витрины на выставке – тематические. Одна из них посвящена каллиграфии и миру чиновников, поскольку без красивого письма в Китае не получить хорошей должности.
Здесь присутствуют печати, нефритовые подставки для кистей, тушечница, капельница, и самый странный предмет – шар в шаре. На самом деле шаров больше, чем два, каждый выточен из цельной кости. Их надо совместить так, чтобы через отверстия прошла костяная палочка. По сути, эта элитная игра-головоломка – прототип кубика Рубика.
Витрина с разноцветными стеклянными флакончиками посвящена не благовониям, а… табаку. Это, пожалуй, единственное, что было завезено в Китай из Европы, а не наоборот. Произошло это в XVII веке, когда начались активные торговые отношения.
– Китайцы верили в волшебную, чудодейственную силу табака, – рассказывает Ирина СИМОНОВА. – Этому способствовал случай, когда была вспышка малярии, и вымирали целые селения, а в том месте, где курили табак, никто не заболел и не умер. Просто табачный запах отпугивал насекомых – переносчиков инфекции. В Китае очень влажный климат, и сохранить табак в нужном состоянии трудно. Поэтому появились табакерки в виде флакончиков с закручивающейся крышкой.
Одними из самых красивых экспонатов являются вазы с изображением фениксов. Собственно, китайский феникс – это та же русская жар-птица. Только значений у него, наверное, больше. Это и солярный символ, корни которого восходят к древним верованиям, когда солнце представлялось в виде птицы, и символ Востока и красного цвета. А еще – символ императора. Считается, если человек видит феникса, он получает известие о том, что скоро появится новый, мудрый владыка. Поэтому образ мифологической птицы входит в благопожелательную символику.
Сходите на выставку. Она продлится до 19 мая.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ