Фамилии "авторов" мошенничества известны, но обвинения предъявлены не им
24 декабря судья Центрального районного суда Сергей БУЧАКОВ приступил к рассмотрению уголовного дела и. о. директора департамента имущественных отношений администрации Омска Валерия ПОМОРГАЙЛО, обвиняемого в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (ч.3 ст. 286 УК РФ). По данным обвинения, преступление было совершено в марте 2013 года, когда первый заместитель директора депимущества ПОМОРГАЙЛО в течение двух недель исполнял обязанности руководителя ведомства.
История из обвинительного заключения, которое огласил в суде прокурор Дмитрий КАЗАННИК, началась еще в 2004 году, когда Владимир БАТУХТИН и Виталий ШАБСИН учредили ЗАО "Сиб-Тур-Омск". Через два года департамент (тогда — недвижимости Омска) предоставил этой компании в аренду для целей, не связанных со строительством, а именно — для размещения автопарковки и камер хранения, пустой земельный участок площадью 6,8 тыс. кв. м на Левом берегу, рядом с остановкой "Торговый город".
23 июля 2008 года было зарегистрировано ООО "Сигма", одним из учредителей которого стал тот же Владимир БАТУХТИН, и спустя две недели новая организация получила все права по договору аренды участка от ЗАО "Сиб-Тур-Омск".
После этого "при неустановленных обстоятельствах" ШАБСИН обратился к неким ТАРАБИНУ и ЛЕВИЩЕВУ с просьбой помочь ему выкупить участок площадью 6,8 тыс. кв. м. Первым делом "неустановленные лица", в числе которых был установленный ЛЕВИЩЕВ, помогли ШАБСИНУ оформить право собственности на несуществующее строение площадью 74,2 кв. м по адресу 3-я Енисейская, 1/2, якобы, находящееся на интересующем его земельном участке. Этот "дом-призрак" продал ШАБСИНУ какой-то найденный ЛЕВИЩЕВЫМ гражданин, который, по данным следствия, даже не понял, что за бумаги подписывает. Заключая договор купли-продажи в ноябре 2012 года, ШАБСИН и "продавец" предоставили в Управление Росреестра заявление о регистрации права собственности и фиктивные справки. Так Виталий ШАБСИН стал полноправным владельцем несуществующего здания.
ЛЕВИЩЕВ также помог ШАБСИНУ размежевать арендованный земельный участок на два. На один из них, площадью 6 522 кв. м, последний и стал претендовать. Вид разрешенного использования участка был изменен, кадастровый паспорт — получен.
С этим паспортом и правом собственности на "здание" ШАБСИН потребовал от департамента имущественных отношений позволить ему выкупить участок, и 13 марта 2013 года Валерий ПОМОРГАЙЛО подписал соответствующее распоряжение. Прокурор КАЗАННИК убежден, что и.о. директора департамента действовал"умышленно", "в интересах ШАБСИНА", достоверно зная о том, что в 2006 году там не должно было быть объектов недвижимости, а также о том, что предоставляемая заявителю площадь земли "многократно превышает действующие нормативы". Что касается нормативов, обвинитель ссылается на СНИПы и приказ Минстроя РФ №22-п, за нарушение которого уже получили обвинительные приговоры экс-глава Омского района Сергей АЛЕКСЕЕВ и экс-министр имущественных отношений Омской области Александр СТЕРЛЯГОВ. По арифметике, преподанной гособвинением, под свои несуществующие 74 кв. м. ШАБСИН имел право выкупить не более 416 кв. м земли.
На основании распоряжения Валерия ПОМОРГАЙЛО был заключен договор купли-продажи земельного участка между Виталием ШАБСИНЫМ и заместителем директора ДИО Владимиром БУЛЫНКО. Получив преимущественное право выкупа участка, ШАБСИН заплатил за него 398 тысяч рублей. По данным следственной экспертизы, рыночная стоимость площадки в марте 2013 года составляла 9,1 млн рублей. Ущерб в 8,7 млн рублей гособвинение получило из разницы между рыночной стоимостью и тем, что заплатил за участок ШАБСИН.
Адвокат Валерия ПОМОРГАЙЛО Михаил РОМАНОВСКИЙ заявил, что предъявленное его клиенту обвинение, — одно из самых несправедливых на его памяти. Он обратил внимание на то, что Земельным кодексом установлен четкий список документов, которые департамент может потребовать от заявителя. ПОМОРГАЙЛО получил все необходимое и не имел права требовать что-то еще, в том числе, обоснование площади запрашиваемого участка. А "советские" СНИПы, перечисленные прокурором, Минрегионразвития РФ уже и само признало необязательными к выполнению. Что до приказа №22-п, он устанавливает "рекомендуемый" (на этом слове защитник акцентировал внимание) норматив площади, причем не максимальный, а минимальный.
— Даже исходя из того обвинения, которое было здесь сейчас оглашено, совершенно очевидно, что земельный участок выпал из муниципальной собственности не из-за неких преступных нарушений, которые допустил подсудимый, а из-за того, что названные в обвинительном заключении лица (некто ЛЕВИЩЕВ, ШАБСИН и другие) совершили преступление, а именно — мошенничество, представив подложные документы в департамент имущественных отношений, - сказал Михаил РОМАНОВСКИЙ, отметив, что всех этих лиц, которых неустановленными не назовешь, до сих пор не привлекли к уголовной ответственности.
Защитник рассказал, что ПОМОРГАЙЛО, который — уже после подписания распоряжения — засомневался в подлинности представленных документов, сначала обратился в прокуратуру с просьбой прореагировать на "нарушение прав муниципалитета", а затем инициировал иск в Кировский районный суд о признании недействительной сделки между департаментом и ШАБСИНЫМ. На тот момент ШАБСИН уже перепродал участок другим лицам, но Кировский суд удовлетворил заявление депимущества, вернув участок в муниципальную собственность. В апелляционной инстанции это решение устояло, причем Омский областной суд в своем вердикте указал на неуместность ссылки прокурора на 22-й приказ Минстроя.
Валерий ПОМОРГАЙЛО свою вину, разумеется, не признает.
Другие подробности судебного заседания читайте в первом номере "КВ" 2016 года.