Все рубрики
В Омске пятница, 17 Августа
В Омске:
+22
Пробки: 5 баллов
Курсы ЦБ: $ 66,8932    € 76,0576

У каждого — свой Чехов, своя драма, своя «Дуэль». И не одна

11 мая 2018 11:04
0
853

Зрительское жюри решило, что новая экспериментальная постановка достойна включения в репертуар. 

7 мая в омском «Пятом театре» в рамках проекта «Молодые — молодым» состоялся второй эскизный показ — вниманию зрителей была предложена сценическая версия повести «Дуэль» А.П.Чехова в постановке режиссера Надии КУБАЙЛАТ. Напомним, что стартовал проект в марте эскизом спектакля «Гроза» по пьесе А.Н. Островского в постановке московского режиссёра Антона МАЛИКОВА. Задача творческой лаборатории «Молодые — молодым» — современное прочтение (сценическое воплощение) молодыми режиссёрами классических произведений русской и зарубежной литературы из числа обязательных к изучению по программе средней школы. 

В результате работы лабораторий репертуар театра пополняют лучшие из череды представленных, самые интересные и талантливые постановки. Став репертуарными, эти спектакли будут интересны зрителям разных возрастных категорий, но всё же основная целевая аудитория нынешнего проекта — юные зрители: школьники, студенты.

Режиссёр очаровательна — а покоряет зрителя Надия КУБАЙЛАТ наличием сформировавшегося нравственно-эстетического мировоззрения, и тем, что есть у неё свой собственный стиль режиссуры и (что особенно интересно) — своя собственная тема разговора с Чеховым:

— Чехов — один из сложнейших для театрального воплощения авторов. Через мою задумку я пытаюсь донести до зрителя определённое высказывание. Это история о том, что человек придумывает себе мого иллюзий, которые отвлекают его от обычного процесса жизни — очень банального, тупого выживания. И та иллюзия, которая выраженна через литературных героев классики, — в итоге он эту иллюзию хоронит и просто живёт, оставив желание быть героем, быть великим человеком и больше не ищет смысла жизни ни в литературе, ни в философии. Все мы хотим стать особенными в этой жизни, но на самом деле все мы обычные люди. Можно возомнить себя героем, но на самом деле это — иллюзии. И это следует осознать, — поясняет молодой режиссёр, говоря о своей постановке.

Кстати, повесть «Дуэль» Чехов написал, будучи молодым. И это единственное его произведение, где не только задаются чеховские вопросы, столь характерные для эпохи нового романтизма, но и даётся на эти вопросы прямой ответ. Главный герой повести Лаевский (Артём КУКУШКИН) стремится бежать в столицу, оставив надоевшую любовницу (Виктория ВЕЛИЧКО), которая неверна ему, но от него зависима.

Лаевский — человек никчёмный, ленивый и эгоистичный — рефлексируя, находит в себе черты то одного, то другого персонажа мировой литературы и примеряет на себя то одну, то другую роль, придумывая оправдания всем неприглядным своим чертам — жизненными обстоятельствами, внешними причинами.

И вдруг: сильнейшее потрясение — осознание неотвратимости случайной дуэли, и перед лицом возможной смерти — катарсис, который привёл Лаевского к переосмыслению себя и переоценке ценностей. И в результате этих личностных перемен главный герой оказывается способным на великодушие и достойные уважения поступки. Повесть завершается идилией. 

Великолепен и интересен в спектакле каждый герой. Каждый персонаж пьесы — обособлен и одинок. Каждый — неоднозначен. Каждый — двойственен. Двойственен даже Самойленко (Василий КОНДРАШИН). Обращает на себя внимание остроумное режиссёрское решение — в пьесу введены в качестве действующих лиц три литературных персонажа Онегин (Дмитрий МАКАРОВ), Печорин (Евгений ФОМИНЦЕВ) и Анна Каренина (Ирина БАБАЯН), которые взяли власть над Лаевским и диктуют ему сволю волю. 

Куратор проекта, художественный руководитель театра Никита ГРИНШПУН, подчеркнул:

— Работа получилсь интересная, это то, что я называю «Женская режиссура» — очень чувственная, иногда — восторженная. Здесь нет пошлости, здесь нет цинизма. И актёрски — очень хорошо. Здесь нет ханжества и нет заигрывания. Это — позиция и она вызывает уважение.Как шутит один мой друг, «Санитарный порог присутствует» и он не перейдён ни в одном эскизном эпизоде. Даже продвинутому ханже будет трудно предьявить вкусовые претензии к этому спектаклю. Это сделано очень женственно — легко, «на пуантах». Мягко, талантливо организовано. Воздушная, сливочная режиссура. Здесь нет академичности — в академической драме сходятся ожидания с увиденным. Здесь нет академического подхода -это прекрасно. Здесь режиссёр предлагает трактовку и, на мой взгляд, у неё получилась интересная работа — тонкая, умная. Предложена острая форма, которая требует большей динамичности. Эта предложенная форма мне очень нравится, нужно в этом направлении работать.

По окончании спектакля состоялось обсуждение эскизного показа. Зрители были единодушны во мнении: спектакль стоит оставить в репертуаре, — не было ни одного чёрного шара. Будем надеяться, что спектакль войдёт в репертуар.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ

Loading...




Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.